Государственные инструменты воздействия на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой
спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи,
стоящие перед обществом. Это, однако не отрицает той роли, которую призвано
играть государство. Идеальная модель экономического устройства общества
предполагает использование механизма государственного регулирования для
решения различных проблем.

Файлы: 1 файл

ТЕМА 8.docx

— 34.18 Кб (Скачать файл)

стабилизатор, призванный исправить хронические неудачи экономики.

Некоторыми методами для этого  являются: 1) увеличение государственных

расходов. Это может быть наем большего количества рабочих. Некоторые из этих

стабилизаторов – выплата пособий по безработице, социальные платежи,

налоговая система.

Однако бывают времена, когда экономика страдает от более серьезных

напастей, которые могут быть преодолены автоматическими стабилизаторами, и

путем прямого и преднамеренного  политического вмешательства со стороны

государства. К этим мерам относятся: 2) сокращение налогов, которое позволит

людям иметь на руках больше денег, которые можно потратить на товары и

услуги.

Серьезные болезни экономики – спад, инфляция и растущая безработица.

В таких случаях государство  должно использовать набор инструментов 1) и 2) для

вмешательства в экономику. Методы и формы государственного вмешательства в

экономику называются макроэкономической политикой. В набор инструментов

входят: государственный бюджет, государственные расходы, налогообложение

(фискальная политика), с помощью которых осуществляется воздействие на

рынок, процентные ставки.

Фискальные инструменты не являются гендернонейтральными. Например,

сокращение налогообложения или  налоговое кредитование может способствовать

деловой активности, но в тоже время они могут оказывать негативное

воздействие на социальноэкономическое положение женщин, поскольку ведет к

сокращению доходных статей государственного бюджета. В ответ на сокращение

доходных статей государство может  пойти на сокращение рабочих мест в

государственном секторе, сокращение системы социального обеспечения. Во

многих странах женщины составляют пропорционально большое число

работников государственного сектора. Женщины также зависят от объема

государственных расходов на здравоохранение, образование и коммунальные

службы.

Характер и качество государственных  расходов так же очень важны для

оценки влияния государственной  экономической политики на

социальноэкономическое положение  женщин. Если государство просто увеличит

свои расходы на армию, то это не может оказать положительного воздействия на

социальные параметры жизни  женщин, поскольку расширенное финансирование

военных расходов может означать, что некоторые другие формы государственных

расходов сокращаются.

3. Монетарная политика

Другим инструментом государственного вмешательства в экономику

является монетарная политика, когда такие показатели как ставка процента и

предложение денег используется для  решения проблемы инфляции. Ставка

процента в экономике воздействует почти на все.

Это – цена денег: цена, которую заемщик платит кредитору. Изменения ставки

процента, таким образом поразному затрагивают различные группы людей.

Рассуждая логически, в случае инфляции цена денег растет, то есть

увеличивается стоимость заимствования  и это сокращает расходы. Полный

эффект состоит в том, что экономика «замораживается». Это может привести к

безработице, в зависимости от характера изменений ставки процента.

К настоящему времени классическая экономическая теория приобрела

современные формы. Одна из них монетаризм, согласно которому рынки

характеризуются высоким уровнем  конкуренции и именно конкурентность

рыночной системы придает экономике  высокую степень макроэкономической

стабильности. Монетаризм утверждает, что порождаемая рыночной конкуренцией

гибкость цен и ставок заработной платы служит причиной колебаний  совокупного

спроса, которые приводят к изменению скорее цен на продукты и ресурсы, чем

объема производства и уровня занятости. С точки зрения монетаристов рыночная

система обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность, если не

осуществляется государственное  вмешательство в экономику.

Проблема состоит в том, что закон о минимальной заработной плате,

законодательная деятельность в интересах  профсоюзов, поддержание цен на

сельскохозяйственную продукцию, монопольное законодательство в интересах

бизнеса и др. мероприятия правительства приводят к тому, что цены и ставки

заработной платы утрачивают гибкость в сторону понижения. Система свободного

рынка способна обеспечить значительную макроэкономическую стабильность, но

государственное вмешательство подрывает  эту способность. Монетаристы

считают что, попытки государства обеспечить стабильную экономику с помощью

дискреционной фискальной и кредитноденежной политики порождают

нестабильность системы, а именно деловой цикл.

Монетаристы выступают ярыми сторонниками принципа невмешательства.

Государственное управление расценивается  как бюрократическое,

неэффективное, вредное для частной инициативы и содержащее политические

ошибки, которые подрывают устойчивость экономики.

