Содержание
Введение
Глава
1 Теоретические основы анализа государственно-частного
партнерства
1.1 Основные принципы и понятия
государственно-частного партнерства
1.2
Модели, формы и механизмы ГЧП
1.3 Развитие и реализация
государственно-частного партнерства
Глава
2 Развитие государственно-частного партнерства
в мировой экономике
2.1 Международный опыт взаимодействия
государства и частного бизнеса
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Взаимодействие государства и
частного сектора для решения
общественно значимых задач имеет
давнюю историю, в том числе и
в России. Однако наиболее актуальным
государственно-частное партнерство
(ГЧП) стало в последние десятилетия.
С одной стороны, усложнение социально-экономической
жизни затрудняет выполнение государством
общественно значимых функций. С
другой стороны, бизнес заинтересован
в новых объектах для инвестирования.
ГЧП представляет собой альтернативу
приватизации жизненно важных, имеющих
стратегическое значение объектов государственной
собственности.
Среди специалистов нет единого
мнения о том, какие формы взаимодействия
власти и бизнеса можно отнести
к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает
под ГЧП конструктивное взаимодействие
власти и бизнеса не только в экономике,
но и в политике, культуре, науке
и т.д.
В числе базовых признаков государственно-частных
партнёрств в узкой (экономической)
трактовке можно назвать следующие:
- сторонами ГЧП являются государство
и частный бизнес;
- взаимодействие сторон закрепляется
на официальной, юридической основе;
- взаимодействие сторон имеет
равноправный характер;
- ГЧП имеет чётко выраженную
публичную, общественную направленность;
- в процессе реализации проектов
на основе ГЧП консолидируются,
объединяются ресурсы и вклады
сторон;
- финансовые риски и затраты,
а также достигнутые результаты
распределяются между сторонами
в заранее определённых пропорциях.
Как правило, ГЧП предполагает, что
не государство подключается к проектам
бизнеса, а, наоборот, государство приглашает
бизнес принять участие в реализации
общественно значимых проектов.
Партнерство государства с частным
сектором является ключевым компонентом
новой инновационной политики России,
поскольку, при правильной организации,
оно обеспечивает получение более
широких преимуществ от капиталовложений
в государственные исследования,
создавая благоприятные предпосылки
для устойчивого инновационного
развития, являющего стратегическим
фактором экономического роста.
Глава 1 Теоретические
основы анализа государственно-частного
партнерства
1.1 Основные принципы и понятия государственно-частного
партнерства
Государственно-частное
партнерство в системе институтов
развития современной экономики. В
последние годы во многих странах
мира органы государственного управления
все активнее привлекают частный
бизнес, его средства и организационные
возможности к решению стратегически
важных для страны и ее регионов
задач посредством механизма так
называемого государственно-частного
партнерства (ГЧП). Россия не стала исключением.
Государственно-частное
партнерство представляет собой
объединение материальных и нематериальных
ресурсов общества (государства или
местного самоуправления) и частного
сектора (частных предприятий) на долговременной
и взаимовыгодной основе для создания
общественных благ (благоустройство
и развитие территорий, развитие инженерной
и социальной инфраструктур) или
оказания общественных услуг (в области
образования, здравоохранения, социальной
защиты и т.д.).
Можно
сказать, что ГЧП - это институциональный
и организационный альянс между
государством и бизнесом в целях
реализации общественно значимых проектов
и программ в широком спектре
отраслей промышленности и инновационной
сфере.
Государственно-частное
партнерство позволяет избежать,
с одной стороны, недостатков
прямого регулирования государства,
а с другой - "провалов рынка".
Основной аргумент в поддержку ГЧП состоит
в том, что и общественный (государственный),
и частный секторы обладают своими собственными
уникальными характеристиками и преимуществами,
при объединении которых создается возможность
более эффективно действовать и достигать
лучших результатов именно в тех сферах,
где особенно заметны "провалы рынка"
или неэффективность государственного
управления - как правило, это социальная
сфера, проблемы экологии, создание инфраструктуры.
Государственно-частное
партнерство выполняет следующие
характерные функции:
1) удовлетворяет
потребности общественного сектора,
используя или заимствуя ресурсы
частного сектора;
2) поддерживает
государственные полномочия и
функции, при этом предоставляя
услуги совместно с частным
сектором;
3) состоит
из двух или более сторон, работающих
ради достижения совместных целей.
