Государственное регулирование внешних экономических связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость государственного регулирования внешнеэкономических связей в Российской Федерации.
Нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить сущность и структуру системы государственного регулирования внешнеэкономических связей;
2. Проанализировать основные направления государства в регулировании внешнеэкономической деятельности;
3. Рассмотреть органы, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности.
4. Выявить институциональные преобразования внешнеэкономической деятельности в России.
5. Рассмотреть основные тенденции и проблемы развития внешнеэкономических связей России в условиях глобализации мировой экономики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………4
1. Система государственного регулирования внешнеэкономических связей……7
1.1 Понятие и сущность системы государственного регулирования внешнеэкономических связей……………………………………………………….7
1.2 Структура системы государственного регулирования внешнеэкономических связей………………………………………………………………………………….9
2. Внешнеэкономическая деятельность в России………………………………….15
2.1 Основные направления государства в регулировании внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………………….15
2.2 Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности………….…18
2.3 Институциональные преобразования внешнеэкономической деятельности в РФ…………………………………………………………………………………..…24
3. Направления развития ВЭС в современных условиях ………...………………29
Заключение …………………………………………………………………………..31
Литература…………………………………………………………………………....33

Файлы: 1 файл

ГОС РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭС.docx

— 56.00 Кб (Скачать файл)

В результате либерализация  внешней торговли в России стала  осуществляться широким фронтом  и ускоренными темпами при  отсутствии целостной научно обоснованной концепции и продуманной структурной  политики, при интегрировании принципов  этапности и селективности. Заметно опережая внутренние реформы и становление отечественного рынка, внешнеэкономические преобразования стали все больше отрываться от реального хозяйственного положения в стране.

При этом создавалось впечатление, что здесь, прежде всего, решалась задача создания в частных руках первоначальных относительно крупных накоплений (не всегда законным путем) с целью формирования рыночных преобразований в экономике.

Все это оказало весьма противоречивое воздействие не только на внешнеэкономическое развитие России, но и на ее экономику в целом. Внешнеэкономические  операции стали неотъемлемой частью повседневной, хозяйственной практики значительной части российских предприятий  и организаций. Интересы хозяйствующих субъектов выступают ныне в качестве решающего фактора, определяющего состояние российского экспорта и импорта.

В распоряжении предпринимателей концентрируется также основная часть доходов от внешнеэкономической  деятельности.

Внешнеэкономическая либерализация  должна была иметь также позитивное значение и в плане «вписывания» России в систему мирохозяйственных  отношений и открыв перед ней  путь к активному взаимодействию, в частности, с Европейским Союзом и присоединению к Всемирной торговой организации18.

Как показала жизнь, решение  этих вопросов оказалось далеко не простым, поскольку к новой России, в силу ее односторонней открытости, предъявляются повышенные требования в отношении признания её экономики  рыночной. Попытка не признавать нашу экономику рыночной фактически ведет  к дальнейшей дискриминации нашей  страны во многих сферах международных  экономических связей. В целом, как  неоднократно отмечалось в годовых  докладах ТПП РФ, проведенное реформирование внешнеэкономических связей не оправдало  возлагавшихся на него надежд. Оно  не стало фактором роста и структурной  перестройки российской экономики, а лишь помогало поддерживать ее «на  плаву» в кризисных условиях.

Более того, поспешность  при его осуществлении, нежелание  считаться с особенностями отечественной  экономики усугубили присущие ей еще с прежних времен «узкие места» и диспропорции. Отмена ограничений  на вывоз топливно-сырьевых товаров  в условиях более высоких мировых  цен на них (по сравнению с внутренними) привела к гипертрофированному развитию экспорта сырья в ущерб внутренним потребностям страны.

В то же время ограничение  возможностей государства по перераспределению  экспортных доходов сырьевых отраслей в пользу обрабатывающей промышленности, импортозамещающих производств препятствовало осуществлению структурной перестройки российской экономики.

Еще более острые проблемы создало то обстоятельство, что в  результате внешнеэкономической либерализации  российская экономика оказалась  слабо защищенной от колебаний мирохозяйственной конъюнктуры, а внутренний рынок односторонне открыт для иностранной конкуренции гораздо шире, чем это было сделано во многих других странах мира.

Переход к рыночной экономике  открытого типа не может быть отдан  на откуп, особенно на начальной стадии, стихийной игре рыночных сил. Нужна  активная роль государства в определении  и регулировании направлений  и условий развития рыночных процессов  в интересах всего общества, а  не отдельных его слоев. Тесное сопряжение действий государства и предпринимательства - вот та животворная сила, которая  способна обеспечить эффективное продвижение  рыночных реформ в России.

