Государственные частные партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 03:04, реферат

Описание работы

Партнерство государства с частным сектором является ключевым компонентом новой инновационной политики России, поскольку, при правильной организации, оно обеспечивает получение более широких преимуществ от капиталовложений в государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого инновационного развития, являющего стратегическим фактором экономического роста.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства
1.1 Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства
1.2 Модели, формы и механизмы ГЧП
1.3 Развитие и реализация государственно-частного партнерства
Глава 2 Развитие государственно-частного партнерства в мировой экономике
2.1 Международный опыт взаимодействия государства и частного бизнеса
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

гтп.docx

— 50.56 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1 Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства

1.1 Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства

1.2 Модели, формы и механизмы ГЧП

1.3 Развитие и реализация государственно-частного партнерства

 

Глава 2 Развитие государственно-частного партнерства в мировой экономике

           2.1 Международный опыт взаимодействия государства и частного бизнеса

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

Введение

 

Взаимодействие государства и  частного сектора для решения  общественно значимых задач имеет  давнюю историю, в том числе и  в России. Однако наиболее актуальным государственно-частное партнерство (ГЧП) стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической  жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С  другой стороны, бизнес заинтересован  в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих  стратегическое значение объектов государственной  собственности.

Среди специалистов нет единого  мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести  к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает  под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке  и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных  партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

- сторонами ГЧП являются государство  и частный бизнес;

- взаимодействие сторон закрепляется  на официальной, юридической основе;

- взаимодействие сторон имеет  равноправный характер;

- ГЧП имеет чётко выраженную  публичную, общественную направленность;

- в процессе реализации проектов  на основе ГЧП консолидируются,  объединяются ресурсы и вклады  сторон;

- финансовые риски и затраты,  а также достигнутые результаты  распределяются между сторонами  в заранее определённых пропорциях.

Как правило, ГЧП предполагает, что  не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Партнерство государства с частным  сектором является ключевым компонентом  новой инновационной политики России, поскольку, при правильной организации, оно обеспечивает получение более  широких преимуществ от капиталовложений в государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки  для устойчивого инновационного развития, являющего стратегическим фактором экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства

1.1 Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства

 

Государственно-частное  партнерство в системе институтов развития современной экономики. В  последние годы во многих странах  мира органы государственного управления все активнее привлекают частный  бизнес, его средства и организационные  возможности к решению стратегически  важных для страны и ее регионов задач посредством механизма так называемого государственно-частного партнерства (ГЧП). Россия не стала исключением.

Государственно-частное  партнерство представляет собой  объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или  местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство  и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или  оказания общественных услуг (в области  образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).

Можно сказать, что ГЧП - это институциональный  и организационный альянс между  государством и бизнесом в целях  реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре  отраслей промышленности и инновационной  сфере.

Государственно-частное  партнерство позволяет избежать, с одной стороны, недостатков  прямого регулирования государства, а с другой - "провалов рынка". Основной аргумент в поддержку ГЧП состоит в том, что и общественный (государственный), и частный секторы обладают своими собственными уникальными характеристиками и преимуществами, при объединении которых создается возможность более эффективно действовать и достигать лучших результатов именно в тех сферах, где особенно заметны "провалы рынка" или неэффективность государственного управления - как правило, это социальная сфера, проблемы экологии, создание инфраструктуры.

Государственно-частное  партнерство выполняет следующие  характерные функции:

1) удовлетворяет  потребности общественного сектора,  используя или заимствуя ресурсы  частного сектора;

2) поддерживает  государственные полномочия и  функции, при этом предоставляя  услуги совместно с частным  сектором;

3) состоит  из двух или более сторон, работающих  ради достижения совместных целей.  Участниками ГЧП могут быть  местные и государственные органы  власти, коммерческие предприятия  и некоммерческие организации  (например, местные сообщества, клубы  услуг, организации социального  обслуживания или объединения  по интересам), которые:

  • разделяют полномочия и ответственность;
  • функционируют на равных;
  • совместно затрачивают время и ресурсы;
  • разделяют инвестиции, риски и выгоды;
  • поддерживают отношения в течение определенного срока, а не для осуществления одной трансакции;
  • имеют четкое соглашение, контракт или иной' правоустанавливающий документ.

