Основы государственного
регулирования жилищно-коммунального
хозяйства.
Основной сферой существования
и жизнедеятельности гражданина является
его главное жизненное пространство, а
именно, его жилище. Конституция Российской
Федерации и Жилищный кодекс Российской
Федерации свидетельствуют о том, что каждый
человек имеет право на жилище. А чтобы
обеспечить это право, должна проводиться
санкционированная жилищная политика.
Жилищная политика
Российской Федерации – это мероприятия, предпринимаемые
органами государственной власти и местного
самоуправления, направленные на обеспечение
соблюдения права гражданина Российской
Федерации на жилище.
Органы государственной власти
и органы местного самоуправления в пределах
своей компетенции обеспечивают условия
для осуществления гражданами права на
жилище. Неотъемлемой частью жилищной
политики является система жилищно-коммунального
хозяйства.
Жилищно-коммунальное
хозяйство (ЖКХ) – комплекс
отраслей экономики, обеспечивающий функционирование
инженерной инфраструктуры различных
зданий в населенных пунктах, создающий удобства и комфортабельность проживания
и нахождения в них людей путём предоставления
им широкого спектра услуг. Включает в
себя также объекты социальной инфраструктуры
для обслуживания жителей.
Производственная структура
ЖКХ в настоящее время интегрирует более
30 видов деятельности, ведущие из которых
жилищное хозяйство, теплоснабжение, холодное
и горячее водоснабжение, водоотведение
и очистка сточных вод.
При наличии ряда общих родовых
признаков с другими отраслями социально-экономического
характера, жилищно-коммунальные услуги
имеют видовое своеобразие, т.к. непосредственно
связаны с воспроизводством жилищного
фонда, который в значительной мере определяет
ход экономических, социальных, демографических
и политических процессов.
ЖКХ, являясь одной из важнейших
отраслей обслуживания, представляет
собой наиболее крупную часть народного
хозяйства, основой его развития является
рост населенных пунктов и потребности
населения в услугах жилищно-коммунального
хозяйства.
В жилищно-коммунальной сфере
присутствует следующие субъекты рынка:
государство, фирмы, домашнее хозяйство.
В данном случае домашнее хозяйство представляет
собой собственник жилья, являющийся главным
субъектом рынка ЖКУ конечным звеном,
главным его компонентом. При взаимодействии
институтов на различных уровнях власти
вырабатывается определенная система
мер. Взаимодействие собственника жилья
с властными структурами осуществляется
посредством управления им многоквартирным
домом (МКД) любым из законодательно возможных
способов: управляющие компании, товарищества
собственников жилья и жилищно-строительные
кооперативы. Управление ЖКХ относится
к ведению субъектов Российской Федерации
и местного самоуправления, а участие
государства заключается в нормативном
регулировании, координации, контроле
и обеспечении прав и законных интересов
субъектов управления, определении приоритетов
в структурной политике, лицензировании,
регистрации, повышение устойчивости
функционирования, модернизация инженерной
инфраструктуры. Важнейшим показателем
этого процесса является снижение количества
коммунальных аварий. За этой динамикой
стоят инвестиции в капитальный ремонт
домов и модернизацию инженерной инфраструктуры
ЖКХ, усилия по переселению граждан из
ветхого и аварийного жилищного фонда.
Вся деятельность институтов,
представленных властными структурами
на разных уровнях, направлена на достижение
максимального эффекта функционирования
всей институциональной системы.
Целью государственной
жилищно-коммунальной политики в условиях современного развития
экономики является обеспечение доступности
жилья для всех категорий граждан, соответствия
его комфортности потребностям населения.
Задачами развития
отрасли являются:
- ликвидация в среднесрочной
перспективе аварийного и ветхого жилья;
-содействие самоорганизации
населения на жилищном рынке, организации
эффективного управления многоквартирными
домами;
- модернизации сферы ЖКХ,
приведение жилищного фонда к
состоянию, отвечающему условиям
энергоэффективности;
- обеспечение социальной
защиты отдельных групп граждан
(пожилых людей, инвалидов, многодетных
семей и т.д.) в части оплаты
коммунальных услуг;
- совершенствование тарифной
политики;
- завершение процесса
финансового оздоровления предприятий
ЖКХ;
- привлечение бизнеса (включая
зарубежных инспекторов) к управлению
и инвестированию в жилищно-коммунальную
инфраструктуру, развитие частно
- государственного партнерства
в сфере представления коммунальных
услуг.
