В настоящее время образовательная
структура трудовых ресурсов характеризуется
практически равными долями граждан, имеющих
высшее и среднее профессиональное образование,
причем вместе эти группы составляют более
50% занятого населения. Начальное профессиональное
образование (училище, лицей) имеют около
18% граждан. Таким образом, примерно 75%
занятых в экономике профессионально
подготовлены к трудовой деятельности.
Вместе с тем нельзя не обратить
внимания на значительную долю лиц, не
имеющих базовой профессиональной подготовки,
около 27%. Фактически это категория работников,
занятых неквалифицированным трудом,
поскольку такой труд пока остается востребованным.
Однако в случае увольнения шансов на
трудоустройство у этих работников значительно
меньше, чем у квалифицированных.
Миграционная политика
России. Во все времена миграция населения
являлась ключевым фактором развития
государства. Внешняя миграция обеспечивала
приток рабочей силы извне, а внутренняя
- ее оптимальное размещение внутри страны.
Практически все развитые государства
не могут обойтись без привлечения рабочей
силы из-за рубежа. Причина тому - снижение
рождаемости, ухудшение демографической
ситуации (старение коренного населения).
В целом миграция населения
- позитивный процесс, обеспечивающий
приток необходимой рабочей силы в регионы,
испытывающие ее нехватку, активизирующий
рост экономической активности (инвестиции,
создание новых рабочих мест), расширяющий
возможности сотрудничества, стимулирующий
рост квалификации трудовых ресурсов
и т.д. Вместе с тем возникают проблемы,
связанные с нелегальной миграцией, ростом
преступности, «утечкой мозгов» и др.
Влияние миграционных процессов
на ход социально-экономической эволюции
в современном мире чрезвычайно велико.
Во-первых, миграция населения приобрела
массовый характер, что обусловлено глобализацией
мировой экономики и, как следствие, изменением
пространственных границ рынков труда.
Во-вторых, миграция приводит к изменению
численности и состава населения как в
принимающих странах, так и в странах,
поставляющих рабочую силу Миграционная
политика составляет основу социально-экономической
системы любого развивающегося государства.
Ее сущность и содержание определяют цели,
инструменты, методы и механизмы управления
миграционными процессами. Формирование
миграционной политики в РФ осуществляется
по трем основным направлениям:
внутренняя миграция населения;
миграция за пределы РФ; миграционные
процессы в пределах СНГ.
Каждое из указанных направлений
обладает определенной спецификой как
по составу и структуре участвующего в
миграции населения, так и по совокупности
форм и методов регулирования.
Политика Государства
на рынке труда и в области занятости населения. Одной из важнейших задач любого
государства является обеспечение занятости
трудоспособного населения, что является
необходимым условием экономического
роста и социальной стабильности в стране.
Полная, продуктивная и эффективная занятость
- цель государственной социально-экономической
политики. Эта политика реализуется через
комплекс мер воздействия на рынок труда
и сферу социально-трудовых отношений,
направленных на снижение безработицы
и создание условий для занятости населения,
желающего трудиться.
В деятельности служб занятости
значительное внимание уделялось организации
общественных работ, обеспечивающих краткосрочную
занятость и не требующих высокой квалификации.
В политике занятости все большая роль
отводится региональному регулированию,
стимулированию мелкого предпринимательства,
в том числе созданию собственного дела
безработными и т.д. Вместе с тем нельзя
не отметить, что главной отличительной
чертой российской безработицы является
чрезвычайно высокий уровень нерегистрируемой
безработицы. Еще в 1991 г. был принят федеральный
закон «О занятости населения в Российской
Федерации», определяющий принципы, направления
и механизмы реализации политики российского
государства на рынке труда. В последующие
годы в этот закон вносились изменения
и дополнения уточняющего характера.
Главным принципом, лежащим
в основе государственной политики занятости,
является направленность на обеспечение
конституционных прав граждан на полную,
продуктивную и свободно избранную занятость.
Политика в области
социально-трудовых отношений. Функции регулирования социально-трудовых отношений
на государственном уровне в Российской
Федерации выполняет совокупность
органов законодательной, исполнительной
и судебной власти. Данная совокупность формирует
систему государственного регулирования
социально-трудовых отношений.
Задачи системы государственного
регулирования социально-трудовых отношений:
законотворческая деятельность
в трудовой и смежных сферах;
контроль исполнения законов;
выработка и реализация политики
и рекомендаций в области социально-трудовых
отношений в стране (включая вопросы оплаты
и мотивации труда, регулирования занятости
и миграции населения, уровня жизни, условий
труда, конфликтных ситуаций и т.д.)
Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное
регулирование трудовых отношений имеет
ограниченный характер и нацелено на обеспечение
граждан социальными гарантиями. Это выражается,
прежде всего, в установлении при помощи
нормативно-правовых актов границ, в рамках
которых должны действовать субъекты
социально-трудовых отношений.
К таким нормативно-правовым актам относятся
трудовое законодательство, пенсионное
законодательство, нормативные акты о
защите социальных и трудовых прав отдельных
категорий граждан и т.д.
Целями трудового законодательства
являются:
установление государственных
гарантий трудовых прав и свобод граждан;
создание благоприятных условий
труда;
защита прав и интересов работников
и работодателей.
Законотворчество в области
регулирования социально-трудовых отношений
осуществляется на федеральном и региональном
уровнях.
Государством также разрабатывается
и реализуется ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения
отдельных вопросов, лежащих в социально-экономической
плоскости.
Ссылки, используемые при написании
домашнего задания:
- http://yandex.ru
- http://www.ibl.ru/konf/041208/14.html
- http://www.portal-law.ru/publik/rossijane_zadolzhali_bolee_60_milliardov_rublejj_za_uslugi_zhkkh/
- http://regulirovgos.ru/otvety_k_ekzamenu_-_gosudarstvennoe_regulirovanie_ekonomiki-gosudarstvennoe_regulirovanie_jkh_normativno-pravovaya_baza_instrumenty_osnovnye_napravleniya_organy_regulirovaniya.html
- http://www.uecs.ru/uecs-36-122011/item/876-2011-12-21-11-41-45
- http://knowledge.allbest.ru/management/3c0b65625b3ac78b5c43a89521206d27_0.html