Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 17:31, контрольная работа
Валютный рынок всегда находится на перекрестке противоречивых интересов и трудносовместимых целей различных участников экономической деятельности: государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д. Поэтому несложно обратить внимание на то, что политика ЦБ РФ постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических интересов.
О недостаточной эффективности и неупорядоченности мер государственных органов по управлению валютно-финансовыми отношениями свидетельствует целый ряд негативных процессов.
Анализ содержания ФЗ показывает, что право издания нормативных правовых актов валютного законодательства предоставлено одновременно и органам валютного регулирования, и органам валютного контроля. При этом п. 1 ст. 12 ФЗ ограничивает нормотворческую деятельность органов валютного контроля исключительно рамками их компетенции, установленными п. 2 ст. 10 ФЗ в виде основных направлений валютного контроля.
Компетенция государственных органов в области регулирования валютных операций разграничена ФЗ, а также соответствующими нормативными актами, определяющими статус органа исполнительной власти и его функции.
В самом законе "основным органом валютного регулирования" признан Центральный Банк РФ и Правительство РФ (п. 1 ст. 5 ФЗ), призванный издавать специальные подзаконные нормативные акты в целях конкретизации и разъяснения норм закона и оказывающий таким образом ключевое воздействие на его применимость и действенность. Именно нормативные правовые акты Банка России в настоящее время регламентируют подавляющее большинство вопросов, связанных с осуществлением обращения валютных ценностей и валютного контроля.
Валютное законодательство находится в постоянном движении и изменении: в условиях кризисных явлений в экономике происходит усиление регулирующего воздействия на участников валютного рынка в целях обеспечения его стабильности; в условиях экономической стабилизации наблюдается тенденция к либерализации.
В рамках предоставленных полномочий государственные органы, в том числе ЦБ РФ, осуществляют мероприятия по совершенствованию валютного законодательства и повышению эффективности механизмов валютного контроля за совершением валютных операций.
Совершенствование нормативной базы валютного регулирования и валютного контроля - это объективный процесс, диктуемый интенсивностью развития валютных отношений в стране и определяемый стратегией государственной экономической и валютной политики.
В течение последних лет в связи с нормализацией последствий валютно-финансового кризиса 1998 г. наметилась тенденция к либерализации валютного законодательства, сокращению отдельных валютных ограничений.
3. Совершенствование валютного контроля
Главная задача Банка России как основного органа валютного регулирования состоит в разработке нормативно-правовой базы, определяющей порядок осуществления юридическими и физическими лицами валютных операций, полномочия и функции уполномоченных банков как агентов валютного контроля, ответственность за нарушения валютного законодательства, а также взаимодействие органов валютного контроля. Ее требования обязательны для всех участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности. В настоящее время нормативно-правовая база валютного регулирования и валютного контроля, разработанная Банком России, насчитывает более 200 нормативных актов, регулирующих основные вопросы правоотношений, включая:
- операции с валютными ценностями (иностранной валютой, ценными бумагами в иностранной валюте и другие), в том числе ввоз-вывоз валютных ценностей и репатриацию экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию;
- операции покупки и продажи иностранной валюты (в том числе наличной) на внутреннем валютном рынке;
- рублевые операции
- операции с драгоценными
металлами и природными
- деятельность органов и агентов валютного контроля и их полномочия;
- ответственность за нарушения валютного законодательства и порядок применения санкций.
В настоящее время главная задача валютного контроля - ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Масштабы и скорость нарастания оттока капитала таковы, что они создают реальную угрозу для экономической безопасности Российской Федерации.
Необходимо признать, что в стране сформировалась организованная сеть недобросовестных хозяйствующих субъектов, специализирующихся на использовании “серых” схем перевода валютных средств за границу, формально прикрываемых внешнеторговыми контрактами (фактически - притворными сделками). Особенно велик масштаб мошеннических операций, связанных с переводами валюты в оффшорные зоны фирмами-однодневками по заключенным импортным контрактам, предусматривающим 100%-ные авансовые платежи, а также по импортным контрактам на оказание услуг и предоставление результатов интеллектуальной деятельности.
Банк России считает, что в целях обеспечения адекватной реакции со стороны государства на развитие “инфраструктуры”, обслуживающей теневые схемы оттока валюты из страны, изощренность схем “бегства” капитала, а также на скорость реакции недобросовестных хозяйствующих субъектов на принимаемые меры валютного регулирования и валютного контроля должны быть приняты оперативные и скоординированные меры по внесению изменений и дополнений в действующую законодательную базу. По инициативе Банка России и при его активном участии Правительством Российской Федерации были подготовлены и внесены в Государственную Думу следующие законопроекты:
проект Федерального закона “О внесении дополнения в статью 193 Уголовного кодекса Российской Федерации”, предусматривающий усиление ответственности участников внешнеэкономической деятельности за нарушение требований валютного законодательства за счет введения норм уголовной ответственности за незаконный перевод валютных средств за границу;
проект Федерального закона “О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”, предоставляющий Банку России право определять порядок установления кредитными организациями корреспондентских отношений с банками, зарегистрированными на территории оффшорных зон иностранных государств;
проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле”, ограничивающий максимальные размеры единовременного вывоза наличной валюты физическими лицами.