Участниками ГЧП могут быть
местные и государственные органы
власти, коммерческие предприятия
и некоммерческие организации
(например, местные сообщества, клубы
услуг, организации социального
обслуживания или объединения
по интересам), которые:
- разделяют полномочия и ответственность;
- функционируют на равных;
- совместно затрачивают время
и ресурсы;
- разделяют инвестиции, риски
и выгоды;
- поддерживают отношения в
течение определенного срока, а не для
осуществления одной трансакции;
- имеют четкое соглашение, контракт
или иной' правоустанавливающий документ.
В строгом
смысле ГЧП институционально преобразует
сферы деятельности, традиционно
относящиеся к ведению государства.
Партнерские
отношения государства и бизнеса
требуют согласования интересов
этих двух основных институтов современного
общества и экономики. Государство
заинтересовано в росте объемов
и улучшении качества предоставляемых
услуг населению и экономическим
агентам инфраструктурными и
социально ориентированными отраслями.
Частный сектор стремится стабильно
получать и увеличивать прибыль.
Причем стратегически мыслящий бизнес
выстраивает свои приоритеты в первую
очередь не просто под размер прибылей,
а в интересах устойчивости получения
доходов от проектов. При этом обе
стороны заинтересованы в успешном
осуществлении проектов в целом.
Каждая
из сторон партнерства вносит свой
вклад в общий проект. Так, со стороны
бизнеса таким вкладом являются:
финансовые ресурсы, профессиональный
опыт, эффективное управление, гибкость
и оперативность в принятии решений,
способность к новаторству и
т.п. Участие предпринимательского
сектора в совместных проектах обычно
сопровождается внедрением более эффективных
методов работы, совершенствованием
техники и технологии, развитием
новых форм организации производства,
созданием новых предприятий, в
том числе с иностранным капиталом,
налаживанием эффективных кооперационных
связей с поставщиками и подрядчиками.
На рынке труда, как правило, повышается
спрос на высококвалифицированные
и хорошо оплачиваемые профессии.
На
стороне государства в проектах
ГЧП - правомочия собственника, возможность
налоговых и иных льгот, гарантий,
а также получение некоторых
объемов финансовых ресурсов. Государство
как главенствующий субъект и
основной регулятор вправе перераспределять
при необходимости ресурсы с чисто производственных
программ на социальные цели (образование,
здравоохранение, наука, культура), а это
во многих случаях не только способствует
общему улучшению социально-экономического
климата, повышает инвестиционный рейтинг
страны, но и прямо сказывается на партнерских
проектах. Более того, в ГЧП государство
получает более благоприятную возможность
заняться исполнением своих основных
функций - контролем, регулированием, соблюдением
общественных интересов. Так, по мере развития
ГЧП в сфере инфраструктуры государство
может сместить акценты своей деятельности
с конкретных проблем строительства и
эксплуатации объектов на административно-контрольные
функции. И немаловажно в связи с этим
то, что неизбежные предпринимательские
риски перераспределяются в сторону бизнеса.
Общественная же значимость ГЧП заключается
в том, что в конечном итоге выигрывает
общество как глобальный потребитель
более качественных услуг.
России
еще предстоит пройти сложнейший
процесс экономической и правовой
квалификации многочисленных форм ГЧП.
При этом важно юридически правильно
оценить роль государства не только
как главного регулятора, но и как
представителя и защитника общественных
интересов и потребностей, т. е. того,
что в европейской юридической
традиции подразумевается под публичным
правом, публичным интересом, публичной
службой, публично-правовыми имущественными
отношениями и публично-правовой
собственностью. Эта категория отношений
не укладывается полностью в нормы
гражданского права. А между тем
именно государство и органы местного
самоуправления призваны защищать общественные
интересы в таких социально уязвимых
сферах, как социальная и экономическая
инфраструктуры, жилищно-коммунальное
хозяйство и т. п., где имеют
наибольшее распространение проекты
ГЧП.
