Государственное регулирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:02, реферат

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое ознакомление с основными аспектами государственного регулирования рынка труда и занятости населения.
Задачи, которые были поставлены для более полного и интересного раскрытия данной темы заключаются в следующих пунктах:
Изучить понятия и принципы осуществления регулирования рынка труда
Осветить основные направления и методы государственного регулирования рынка труда
Рассмотреть такое социально-экономическое явления как дерегулирование рынка труда.

Содержание работы

Введение
I. Понятие государственного регулирования рынка труда и занятости населения
II. Основные направления регулирования занятости населения и рынка труда.
1. Государственная политика занятости
2. Правительственный контроль над состоянием рынка труда и его неуклонная демонополизация........................................................................ 7-9
III. Методы государственного регулирования и обоснования занятости населения и рынка труда
IV. Дерегулирование рынка труда
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

грэ.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Омский филиал

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЭКОНОМИКИ

Студентки: Куцовой Ксении Алексеевны

Группа № 2ГМУ1 Курс: 2

Тема: «Государственное регулирование рынка труда»

Факультет: финансово-учетный

Специальность (направление): государственное и муниципальное  управление

Отделение: очное

Научный руководитель: Радионов Максим Георгиевич

_______________

Дата поступления 

Работы в деканат 

_________________

Допуск к защите

Подпись преподавателя 

________________

Защита работы

Оценка

Подпись преподавателя




 

 

 

 

Омск 2013г.

Оглавление

 Введение..................................................................................................................... 3

  1. Понятие государственного регулирования рынка труда и занятости населения.................................................................................................................. 4
  2. Основные направления регулирования занятости населения и рынка труда.
  1. Государственная политика занятости............................................................ 5-6
  1. Правительственный контроль над состоянием рынка труда и его неуклонная демонополизация........................................................................ 7-9
  1. Методы государственного регулирования и обоснования занятости населения и рынка труда...................................................................................................... 9-11
  1. Дерегулирование рынка труда………………………………………..... .......11-12

Заключение............................................................................................................. 13

Список литературы................................................................................................... 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях экономического и социального развития необходимость  государственного регулирования рынка  труда не вызывает сомнений. Особо  следует подчеркнуть, что те меры, которые предпринимает государство, воздействуя на рынок труда, должны отвечать интересам и наемных работников, и предпринимателей. Государство на рынке труда должно выступать в качестве законодателя и арбитра, не отдавая предпочтений ни той, ни другой стороне. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным с точки зрения гармонизации социально - трудовых отношений, создания реальных предпосылок, обеспечивающих подлинное равенство сторон на рынке труда.

 

Целью данной работы является теоретическое ознакомление с основными аспектами государственного регулирования рынка труда и занятости населения.

Задачи, которые были поставлены для более полного  и интересного раскрытия данной темы заключаются в следующих  пунктах:

  • Изучить понятия и принципы осуществления регулирования рынка труда
  • Осветить основные направления и методы государственного регулирования рынка труда
  • Рассмотреть такое социально-экономическое явления как дерегулирование рынка труда.

 

 

 

 

 

 

 

I. Понятие государственного регулирования рынка труда и занятости населения.

Для того, что бы разобраться, что же такое регулирование рынка  труда и занятости населения, логично, на мой взгляд, будет обратиться к непосредственным определениям этих социально – экономических процессов.

И так, государственное регулирование рынка труда – это мероприятия государства, направленные на снижение безработицы, создание рабочих мест и подготовку кадров.[6] Занятость, в свою очередь – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.[1]

Занятость населения  рассматривается как макроэкономическая категория, которая объединяет важные социальные и экономические индикаторы состояния общества. Рынок труда при всей своей жёсткой связи с остальными подсистемами рынков – товаров, услуг, капиталов – занимает, тем не менее, специфическое положение в системе рынков.[2]

Трудовые ресурсы выступают  не только в качестве фактора экономического роста, главной производительной силы, но и в качестве потребляющей. Они выступают в двойственной функции субъекта и объекта производства. Это не только рабочая сила, но, прежде всего люди с их интересами, потребностями и способностями. Труд – не только источник общественного богатства, но и необходимое условие раскрытия способностей трудящегося, личности. [2]

Отсюда можно сказать, что для государственного регулирования  весьма важно согласование экономических  задач с социальными целями, а достижение ожидаемых экономических результатов при условии максимально эффективного  использования труда, невозможно без учёта изменений в социальных процессах. Поэтому регулирование занятости населения на макроэкономическом уровне должно быть направлено на поддержание баланса экономических и социальных приоритетов на рынке труда.

II. Основные направления регулирования занятости населения и рынка труда.

Многолетний зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм саморегулирования не способен решить проблемы рынка труда и развития человека. Для выработки стратегии развития человеческих ресурсов необходимо государственное вмешательство.

Основные проблемы государственного регулирования занятости и рынка  труда:

  • регулирование развития системы рабочих мест;
  • регулирование спроса на рабочие места;
  • государственная политика в развитии системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Меры государственного воздействия на рынок труда на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях различаются в условиях стабильно сформировавшейся рыночной экономики, в чрезвычайной ситуации для развитой рыночной экономики и в переходный период в условиях становления смешанной экономике, что характерно сейчас для России.

1. Государственная политика занятости.

