Государственные инструменты воздействия на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой
спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи,
стоящие перед обществом. Это, однако не отрицает той роли, которую призвано
играть государство. Идеальная модель экономического устройства общества
предполагает использование механизма государственного регулирования для
решения различных проблем.

Файлы: 1 файл

ТЕМА 8.docx

— 34.18 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА

ЭКОНОМИКУ

1. Роль государства в рыночной экономике

2. Государственные расходы и налогооблажения

3. Монетарная политика

1. Роль государства в рыночной экономике

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой

спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи,

стоящие перед обществом. Это, однако не отрицает той роли, которую призвано

играть государство. Идеальная модель экономического устройства общества

предполагает использование механизма  государственного регулирования для

решения различных проблем.

На государство возлагается  серьезная задача – защита прав

производителей и потребителей, действующих на рынке.

Промышленное общество, основанное на рыночных отношениях и

предлагающее значительную свободу  выбора, немыслимо без правовой системы,

без власти закона. Для нормального осуществления экономической деятельности

субъекты должны быть защищены законодательно.

Прежде всего должно быть обеспечено право собственности. Собственник,

не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее

отчуждения и ограничения своего права на нее и не сможет использовать в

полную силу творческий и материальный потенциал. Поэтому необходимо

наличие законодательства, обеспечивающего право собственности.

Важную роль в правовом обеспечении  имеет государственное

противодействие неограниченной власти монополий. В экономически развитых

странах разработано антимонопольное  законодательство, ограничивающее

элемент недобросовестного соперничества.

Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей.

Принимаются серьезные санкции  против продажи некачественных товаров,

ложной информации о деятельности фирм.

Разработаны законы относительно защиты интеллектуальной

собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономики.

Рынок в отдельных случаях оказывается  неспособным обеспечить

производство определенных товаров – так называемых общественных товаров. К

ним относятся товары, оборонного значения, содержание правоохранительных

органов, дороги и целый ряд аналогичных товаров. Все эти блага служат

интересам общества в целом, предельные издержки на их производство не

зависят от количества потребителей и государству целесообразнее взять  на себя

заботу об их содержании.

Государство финансирует подобные сферы из бюджетных средств.

Известно, что расходы на оборону на сегодняшний день являются одной из

весьма значительных статей в расходной  части бюджета. Но если государство

увеличивает свои расходы на армию, это не может оказать положительного

воздействия на социальные параметры  жизни женщин, поскольку будут

сокращаться другие формы государственных  расходов.

Большую расходную статью составляют средства, выделяемые на

социальные нужды и на содержание государственного аппарата. Источник

финансирования – налоги. Причем в данном случае отсутствует

непосредственная связь между  величиной уплачиваемого налога и реальным

участием в процессе потребления  данного общественного товара. Изза

незначительного размера или вообще отсутствия предельных издержек, которые

вызывает каждый дополнительный потребитель, не имеет смысла строить

сложную систему оплаты общественных благ, поэтому они и финансируются из

государственного бюджета.

Существуют главные формы и  методы вмешательства государства  в

экономику. Различают две основные формы: прямое вмешательство, через

расширение государственной собственности  на материальные ресурсы,

законотворчество и управление производственными предприятиями  и косвенное

вмешательство с помощью различных  мер экономической политики.

Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах

существует более или менее  значительный по своим масштабам

государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием

экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых

разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие,

является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части

общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята

большая группа людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во

Франции и Италии, до 89% в ФРП, Бельгии и Голландии.

Во всех промышленно развитых странах  становление и развитие

государственного сектора происходило  практически в одних и тех  же отраслях

(угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и

воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь

идет об отрасли, где инвестиционные ресурсы: оборудование, машины

необходимые для производства имеют  особенно большое значение, и стоимость

их велика. Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли

весьма чувствительными к конкуренции  и периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства – это и принятие законодательных

актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами

рыночной системы.

Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства меры

экономической политики могут быть направлены на:

- стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между

сбережениями и инвестициями;

- обеспечение полной занятости;

- стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

- воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на

некоторые специфические товары;

- поддержку устойчивого экономического роста перераспределения доходов и

некоторые другие цели.

Стараясь контролировать экономику, правительство может использовать

рыночные стимулы или приказы. Исторически основной формой регулирования

является прямой подход, при котором правительство выпускает

командноконтролирующие приказы. В рамках данного подхода правительство, с

помощью регулирующих мер, управляет людьми, поощряя или удерживая их от

определенных видов экономической  деятельности. Сегодня правительство

заставляет фирмы платить минимальную  плату работникам, следить за

соответствием стандартам выбросов в  окружающую среду и осуществлять

тщательное тестирование новых  лекарств.

Совсем недавно экономисты способствовали тому, чтобы убедить

правительство попытаться использовать новую форму регулирования,

называемую рыночными стимулами. Примером рыночного стимула является

закон о чистоте воздуха. Согласно данному закону, рынки обязаны покупать и

продавать, обмениваемые разрешения на «эмиссию» то есть, в сущности,

лицензии на загрязнение окружающей среды. Такое использование рыночных

факторов, возможно будет способствовать более эффективному достижению

целей регулирования, чем методы командного контроля.

