Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:02, реферат
Целью данной работы является теоретическое ознакомление с основными аспектами государственного регулирования рынка труда и занятости населения.
Задачи, которые были поставлены для более полного и интересного раскрытия данной темы заключаются в следующих пунктах:
Изучить понятия и принципы осуществления регулирования рынка труда
Осветить основные направления и методы государственного регулирования рынка труда
Рассмотреть такое социально-экономическое явления как дерегулирование рынка труда.
Введение
I. Понятие государственного регулирования рынка труда и занятости населения
II. Основные направления регулирования занятости населения и рынка труда.
1. Государственная политика занятости
2. Правительственный контроль над состоянием рынка труда и его неуклонная демонополизация........................................................................ 7-9
III. Методы государственного регулирования и обоснования занятости населения и рынка труда
IV. Дерегулирование рынка труда
Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Омский филиал
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Студентки: Куцовой Ксении Алексеевны
Группа № 2ГМУ1 Курс: 2
Тема: «Государственное регулирование рынка труда»
Факультет: финансово-учетный
Специальность (направление):
государственное и
Отделение: очное
Научный руководитель: Радионов Максим Георгиевич
_______________ Дата поступления Работы в деканат |
_________________ Допуск к защите Подпись преподавателя |
________________ Защита работы Оценка Подпись преподавателя |
Омск 2013г.
Оглавление
Введение.....................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
В современных условиях экономического и социального развития необходимость государственного регулирования рынка труда не вызывает сомнений. Особо следует подчеркнуть, что те меры, которые предпринимает государство, воздействуя на рынок труда, должны отвечать интересам и наемных работников, и предпринимателей. Государство на рынке труда должно выступать в качестве законодателя и арбитра, не отдавая предпочтений ни той, ни другой стороне. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным с точки зрения гармонизации социально - трудовых отношений, создания реальных предпосылок, обеспечивающих подлинное равенство сторон на рынке труда.
Целью данной работы является теоретическое ознакомление с основными аспектами государственного регулирования рынка труда и занятости населения.
Задачи, которые были поставлены для более полного и интересного раскрытия данной темы заключаются в следующих пунктах:
I. Понятие государственного регулирования рынка труда и занятости населения.
Для того, что бы разобраться,
что же такое регулирование рынка
труда и занятости населения,
логично, на мой взгляд, будет обратиться
к непосредственным определениям этих
социально – экономических
И так, государственное регулирование рынка труда – это мероприятия государства, направленные на снижение безработицы, создание рабочих мест и подготовку кадров.[6] Занятость, в свою очередь – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.[1]
Занятость населения
рассматривается как
Трудовые ресурсы выступают не только в качестве фактора экономического роста, главной производительной силы, но и в качестве потребляющей. Они выступают в двойственной функции субъекта и объекта производства. Это не только рабочая сила, но, прежде всего люди с их интересами, потребностями и способностями. Труд – не только источник общественного богатства, но и необходимое условие раскрытия способностей трудящегося, личности. [2]
Отсюда можно сказать, что для государственного регулирования весьма важно согласование экономических задач с социальными целями, а достижение ожидаемых экономических результатов при условии максимально эффективного использования труда, невозможно без учёта изменений в социальных процессах. Поэтому регулирование занятости населения на макроэкономическом уровне должно быть направлено на поддержание баланса экономических и социальных приоритетов на рынке труда.
II. Основные направления регулирования занятости населения и рынка труда.
Многолетний зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм саморегулирования не способен решить проблемы рынка труда и развития человека. Для выработки стратегии развития человеческих ресурсов необходимо государственное вмешательство.
Основные проблемы государственного
регулирования занятости и
Меры государственного воздействия на рынок труда на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях различаются в условиях стабильно сформировавшейся рыночной экономики, в чрезвычайной ситуации для развитой рыночной экономики и в переходный период в условиях становления смешанной экономике, что характерно сейчас для России.
