Государственное регулирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:02, реферат

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое ознакомление с основными аспектами государственного регулирования рынка труда и занятости населения.
Задачи, которые были поставлены для более полного и интересного раскрытия данной темы заключаются в следующих пунктах:
Изучить понятия и принципы осуществления регулирования рынка труда
Осветить основные направления и методы государственного регулирования рынка труда
Рассмотреть такое социально-экономическое явления как дерегулирование рынка труда.

Содержание работы

Введение
I. Понятие государственного регулирования рынка труда и занятости населения
II. Основные направления регулирования занятости населения и рынка труда.
1. Государственная политика занятости
2. Правительственный контроль над состоянием рынка труда и его неуклонная демонополизация........................................................................ 7-9
III. Методы государственного регулирования и обоснования занятости населения и рынка труда
IV. Дерегулирование рынка труда
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

грэ.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Широкие возможности  для её применения открываются в  сфере услуг, в малом бизнесе, который быстро реагирует на изменении  конъюнктуры рынка. Особое значение гибкая занятость имеет для таких категорий населения, как молодёжь, женщины, пенсионеры.

 

III. Методы государственного регулирования и обоснования занятости населения и рынка труда.

Механизм государственного регулирования занятости и рынка  труда, общий для стран рыночной экономики, включает три группы методов:

  • экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования  предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;
  • организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;
  • административно-законодательные методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство жизни, определение минимальной почасовой ставки оплаты труда и др.[2]

Законодательные меры должны предусматривать такие ограничения

социального расслоения общества, особенно в переходный период. При этом важно обеспечить оптимальное  сочетание в государственном  регулировании прямого и косвенного влияния.

Меры косвенного влияния  направлены на изменение условий  хозяйствования, предполагают использование  макроэкономических рычагов, охватывают широкие слои населения, воздействуют, как правило, на условия регулирования  спроса на труд.

Меры прямого, непосредственного влияния осуществляются посредством государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют селективную направленность, воздействуют в основном на динамику предложения труда.

Конкретными методами перспективных прогнозных обоснований занятости и рынка труда являются следующие.

Программно-целевой  метод. Программы занятости как механизм реализации государственной политики разрабатываются и реализуются на разных уровнях. Кроме федеральных программ актуальность приобретает разработка региональных программ занятости и рынка труда, программ занятости разных демографических групп населения (молодёжь, женщины и т.п.), профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Особую важность приобретают  увязка региональных программ развития с общегосударственными целями, способы финансирования программ различного уровня.

Нормативный метод. Он применяется для обоснования потребности в рабочей силе в сфере услуг. В рыночной экономике особенно необходимо обоснование социальных нормативов. К таким нормативам относятся:

  • допустимый уровень безработицы;
  • минимальные социальные нормативы, обеспечивающие социальную защищённость;
  • минимальные стандарты уровня жизни и социального развития.

Балансовый  метод. Сводный баланс трудовых ресурсов характеризует наиболее общие пропорции в соотношении трудовых ресурсов и их распределении.

Важным балансом, который  дополняет сводный баланс трудовых ресурсов, но вместе с тем и позволяет  отразить другие аспекты сбалансированности, является баланс рабочих мест.

Его назначение – согласовать, на уровне территориальной организации хозяйства, программы предприятий всех форм собственности с трудовыми ресурсами региона. Он показывает степень сбалансированности рабочих мест и работающих, численность персонала, требующегося для укомплектования рабочих мест с нормативным коэффициентом сменности, размер высвобождения рабочей силы.[2]

IV. Дерегулирование рынка труда.

Дерегулирование, или  «борьба с элементами жестокости на рынке труда», будучи практическим воплощение взглядов современных неоклассиков, предполагает следующий ряд мер:

  1. Введение более гибкой системы оплаты труда, причём не на основе аналитической оценки рабочих мест, которая господствовала в 60-80-е гг., а на принципах индивидуализации ставок заработной платы. Повысить значимость единовременных выплат.
  2. Расширение возможностей работника в плане выбора форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени.
  3. Постепенный отказ от индексации заработной платы. (По мнению теоретиков дерегулирования, она ослабляет гибкость рынка труда).
  4. Ожесточённые атаки на систему страхования по безработице, уменьшение взносов предпринимателей в фонды социального страхования (в том числе во избежание переноса деятельности компаний за рубеж, где это страхование развито слабее).
  5. Активный процесс «либерализации» правил найма и увольнения. Сокращается срок предупреждения о предстоящем увольнении.
  6. Расширение временной занятости.
  7. Изменение механизма установления длительных трудовых связей компании с работником.
  8. Формирование чёрного рынка рабочей силы. При попустительстве консервативных правительств сформировался масштабный чёрный (связанный с криминалом) рынок рабочей силы, на котором фактически ликвидирована служба охраны труда, игнорируется санитарно-гигиенические нормы, часто происходят несчастные случаи –

и всё  это с целью понижения давления на средний уровень заработной    платы в стране и наращивания тем самым конкурентоспособности национальной экономики.[5]

Результатом подобного  усиления гибкости рынка труда выступает не тотальный демонтаж системы его государственного регулирования и не только размывание социальной инфраструктуры . Речь прежде всего идёт о поиске того механизма функционирования рынка труда, который мог бы обеспечить оптимальное сочетание экономической эффективности и социальной справедливости как макроэкономических целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Необходимость регулирования рынка  труда на современном этапе тесно  связана и особенно актуализируется  в связи с негативными тенденциями на данном рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы. В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

Анализ показал низкую эффективность деятельности госорганов занятости, а соответственно и низкую эффективность государственной политики на рынке труда. Государственная политика в области занятости может быть эффективна только в условиях четкой проработанности в соответствии с поставленными целями проводимых в ее рамках действий, а также при условии наличия конкретного набора соответствующих мер, обеспеченных необходимыми ресурсами.

Проведенный анализ состояния  и развития рынка труда в РФ позволяет сделать вывод, что в стране оценивается важность и значение регулирования рынка труда. Однако еще многое предстоит сделать.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. ФЗ РФ № 1031-1 от 19.04.91г. «О занятости населения в Российской федерации» (ред. от 22.08.2004).
  2. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2007. – 480 с.
  3. Рейзберг Б.А., Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.- 384с.- (Высшее образование).
  4. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие/ Е.В. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Ветракова; под ред.

д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 272с.

  1. Государственное регулирование экономики: учебное пособие/ С.Г. Капканщиков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: КНОРУС, 2010 – 448с.
  2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/21718

 

 




Информация о работе Государственное регулирования рынка труда