Регулирование состоит из государственных  правил или законов,

выпущенных для контроля ценовых, бытовых или производственных решений,

принимаемых фирмами.

Обычно разделяют две формы  регулирования. Экономическое

регулирование относится к контролю цен, условий входа и выхода с рынка,

стандартов качества продукции  определенных отраслей. Примером

экономического регулирования  является регулирование коммунальных услуг

(телефонных переговоров, электричества, природного газа и воды), а также

других производств (транспорта, радио и телевидения). Финансовый рынок

находится под жестким контролем. Существуют жесткие правила,

устанавливающие, что можно и чего нельзя делать банкам, брокерским фирмам и

страховым компаниям.

Кроме того, существует более новая форма регулирования, известная как

социальное регулирование, используемое для защиты окружающей среды, а

также здоровья и безопасности рабочих  и потребителей. Правила социального

регулирования составлены с целью  корректировки разных побочных эффектов,

причиной возникновения которых  служит экономическая деятельность.

Примерами социального регулирования  служат программы очистки воздуха  и

воды, обеспечение безопасности атомных станций, лекарств или машин.

2. Государственные расходы и налогообложение

Для проведения разнообразных мер, связанных с регулированием,

государство прибегает главным  образом к фискальной и монетарной политике.

Фискальная политика – это бюджетная политика. Ее можно определить как

политику, проводимую путем манипулирования государственными доходами

(прежде всего налогами) и расходами.

При решении проблемы безработицы  возможно увеличение

государственных расходов и увеличение пособия по безработице и других

социальных выплат. Или возможно сокращение налогов, в этом случае у людей

на руках будет больше денег, которые можно потратить на товары и услуги.

Центральное место в системе  государственных финансов занимает

государственный бюджет. Бюджетная система представляет собой сложный

механизм отражающий особенности  той или иной страны, ее

социальноэкономического строя, а также государственного устройства. Эта

система формируется на основе всей совокупности социальноэкономических,

правовых и других особенностей, характеризующих то или иное государство.

Структура бюджета страны зависит  от ее государственного устройства.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд

денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания

государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых

социальноэкономических функций. В современных условиях бюджет является

также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия

на хозяйственную коньюктуру, а также осуществления антикризисных

мероприятий.

В бюджете находит свое отражение  структура доходов и расходов

государства. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований.

По своей структуре расходные  статьи бюджета подразделяются: на расходы по

государственному управлению; военные расходы; расходы на

социальноэкономические цели; расходы на хозяйственную деятельность

государства; расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности.

Расширение функций государства  сопровождается тем, что масштабы

государственных расходов увеличиваются  темпами, значительно превышающими

темпы роста ВНП.

К числу важнейших статей государственных  расходов относятся затраты,

связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок для

функционирования производственных секторов экономики. Все более

значительное место занимают и  расходы на создание объектов социальной

инфраструктуры, в первую очередь – на образование и здравоохранение.

Значительный удельный вес занимают военные расходы, здесь

учитываются не только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых

относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам

войны, ветеранам и т.д.

Доходы государственного бюджета  состоят в основном из налогов

государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных или

целевых фондов. На долю налогов приходится до 90% всех поступлений в

бюджеты промышленно развитых стран.

Наиболее важной разновидностью налогов  является подоходный налог,

включающий в себя налог на доходы физических лиц, а также налог на прибыли

корпораций.

Нормой налогообложения является налоговая ставка размер налога на

единицу обложения. Существуют различные виды налоговых ставок. В том

случае, если устанавливается единый процент уплаты налогов, независимо от

размеров дохода, мы имеем дело с пропорциональным налогом. В тех случаях,

когда ставки возрастают с увеличением  доходов, имеем дело с прогрессивными

ставками. В практике налогообложения встречаются твердые ставки,

устанавливаемые на единицу объекта (например, автомашину) независимо от ее

стоимости.

Помимо подоходных налогов, важную роль играют также косвенные налоги,

которые представляют собой надбавки к цене соответствующих товаров  и услуг.

Косвенные налоги существуют в настоящее  время в трех разновидностях –

акцизы, фискальные монопольные налоги, а также таможенные пошлины.

Акцизы представляют собой надбавку к цене товаров или тарифа за услуги.

Фискальный монопольный налог  представляет собой косвенный налог  на те

же товары, производство которых является монополией государства.

Таможенные пошлины представляют собой налоги, взимаемые при

перевозке товаров через государственную  границу. Значение и роль налогов в

современных условиях выходят далеко за пределы обеспечения государственных

органов финансовыми ресурсами. Они играют важную роль в

макроэкономическом регулировании  и выступают в роли одного из рычагов

регулирования экономической активности, воздействия на процесс

воспроизводства.

Рыночная экономика страдает от хронической безработицы и инфляции.

Иногда это не влечет за собой  необходимость вмешательства государства,

поскольку, решая данные проблемы, государство создало автоматический

Информация о работе Государственные инструменты воздействия на экономику