Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 03:04, реферат
Партнерство государства с частным сектором является ключевым компонентом новой инновационной политики России, поскольку, при правильной организации, оно обеспечивает получение более широких преимуществ от капиталовложений в государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого инновационного развития, являющего стратегическим фактором экономического роста.
Введение
Глава 1 Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства
1.1 Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства
1.2 Модели, формы и механизмы ГЧП
1.3 Развитие и реализация государственно-частного партнерства
Глава 2 Развитие государственно-частного партнерства в мировой экономике
2.1 Международный опыт взаимодействия государства и частного бизнеса
Заключение
Список использованной литературы
Глава 2. Развитие государственно-частного партнерства в мировой и российской экономике
Для проведения анализа и четкого
представления структуры
На рубеже XIX – XX веков партнерства проявляются в Германии и во Франции в жилищно-коммунальной сфере хозяйства. В 1882 году в Париже заключили контракт с братьями Перрье на энергоснабжение центральных районов. В начале XX века под влиянием марксистской идеологии и теории Дж. Кейнса произошли значительные изменения в государственном подходе к проектам. Все отрасли были переведены под государственный контроль.
Однако к концу XX века интерес к ГЧП проявился в связи с появлением новой экономической неоклассической теорией, которые говорили о частной собственности, как об основной движущей силе общественного развития. Впоследствии был взят новый курс на привлечение частного капитала и массовой приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности.
Лидером в применении нового курса
стала Великобритания. Правительство
страны разработала концепцию
Далее интерес и повышенную активность
проявили руководящие органы Европейского
союза. Начиная с 1992 года, активно
создавались директивы, в которых
прописывались правила и
Итак, отправная точка была задана
– началось широкое и активное
применение государственно-частного партнерства
в различных странах и
По данным анализа применения ГЧП в различных странах, проведенными отечественными экономистами, можно увидеть, что партнерство успешно применяется в транспорте (автодороги, железные дороги, аэропорты, порты) и социальной инфраструктуре (здравоохранение, образование, туризм), ЖКХ (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение) и в других сферах (тюрьмы, оборона, объекты военной сферы).
Если анализировать
Анализ использования ГЧП
Рассматривая другие развитые страны (Австрия, Бельгия, Дания, Австралия, Израиль, Ирландия, Финляндия, Испания, Португалия, Греция, Южная Корея, Сингапур) картина такова: на 1-ое место выступает применение ГЧП в строительстве автодороги их реконструкция (93 проекта), далее здравоохранение (29 проектов), образование (23 проекта). (табл.2).
В развивающихся же странах и странах с переходной экономикой указанные выше отрасли (кроме автодорог) не будут приоритетными. Вследствие более низкого уровня социально – экономического развития в этих странах на 1 место выдвигается – транспортная инфраструктура (строительство, реконструкция железных дорог, аэропортов, портов)
В странах с переходной экономикой, а именно – страны Центральной и Восточной Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния); страны Балтии (Латвия); страны СНГ (Украина) по применению ГЧП лидируют - автодороги, строительство мостов и тоннелей легкого наземного метро, аэропортов. Им уделяется особое внимание и в них в первую очередь вкладываются средства.
Развивающиеся страны (22 из 95 проектов)
- Индия, Бразилия, Чили, Гонконг, Мексика,
Саудовская Аравия, Объединенные Арабские
Эмираты выделяют приоритетным –
автодороги, 2 место занимают аэропорта,
тюрьмы и водоочистительные
В ряде восточноевропейских стран в конце 1990 – начала 2000 г. стали активно использоваться методы ГЧП в отраслях транспортной инфраструктуры и в городском хозяйстве, в связи с подготовкой вступления в ЕС.
Чем же обусловлена такая разница в применении партнерства в разных странах. Во – первых, имеет место различие в экономическом развитии (есть наиболее развитые экономические системы и отсталые в социально – экономическом развитии). Во-вторых, политика государства влияет на развитие тех или иных структур - (там, где наблюдается устойчивая рыночная экономика, высокий показатель ВВП) государство гарантирует высокий уровень социальной защиты, где велика средняя продолжительность жизни и наблюдается высокое качество медицинского обслуживания и образования. Еще один фактор это заинтересованность стран в развитии этих отраслей (для каждого типа страны индивидуальных), поскольку партнерство позволяет привлечь инвестиции частного сектора, распределить риски между партнерами в реализуемых проектах.