В строгом  смысле ГЧП институционально преобразует  сферы деятельности, традиционно  относящиеся к ведению государства.

Партнерские отношения государства и бизнеса  требуют согласования интересов  этих двух основных институтов современного общества и экономики. Государство  заинтересовано в росте объемов  и улучшении качества предоставляемых  услуг населению и экономическим  агентам инфраструктурными и  социально ориентированными отраслями. Частный сектор стремится стабильно  получать и увеличивать прибыль. Причем стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты в первую очередь не просто под размер прибылей, а в интересах устойчивости получения  доходов от проектов. При этом обе  стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом.

Каждая  из сторон партнерства вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны  бизнеса таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и  т.п. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных  методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием  новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в  том числе с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные  и хорошо оплачиваемые профессии.

На  стороне государства в проектах ГЧП - правомочия собственника, возможность  налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение некоторых  объемов финансовых ресурсов. Государство  как главенствующий субъект и  основной регулятор вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг страны, но и прямо сказывается на партнерских проектах. Более того, в ГЧП государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития ГЧП в сфере инфраструктуры государство может сместить акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. И немаловажно в связи с этим то, что неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость ГЧП заключается в том, что в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг.

России  еще предстоит пройти сложнейший процесс экономической и правовой квалификации многочисленных форм ГЧП. При этом важно юридически правильно  оценить роль государства не только как главного регулятора, но и как  представителя и защитника общественных интересов и потребностей, т. е. того, что в европейской юридической  традиции подразумевается под публичным  правом, публичным интересом, публичной  службой, публично-правовыми имущественными отношениями и публично-правовой собственностью. Эта категория отношений  не укладывается полностью в нормы  гражданского права. А между тем  именно государство и органы местного самоуправления призваны защищать общественные интересы в таких социально уязвимых сферах, как социальная и экономическая  инфраструктуры, жилищно-коммунальное хозяйство и т. п., где имеют  наибольшее распространение проекты  ГЧП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Модели, формы и механизмы ГЧП

 

В мировой  практике сложилось множество разнообразных  моделей, форм, типов и конкретных вариантов реализации партнерских  отношений между государством и  бизнесом. Принятые классификации ГЧП  выделяют обычно следующие формы:

  1. Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах.
  2. Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит на определенных договором условиях передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.
  3. Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распространение. Ее особенность заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.

Источником  исключительности предоставляемых  по концессионному соглашению прав является не статус государства как собственника, а его прерогативы как органа публичной власти. Исключительный (монопольный) характер прав, предоставляемых государством концессионеру (частному партнеру), заключается  в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые  он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также и самого государства.

Известно, что концессии как важнейшая  форма партнерства государства  и частного бизнеса получили наиболее широкое распространение в инфраструктурных отраслях, где особенно остро необходимы приток частных инвестиций и высококвалифицированное  управление. Различаются, по меньшей  мере, на три вида концессий: 1) концессия  на уже существующие объекты инфраструктуры; 2) концессия на строительство или  модернизацию инфраструктурных объектов; 3) передача объектов государственной  собственности в управление частной  управляющей компании.

  1. Соглашения о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом частично напоминает традиционную концессию, но все, же отлична от нее. Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпушенная по соглашению продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Раздел продукции между государством и инвестором, его условия и порядок определяются в соглашении. В мировой практике соглашения о разделе продукции как форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом активно используются в сфере нефтяного бизнеса.
  2. Совместные предприятия являются распространенной формой партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала разновидностями этой формы могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон. Существенной особенностью совместных предприятий любого типа является то, что государство постоянно участвует в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности. Самостоятельность и свобода в принятии решений частным партнером здесь гораздо уже, чем, например, в концессиях.

В последние  годы, области применения различных  форм партнерства государства и  частного бизнеса стремительно расширяются, бурно развиваются сами формы  партнерств и их модификации. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта и др. В ряде стран частный бизнес проектирует, строит, а затем управляет больницами, школами и другими общественными объектами.

Информация о работе Государственные частные партнерства