1. Государственная политика занятости.
Государственная политика занятости проводится по двум направлениям:
Активная политика включает комплекс государственных действий,
направленных на искоренение глубинных причин вынужденной безработицы. Последняя представляет собой разницу между безработицей фактической и естественной (соответствующей уровню полной занятости). Ликвидировать этот разрыв можно двумя, на практике обычно сочетающимися способами:
Важнейшей причиной безработицы в трактовке кейнсианства является спад производства, который в свою очередь сокращает спрос на рабочую силу. Если каждый «лишний», превышающий некий естественный уровень безработицы чреват (в соответствии с правилом Оукена) недопроизводством ВВП в размере 2-2,5%. Однако в экономике, в которой неуклонно повышается уровень производительности труда, безработица может сократиться на 1% лишь при 4-5%-ном экономическом росте.
Рассмотри подробнее регулирование системы рабочих мест.
Главной мерой по формированию спроса на рабочую силу в государственной политике занятости всех стран является развитие системы рабочих мест на основе государственного и частного инвестирования. Занятость представляет собой следствие наличия рабочих мест и стимулов, определяющих масштабы и соотношение спроса и предложения труда. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где препятствием для создания новых рабочих мест может служить ограниченность рынков сбыта, ёмкость нашего потребительского рынка не создаёт серьёзных ограничений. Серьёзные же проблемы в развитии системы рабочих мест связаны с общим свёртыванием инвестиционного процесса, снижением производства. С переходом к рыночной экономике создание рабочих мест резко ограничилось.[2]
В стране имеются потенциальные инвестиционные ресурсы, но в настоящее время они либо заблокированы, либо трансформированы теневыми отношениями в другую деятельность. Разработанный инструмент государственного регулирования инвестиций через Бюджет развития и конкурсного размещения государственных инвестиций не дал пока положительных результатов. Продолжается сокращение государственных капитальных вложений. Большую часть инвестиций должны осуществлять акционерные и частные предприятия, уровень рентабельности многих из которых низкий.
2. Правительственный контроль над состоянием рынка труда и его демонополизация.
Главным монополистом на рынке труда в современной экономике являются профсоюзы, которые активно воздействуют как на спрос, так и на предложение рабочей силы. Объектами их влияния выступают:
При этом главной задачей профсоюзов, безусловно, остаётся повышение заработной платы через ограничения предложения труда и повышение спроса на труд.
Ограничение предложения труда осуществляется с помощью:
В тоже время повышение спроса на труд достигается, например, путём установления высоких таможенных пошлин, защищающих национальную экономику от иностранной конкуренции. Так в России с этой целью были повышены импортные пошлины на ввоз в страну автомобилей иностранного производства. Альтернативный способ решения той же задачи предложил профсоюз автомобилестроителей в США, настоявший на принятии закона, по которому ввозимые в страну транспортные средства должны содержать (в количестве определённого минимума) детали американского производства.
Специфика российского рынка труда обусловлена, с одной стороны, теми диспропорциями в сфере труда, которые достались от планово-распределительной системы, а также добавились новые диспропорции при переходе к рыночной экономике.
Ещё одним аспектом регулирования является регулирование спроса на рабочие места. Наибольшее воздействие на снижение спроса оказывает развитие самозанятости, рост потребности населения в домашнем воспитании детей, увеличение по мере повышения уровня жизни численности добровольно незанятых благодаря разнообразию источников доходов. Будет возрастать и роль такого регулятора спроса населения на рабочие места, как гибкая занятость. Особую роль в экономической политике играют гибкие форсы занятости не только как средство снижения безработицы, но и как важный элемент гибкости современного рынка труда и рабочей силы.
Гибкая рабочая сила является составной частью гибкого рынка труда, который имеет ряд составляющих:
Все составляющие гибкого
рынка эволюционируют в сторону
придания рынку труда большей
приспособляемости к
Информация о работе Государственное регулирования рынка труда