Так же, как и во всех нововведениях, в проектах государственно-частного партнерства наблюдаются весьма успешные результаты и не совсем удачный опыт, когда допускаются ошибки в бизнес - планировании и пренебрегают институциональными принципами, что в дальнейшем является причинами прекращения проектов и их национализация.[7,с 41]
Рассмотрим пример эффективного использования
проекта ГЧП – расширение и
модернизация международного аэропорта
в Варшаве. Более 85 % пассажиров международных
авиарейсов пользовались именно варшавским
аэропортом, что требовало в относительно
короткие сроки обеспечить увеличение
пассажирского и грузового
По результатам открытого
Стоимость проекта составила 153,4 млн. евро, 80% его финансирования обеспечила частная сторона. Государственная польская авиакомпания LOT была включена в частное кредитное соглашение об использовании аэропорта. Работы завершились весьма успешно, и в дальнейшем генеральный подрядчик принял участие в проектах реконструкции на принципах ГЧП аэропортов городов Дюссельдорфа, Сиднея и Гамбурга. [7,с.41]
Еще одним примером эффективного и
удачного использования ГЧП в
реализации инфраструктурных проектов
на основе частной финансовой инициативы
наблюдается в Японии. Экономический
спад в 1990-е годы (экономическая рецессия)
заставил японские власти прибегнуть
к английскому опыту, немного
изменив концепцию и правила,
и принятие соответствующей
Но нередки, как уже отмечалось выше, и неэффективные проекты ГЧП из-за просчетов со стороны государства.
Так, в Чехии был реализован проблемный инфраструктурный проект. Частные инвестиции в этой стране привлекаются по британской модели частной финансовой инициативе (PFI). Опыт этой страны говорит о тех опасностях и проблемах, с которыми может столкнуться государственный партнер, имеющий недостаточный опыт и подготовку в реализации и применении партнерства. Итак, для сооружения отрезка автобана D47, протяженностью 80 км, частным предпринимателем был предложен весьма интересный и привлекательный на первый взгляд проект, на что он получил внеконкурсный подряд.
Проблема собственно состояла в отсутствии достаточного опыта ГЧП и недооценки командой государственного партнера намерений частного подрядчика, который в свою очередь изначально не имел особого стремления в реализации проекта. В конечном итоге предложенная им структура финансирования сводилась к перекладыванию всех рисков на государство. И результатом было расторжение проекта, и выплата, ко всему прочему, значительной неустойки.
Удачной моделью эффективного сочетания интересов публичного и частного партнеров признан проект по реконструкции крупнейшего аэропорта Германии во Франкфурте-на-Майне. Проект предполагал предварительную стадию приватизации – эмиссию акций, 29% которых были проданы на фондовой бирже. Держателями остальных акций стали земля Гессен(32,1%), город Франкфурт (20,5%) и государство (18,4%). Сформированное таким образом АО «Фрапорт» намеренно сохранило контроль публичных инвесторов. При этом АО является «частным» акционером других германских аэропортов, т.е. «частная» сторона партнерств в них представлена структурой с преимущественно государственным участием.
В настоящее время денежные средства на развитие транспортной инфраструктуры осуществляется двумя путями: напрямую - для крупных проектов и опосредовано – через государственный фонд развития инфраструктуры. [7,с.40-41]
Таким образом, на базе вышеизложенного можно сделать выводы следующего характера:
Заключение
Суммируя все показатели и возможности
государственно-частного партнерства,
хочется выразиться в пользу такой
новой формы взаимоотношений
государства с частным
Государственно-частное
Список использованной литературы
1. Гунажинова Ю.А. , Формирование моделей управления развитием МО на основе ЧГП. Автореф. 2006.
2. Ефимова
Л.И. Некоторые модели
3. Исправникова Н.Р. Частно-государственное партнерство в России: пути становления // Экономические науки современной России. 2008. №9.
4. Майбородин В.А., Хоменко О.А. Частно-государственное партнерство в системе управления муниципальным образованием // Управление экономическими процессами в России: Сб. науч. трудов. Саратов: Издательский центр «Наука», 2006.