Монетаризм важнейшее значение придает деньгам. Основное управление

мотетаризма – это управление обмена:

MV = P*Q

где M предложение денег, V скорость обращения денег, то есть среднее

количество раз, которое доллар тратиться на приобретение готовых товаров и

услуг в течение года; P уровень цен, или, точнее, средняя цена, по которой

продается каждая единица произведенного продукта; Q – физический объем

производства товаров и услуг.

Название «уравнение обмена» обозначает, что левая часть управления

(MV) представляет собой общий объем расходов покупателей на приобретение

произведенных благ, тогда как правая часть (PQ) представляет собой валовой

доход продавцов этих благ.

Монетаристы убеждены, что кредитноденежная политика определяет

уровень экономической активности. Монетаристы видят в денежном предложении

единственный важнейший фактор, определяющий уровни производства занятости

и цен. Не ограничивая влияние роста денежной массы покупкой облигаций и,

следовательно, падением процентной ставки, монетаристы полагают, что

расширение денежного предложения  повышает спрос на все виды активов – и

реальные, и финансовые, а также на производимый продукт. В условиях полной

занятости цены на все это растут. Кроме того, монетаристы считают, скорость

обращение денег стабильной – в том смысле, что ее колебания невелики и она не

изменяется в ответ на изменение  самого по себе денежного предложения.

Значит, изменение денежного предложения оказывают предсказуемое

воздействие на уровень номинального ВВП (=PQ), т.е. увеличение M ведет к

увеличению P либо Q или же одновременно P и Q в определенном сочетании;

уменьшение M дает противоположный результат.

Монетаристы полагают, что хотя изменение M и может вызвать

краткосрочные изменения реального  объема производства и занятости, но

поскольку рынок приспосабливается  к этому изменению реального  объема

производства и занятости, но поскольку рынок приспосабливается к этому

изменению в длительной перспективе  изменения M воздействует на уровень цен.

По мнению монетаристов, экономике частного предпринимательства

внутренне присущи устойчивость и  производство на уровне полной занятости.

Этот конкретный уровень производства при полной занятости зависит  от таких

реальных факторов, как количество и качество труда, капитала, земли и

технологии. Если величина Q при данных производственных возможностях

постоянна, то изменения M приведут к изменениям P.

Монетаристы считают, что изменение денежного предложения влияет на

все компоненты совокупного спроса, а не только на инвестиции. Кроме того, в

монетаристской модели изменение  совокупного спроса оказывает долгосрочное

воздействие на номинальный ВВП  преимущественно через изменение  уровня

цен, а не через изменение реального объема производства.

Подобно финансовым инструментам, денежнокредитные инструменты не

являются гендернонейтральными.

Когда в борьбе с инфляцией принимается  решение о повышении ставки

процента, высок риск безработицы. Это может затрагивать женщин, причем

воздействие это будет более  быстрым и более длительным, чем для мужчин.

Жесткие условия кредитования могут  так же отрицательно негативно

воздействовать на способность  женщин гарантировать свой бизнес и  получать

ипотечные ссуды.

Кроме того, высокая ставка процента может вносить вклад в увеличение

расходов государства, направляемых на оплату государственного долга.

Увеличение бремени долга может  привести к более высоким налогам  или к

сокращению других расходов государства, обычно на социальные программы.

Государство посредством макрополитики  способно оказывать влияние на

различные потоки расходов (расходы потребителя, инвестиционные расходы и

правительственные расходы) в экономике. Таким образом оно влияет на

занятость, спад и инфляцию.

Государство может также развивать  и осуществлять политику, для решения

конкретных проблем: неравенство доходов, бедность, гендерное неравенство и

нарушения экономических и социальных прав. Обычно оно пытается реализовать

это через социальную политику, политику в сфере занятости, и политику равных

возможностей. Но на содержание и форму политических решений в этих сферах

существенно воздействует макрополитика, которая в огромной степени

определяет распределение потоков  финансирования и параметры

соответствующих программ.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боскакова М., Боскаков В. – Гендерные аспекты пенсионной реформы в

России, Вопросы экономики. 2000, № 3

2. Женщины и макроэкономика. 2000

3. Курс экономической теории. – Тверь, 1998

4. Либоркина М. Социальные последствия приватизации для женщин. Вопросы

экономики. 2000, № 3

5. Макконел С., Брю С. Экономика. 2000

6. Токсанбаева М. О социальной уязвимости женщины. 2000__


Информация о работе Государственные инструменты воздействия на экономику