Реализация столь масштабных
общегосударственных задач, с одной стороны,
предполагает объединение усилий всех
ветвей и уровней власти, с другой, требует
соответствующего экономического поведения
самого гражданина. Многое зависит от
организации дела, четкого распределения
функциональной нагрузки, механизмов
формирования и порядка распределения
и использования ресурсов как на государственном
и муниципальном уровне управления, так
и на уровне конкретного человека.
Основной формой
регулирования ЖКХ является приватизация помещений,
т.е. бесплатная передача в собственность
граждан Российской Федерации на добровольной
основе занимаемых ими жилых помещений
в государственном и муниципальном жилищном
фонде. Таким образом, собственники получают
право по своему усмотрению распоряжаться
принадлежащим им имуществом, например,
самостоятельно выбрать форму управления
своим домом, предпочесть ту или иную обслуживающую
организацию, установить тарифы по оплате
жилищно-коммунальных услуг.
За последние годы в Жилищно-коммунальной
системе России накопилось большое число
противоречий. Одной из главных проблем,
влияющих на эти противоречия, является
невозможность взаимодействия между организациями,
предоставляющими услуги на рынке жилищно-коммунальных
услуг. По мнению экспертов такому взаимодействию
мешают четыре основных фактора:
1) Разбалансированность
тарифов, когда, например, предприятие
водоснабжения становится банкротом
из-за роста цен на электроэнергию,
а повысить свои цены на
воду не имеет права.
2) Неплатежи со стороны
государства. В первую очередь
это касается компенсации государством
различных льгот и субсидий
и просто щадящих цен на
услуги ЖКХ, предоставляемых населению.
3) Неплатежи самого населения,
которые, однако, за последние годы
стали гораздо стабильнее.
4) Долгосрочные соглашения
в российских условиях пока
крайне затруднительны. Спланировать
договорные отношения на срок
даже в 20 лет почти невозможно,
поскольку это связано с большими
рисками из-за трудно прогнозируемого
развития отрасли.
Учитывая особую значимость
стабильности функционирования ЖКХ как
системы жизнеобеспечения, дальнейшего
повышения качества коммунальных услуг,
а также постоянный рост правонарушений
в сфере ЖКХ, утверждается, что функции
государственного контроля, осуществляемого
в ЖКХ, требуют усиления их правовой регламентации
и совершенствования юрисдикционной деятельности
государственных органов.
В заключение необходимо отметить,
что в настоящее время проблемы жилищной
политики вызывают неподдельный интерес
практически у всех жителей страны. Каждый
гражданин заинтересован в сохранности
и стабильности своего имущества, и, в
первую очередь, своего жилища. Но не все
знают, что необходимо делать для этого.
Закон о приватизации стал результатом
того, что граждане стали собственниками
помещений, которые раньше принадлежали
государству. Теперь перед нами стоит
задача рационального управления своей
жилой площадью.
Эффективность экономики впрямую
зависит от того, каковы ее трудовые ресурсы
(по количеству и качеству) и насколько
эффективно они используются. Государство
оказывает регулирующее воздействие на
весь процесс воспроизводства трудовых
ресурсов: формирование, распределение
и перераспределение, а также их использование.
При таком подходе обеспечивается Целостность
регулирующего воздействия - его целевая
направленность, преемственность и последовательность.
Целью государственного регулирования
в области управления трудовыми ресурсами
является эффективная занятость населения,
достигаемая на основе роста уровня и
качества жизни, повышения качества и
конкурентоспособности рабочей силы,
стимулирования рационального распределения
трудовых ресурсов по секторам и отраслям
экономики, а также обеспечения гарантий
в области социально-трудовых отношений.