Государственная политика занятости проводится по двум направлениям:

  1. Регулирование уровня и продолжительности безработицы (активная политика занятости)
  2. Социальная защита пострадавших от неё людей (пассивная политика занятости)

Активная политика включает комплекс государственных действий,

направленных на  искоренение  глубинных причин вынужденной безработицы. Последняя представляет собой разницу  между безработицей фактической  и естественной (соответствующей  уровню полной занятости). Ликвидировать этот разрыв можно двумя, на практике обычно сочетающимися способами:

  1. Путём подтягивания фактической занятости к уровню полной (например, от 90%-ного к 93%-ному её уровню)
  2. Путём приближения полной занятости к фактической (через повышение естественного уровня безработицы, скажем от 4 до 7%) [5]

Важнейшей причиной безработицы  в трактовке кейнсианства является спад производства, который в свою очередь сокращает спрос на рабочую  силу. Если каждый «лишний», превышающий  некий естественный уровень безработицы чреват (в соответствии с правилом Оукена) недопроизводством ВВП в размере 2-2,5%. Однако в экономике, в которой неуклонно повышается уровень производительности труда, безработица может сократиться на 1% лишь при 4-5%-ном экономическом росте.

Рассмотри подробнее  регулирование системы рабочих  мест.

Главной мерой по формированию спроса на рабочую силу в государственной  политике занятости всех стран является развитие системы рабочих мест на основе государственного и частного инвестирования. Занятость представляет собой следствие наличия рабочих мест и стимулов, определяющих масштабы и соотношение спроса и предложения труда. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где препятствием для создания новых рабочих мест может служить ограниченность рынков сбыта, ёмкость нашего потребительского рынка не создаёт серьёзных ограничений. Серьёзные же проблемы в развитии системы рабочих мест связаны с общим свёртыванием инвестиционного процесса, снижением производства. С переходом к рыночной экономике создание рабочих мест резко ограничилось.[2]

В стране  имеются потенциальные  инвестиционные ресурсы, но в настоящее  время они либо заблокированы, либо трансформированы теневыми отношениями  в другую деятельность. Разработанный  инструмент государственного регулирования инвестиций через Бюджет развития и конкурсного размещения государственных инвестиций не дал пока положительных результатов. Продолжается сокращение государственных капитальных вложений. Большую часть инвестиций должны осуществлять акционерные и частные предприятия, уровень рентабельности многих из которых низкий.

2. Правительственный контроль над состоянием рынка труда и его демонополизация.

Главным монополистом на рынке труда в современной экономике являются профсоюзы, которые активно воздействуют как на спрос, так и на предложение рабочей силы. Объектами их влияния выступают:

  • уровень заработной платы
  • продолжительность рабочей недели и отпусков
  • порядок найма и увольнения работников
  • виды обеспечения работников и др.

При этом главной задачей профсоюзов, безусловно, остаётся повышение заработной платы через ограничения предложения труда и повышение спроса на труд.

Ограничение предложения  труда осуществляется с помощью:

  • лоббирования в парламентах введения высоких иммиграционных барьеров;
  • содействия сокращению продолжительности рабочей недели с частичной компенсацией за потерянное рабочее время – на уровне пособия по безработице.
  • удлинения срока обучения той или иной профессии,  а также срока службы в армии. [5]

В тоже время повышение спроса на труд достигается, например, путём установления высоких таможенных пошлин, защищающих национальную экономику от иностранной конкуренции. Так в России с этой целью были повышены импортные пошлины на ввоз в страну автомобилей иностранного производства. Альтернативный способ решения той же задачи предложил профсоюз автомобилестроителей в США, настоявший на принятии закона, по которому ввозимые в страну транспортные средства должны содержать (в количестве определённого минимума) детали американского производства.

Специфика российского  рынка труда обусловлена, с одной  стороны, теми диспропорциями в сфере  труда, которые достались от планово-распределительной системы, а также добавились новые диспропорции при переходе к рыночной экономике.

Ещё одним аспектом регулирования  является регулирование спроса на рабочие  места. Наибольшее  воздействие на снижение спроса оказывает развитие самозанятости, рост потребности населения в домашнем воспитании детей, увеличение по мере повышения уровня жизни численности добровольно незанятых благодаря разнообразию источников доходов. Будет возрастать и роль такого регулятора спроса населения на рабочие места, как гибкая занятость. Особую роль в экономической политике играют гибкие форсы занятости не только как средство снижения безработицы, но и как важный элемент гибкости современного рынка труда и рабочей силы.

Гибкая рабочая сила является составной частью гибкого рынка труда, который имеет ряд составляющих:

  • гибкая занятость – маневренность и эластичность организационных форм трудовой деятельности и найма;
  • гибкие системы оплаты труда, изменение структуры оплаты;
  • функциональная гибкость – взаимозаменяемость работников, владеющих широким набором квалификаций и профессиональных навыков;
  • дистанционная гибкость – децентрализация производства, рассредоточение его по филиалам и мелким фирмам на основе субконтрактной системы;
  • мобильность рабочей силы – отраслевая и территориальная. [2]

Все составляющие гибкого  рынка эволюционируют в сторону  придания рынку труда большей  приспособляемости к технологическим  и структурным сдвигам в экономике, а гибкие формы занятости играют важную роль в решении проблемы безработицы: они позволяют использовать большее количество работников на том же количестве рабочих мест. Гибкая занятость даёт работникам возможность  выбирать наиболее приемлемые для них формы и режимы труда, увеличить своё свободное время, а предпринимателям – манипулировать количеством и качеством рабочей силы, исходя из производственной необходимости.

Информация о работе Государственное регулирования рынка труда