Ключевым элементом в пакете законодательных решений, направленных на противодействие утечке капитала за границу в сфере внешней торговли, являются предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”.
Суть предлагаемых мер сводится к необходимости:
- введения лицензирования
отдельных видов
- четкого законодательного
определения понятий и
- установления минимального набора обязательных требований к внешнеторговым контрактам и документам, подтверждающим предоставление и получение услуг и результатов интеллектуальной деятельности.
Со своей стороны Банк России в соответствии с действующим законодательством и в рамках своей компетенции многое делает для того, чтобы ограничить отток капитала за границу. Только за последние месяцы подготовлен и принят ряд жестких мер валютного регулирования и валютного контроля.
1. Разработан порядок валютного контроля со стороны уполномоченных банков за операциями их клиентов, связанными с переводами валюты за границу по договорам, требующим особого внимания. Повышена ответственность кредитных организаций и их клиентов за неисполнение требований валютного законодательства.
2. Введено требование
обязательного открытия
3. Запрещено проведение
конверсионных операций
Принятые Банком России решения во многом носят вынужденный характер и являются адекватной реакцией на конкретные условия, связанные с высоким уровнем криминализации экономики и, в частности, с уходом от налогообложения, конверсией неучтенных доходов в валюту с целью ее последующего перевода за границу с использованием “серых” схем.
Таким образом, анализ ситуации на внутреннем валютном рынке подводит к доказательному выводу о том, что в условиях кризиса и разбалансированности отдельных сегментов финансового рынка, неразвитости рублевых финансовых инструментов, а также криминализации экономики меры в области валютного регулирования и валютного контроля достаточно эффективны и требуют дальнейшего развития. В то же время, исходя из ограниченности возможностей применения только таких мер в борьбе с утечкой капитала за границу, решение данной проблемы Банк России видит прежде всего в реформировании законодательной базы внешней торговли, а также в улучшении координации деятельности органов валютного контроля и правоохранительных органов.
Изучение организации валютно-кредитных отношений позволяет констатировать, что уровень их развития находящиеся, а тесной связи с макроэкономическими показателями в страны. Высокий уровень экономического развития создает предпосылки для использования международных унифицированных правил организации валютных операций и расчетов, а так же рыночных инструментов регулирования валютного рынка страны. При низком уровне неизбежны определенные ограничения, вводимые правительством. В некоторых случаях используются нерыночные меры валютного регулирования и валютного контроля.
Эволюция валютно-кредитных отношений подтверждает данный тезис. Приходится констатировать, что российское правительство во всех его, действовавших в последние годы, начиная с 1991г., составах не учитывало важнейшие реалии. Они состоят в том, что вся инфраструктура индустриального, технологического, аграрного и научно-технического потенциалов страны сформировалась в условиях командно-административной системы, и для ее адаптации требовался переходный период к новой среде минимум в семь - десять лет. Реальной стабилизации на валютном рынке, как и во всей денежно-кредитной системе, невозможно достичь без решения ключевых вопросов макроэкономического развития. Поэтому регулирование валютного рынка должно осуществляться в тесной координации с Правительством РФ и его программами, в первую очередь структурными и инвестиционными.
Стабилизация экономики в нашей стране постепенно продвигается от административного регулирования к рыночной модели валютного рынка. Отмена с 2006 г. некоторых валютных ограничений свидетельствует об организации цивилизованного валютного рынка, целенаправленном к конвертируемости рубля и полной интеграции России в мировое валютное пространство.
ЛИТЕРАТУРА
1. ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О
валютном регулировании и
от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 12.03.2014)
3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О Центральном банке РФ (Банке России)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014)
4. Указание Банка России
от 14.06.2013г №3016-У «О
5. Указание Банка России от 12.02.1999 N 500-У
(ред. от 15.06.2004)
"Об усилении валютного контроля со
стороны уполномоченных банков за правомерностью
осуществления их клиентами валютных
операций и о порядке применения мер воздействия
к уполномоченным банкам за нарушения
валютного законодательства"
Практическое задание
По данным табл. 1 проведите анализ иностранной валюты по отношению к российскому рублю. Проанализируйте показатели в динамике. Сделайте соответствующие выводы.
Таблица 1. Динамика официальных курсов иностранных валют по отношению к российскому рублю (на конец периода)
Годы |
Руб./ доллар США |
Руб./ евро |
1992 |
415 |
- |
1995 |
4640 |
- |
1996 |
5560 |
- |
1997 |
5960 |
- |
1998 |
20,65 |
- |
1999 |
27,0 |
27,23 |
2000 |
28,16 |
26,14 |
2001 |
30,14 |
26,49 |
2002 |
31,78 |
33,11 |
2003 |
29,45 |
36,82 |
2004 |
27,75 |
37,81 |
2005 |
28,78 |
34,19 |
2006 |
26,33 |
34,70 |
2007 |
24,55 |
35,93 |