Государственная политика в
области управления трудовыми ресурсами:
Формирование ресурсов – (демографическая
политика, политика в области профессиональной
подготовки трудовых ресурсов);
Распределение и перераспределение
трудовых ресурсов – (политика на рынке
труда и в области занятости населения,
миграционная политика);
Использование трудовых ресурсов
– (политика в области социально-трудовых
отношений).
Механизм государственного
управления в социально-трудовой сфере
функционирует на основе комбинирования
различных форм регулирования.
Защитное регулирование предназначено
для недопущения и ограничения действий,
которые создают угрозу для социального
благополучия различных групп населения.
Оно осуществляется через создание и поддержание
правовой базы, обеспечивающей реализацию
социальных норм, принципов, гарантий
и прав граждан страны в сфере социально-трудовых
отношений. Поощрительное регулирование
способствует созданию условий, в которых
могут существовать и развиваться определенные
формы деятельности, например региональные
программы поддержки малого бизнеса.
Ограничительное регулирование
имеет целью создать препятствия отдельным
лицам или группам людей действовать таким
образом, чтобы они могли получить преимущества
по сравнению с другими (запрет на совмещение
депутатской и предпринимательской деятельности,
это распространяется и на госслужащих).
Директивное регулирование
предполагает руководство трудящимися
в тех направлениях, которые, по мнению
правительства или согласно заявлениям
трудящихся, могут соответствовать их
интересам (трудовое законодательство,
тарифные ставки, выходные и праздничные
дни и др.).
Финансовое регулирование (налоги
и субсидии) позволяет стимулировать рост
занятости за счет создания новых рабочих
мест, выхода предприятий из сферы «теневого»
использования рабочей силы, повысить
активность граждан по поиску доходного
занятия и т.д.
Регулирование на разных уровнях
управления - общегосударственном, региональном,
отраслевом, внутрифирменном.
Экономическое регулирование
занятости реализуется посредством определения
экономической стратегии и макроэкономического
регулирования. Такое регулирование осуществляется
как на федеральном, так и на региональном
уровне, что позволяет при подготовке
и реализации программ экономического
развития в большей мере учесть демографические,
социально-экономические, природно-климатические
особенности отдельных административных
образований.
Специфика политического регулирования
всегда связана с особенностями государственного
и политического устройства той или иной
страны. Влиятельные политические силы
формируют и реализуют подходы к регулированию
рынка труда на основе социально-экономических
приоритетов развития государства.
Демографическая
политика Российской Федерации. Демографическая политика
- это целенаправленная деятельность государственных
органов и иных социальных институтов
в сфере регулирования процессов естественного
воспроизводства населения. Она призвана
воздействовать на формирование желательного
для общества режима воспроизводства
населения, сохранения или изменения тенденций
в области динамики численности и структуры
населения, темпов их изменений, динамики
рождаемости, смертности, семейного состава,
расселения, внутренней и внешней миграции,
качественных характеристик населения.
Демографическая политика составляет
основу социально-экономической политики
государства. Ее содержание и результаты
реализации оказывают решающее влияние
на развитие всех сторон общественной
жизни. Состояние экономики, обороноспособность
страны, качество жизни населения, политическая
и социальная стабильность зависят от
того, в какой степени в том или ином государстве
решаются вопросы формирования и развития
трудовых ресурсов.
Задачи демографической политики
Российской Федерации следующие:
1) в области укрепления
здоровья и увеличения ожидаемой
продолжительности жизни.
2) в области стимулирования
рождаемости и укрепления семьи.
3) в области миграции и расселения.
Политика в области
профессиональной подготовки трудовых
ресурсов. Качество подготовки трудовых
ресурсов является важнейшим фактором
социально-экономического развития и
конкурентоспособности страны на мировом
рынке. Рост производительности труда
в современном мире основывается на повышении
профессиональных характеристик рабочей
силы, что способствует переходу экономики
на передовые технологии, необходимому
для ускорения темпов роста народного
хозяйства. В то же время образование и
профессиональная подготовка населения
дают ряд позитивных социальных результатов:
рост доходов, улучшение здоровья, снижение
уровня безработицы, сглаживание социального
неравенства и др.