В настоящее время, по оценке Федеральной службы по валютному  и экспортному контролю, в России насчитывается примерно 670 тыс. участников внешнеэкономической деятельности или 23% общего числа зарегистрированных хозяйствующих субъектов.

Подавляющее большинство  из них составляют предприятия негосударственных  форм собственности - акционерные компании и частнособственнические фирмы. По отдельным направлениям внешнеторгового  бизнеса важную роль играют также  государственные организации (реализация военной техники и космических  услуг) и предприятия с участием иностранного капитала (экспорт нефти).

К настоящему времени определился  ряд предпринимательских структур, устойчиво и профессионально  осуществляющих внешнеторговую деятельность. Примерно две трети российского  экспорта обеспечивают 60-70 предприятий. К ним относятся, в частности, крупные промышленные концерны и  объединения, образовавшие в своем  составе специализированные экспортные компании или внешнеторговые и сбытовые подразделения. Некоторые из них  создали за рубежом сеть дочерних предприятий и филиалов, превратившись  фактически в транснациональные  корпорации.

 

 

3. Направления развития ВЭС в современных условиях

ВЭД представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных  отношений с зарубежными странами.

Главной причиной возникновения  и развития ВЭС между странами является международное разделение труда.

Основные направления  развития ВЭС в современных условиях:

  • восстановление и развитие экспортного потенциала страны;
  • использование иностранных кредитов для технического переоснащения;
  • повышение конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке на основе модернизации производства;
  • изменение структуры импорта за счет увеличения удельного веса продукции промышленного производства в форме высокоточных технологий;
  • обеспечение экономической безопасности страны за счет совершенствования экспорта и импорта;
  • осуществление государственных программ, направленных на развитие ВЭД.

В современных условиях интеграция экономической жизни идет по многим направлениям, таким как:

  • обмен средствами производства, технологиями, информационными структурами;
  • развитие торговли;
  • рост обмена научно-техническими знаниями;
  • международную миграцию рабочей силы.

В современных условиях происходит качественное обновление технологической  базы производства за счет:

  • внедрения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;
  • изменения структуры производства и потребления;
  • использование экспорта научно-технической информации научно-технических услуг.

Для усиления позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных параметров ВЭД, повышение вклада внешнеэкономической сферы в решение задач модернизации национального хозяйства государством реализуется программа «Развитие внешнеэкономической деятельности». Срок реализации государственной программы с 2012 по 2016 годы.

Основными задачами данной программы являются:

  • формирование системы институтов и механизмов развития ВЭД, обеспечивающих конкурентоспособные условия деятельности российских компаний на мировом рынке;
  • мобилизация возможностей и преимуществ международного экономического сотрудничества для обеспечения устойчивого, инновационно-ориентированного развития национальной экономики;
  • максимально полное раскрытие потенциала экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза в интересах ускорения социально- экономического развития России и других стран-участниц;
  • совершенствование системы государственного регулирования ВЭД в России и в рамках Таможенного союза для эффективной защиты экономических интересов России и других стран-участниц Таможенного союза в процессе дальнейшей интеграции в систему мирового хозяйства;
  • совершенствование таможенной деятельности и повышение конкурентоспособности таможенных услуг в целях содействия развитию ВЭД, снижения издержек для участников ВЭД и рисков функционирования единой таможенной территории Таможенного союза для России.

 

 

 

 

Заключение

Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально  новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах. Все это  является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными  партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

Однако спад промышленного  производства, ухудшение конъюнктуры  мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса  рубля отрицательно влияют на структуру  и динамику экспорта в стране.

По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции  в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических  связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение  таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным  партнерам вызвало сокращение удельного  веса оборудования и технологий в  импорте.

Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность  их участия во внешнеэкономических  связях, разграничение собственности  отдельных субъектов, определения  статуса природных ресурсов в  регионах, распределение доходов  от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами.

Все это является сильным  тормозом в развитии внешнеэкономических  связей, а значит, развития экономики  страны в целом.

Тем не менее, не смотря на возникающие  трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о  некотором улучшении экономической  ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная  необходимость государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов  экспорта, привлечения иностранных  инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, — принимать  законодательные акты, устанавливающие  правила осуществления ВЭД, и  контролировать их неукоснительное  соблюдение.


Информация о работе Государственное регулирование внешних экономических связей