1.2 Модели, формы
и механизмы ГЧП
В мировой
практике сложилось множество разнообразных
моделей, форм, типов и конкретных
вариантов реализации партнерских
отношений между государством и
бизнесом. Принятые классификации ГЧП
выделяют обычно следующие формы:
- Контракты как административный
договор, заключаемый между государством
(органом местного самоуправления) и частной
фирмой на осуществление определенных
общественно необходимых и полезных видов
деятельности. Наиболее распространенными
в практике ГЧП считаются контракты на
выполнение работ, на оказание общественных
услуг, на управление, на поставку продукции
для государственных нужд, на оказание
технической помощи. В административных
контрактных отношениях права собственности
не передаются частному партнеру, расходы
и риски полностью несет государство.
Интерес частного партнера состоит в том,
что по договору он получает право на оговариваемую
долю в доходе, прибыли или собираемых
платежах.
- Аренда в ее традиционной форме (договоры
аренды) и в форме лизинга. Особенность
арендных отношений между властными структурами
и частным бизнесом заключается в том,
что происходит на определенных договором
условиях передача частному партнеру
государственного или муниципального
имущества во временное пользование и
за определенную плату. В случае договора
лизинга лизингополучатель всегда имеет
право выкупа государственного или муниципального
имущества.
- Концессия (концессионное
соглашение) является специфической формой
отношений между государством и частным
партнером, получающей все большее распространение.
Ее особенность заключается в том, что
государство (муниципальное образование)
в рамках партнерских отношений, оставаясь
полноправным собственником имущества,
составляющего предмет концессионного
соглашения, уполномочивает частного
партнера выполнять в течение определенного
срока оговариваемые в соглашении функции
и наделяет его с этой целью соответствующими
правомочиями, необходимыми для обеспечения
нормального функционирования объекта
концессии. За пользование государственной
или муниципальной собственностью концессионер
вносит плату на условиях, оговоренных
в концессионном соглашении.
Источником
исключительности предоставляемых
по концессионному соглашению прав является
не статус государства как собственника,
а его прерогативы как органа
публичной власти. Исключительный (монопольный)
характер прав, предоставляемых государством
концессионеру (частному партнеру), заключается
в том, что в рамках территории
или вида деятельности, на которые
он получает исключительное право, не
допускается аналогичная деятельность
любых третьих лиц, а также и самого государства.
Известно,
что концессии как важнейшая
форма партнерства государства
и частного бизнеса получили наиболее
широкое распространение в инфраструктурных
отраслях, где особенно остро необходимы
приток частных инвестиций и высококвалифицированное
управление. Различаются, по меньшей
мере, на три вида концессий: 1) концессия
на уже существующие объекты инфраструктуры;
2) концессия на строительство или
модернизацию инфраструктурных объектов;
3) передача объектов государственной
собственности в управление частной
управляющей компании.
- Соглашения о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений
между государством и частным бизнесом
частично напоминает традиционную концессию,
но все, же отлична от нее. Если в концессиях
концессионеру на правах собственности
принадлежит вся выпушенная по соглашению
продукция, то в соглашениях о разделе
продукции партнеру государства принадлежит
только ее часть. Раздел продукции между
государством и инвестором, его условия
и порядок определяются в соглашении.
В мировой практике соглашения о разделе
продукции как форма партнерских отношений
между государством и частным бизнесом
активно используются в сфере нефтяного
бизнеса.
- Совместные предприятия являются распространенной формой
партнерства государства и частного бизнеса.
В зависимости от структуры и характера
совместного капитала разновидностями
этой формы могут быть либо акционерные
общества, либо совместные предприятия
на долевом участии сторон. Существенной
особенностью совместных предприятий
любого типа является то, что государство
постоянно участвует в текущей производственной,
административно-хозяйственной и инвестиционной
деятельности. Самостоятельность и свобода
в принятии решений частным партнером
здесь гораздо уже, чем, например, в концессиях.
В последние
годы, области применения различных
форм партнерства государства и
частного бизнеса стремительно расширяются,
бурно развиваются сами формы
партнерств и их модификации. Так, если
концессионные соглашения первоначально
стандартно применялись при сооружении
автострад, автостоянок, обеспечении централизованным
теплоснабжением, то в настоящее время
они получили распространение в таких
сферах, как национальная оборона, образование,
кабельное телевидение, некоторые виды
городского общественного транспорта
и др. В ряде стран частный бизнес проектирует,
строит, а затем управляет больницами,
школами и другими общественными объектами.