Государственные заимствования, их формы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель – исследовать особенности государственных займов и их динамику в рамках финансов Российской Федерации.
Задачи исследования:
• выяснить сущность и обусловленность государственных заимствований в экономике;
• определить формы и виды государственных заимствований;

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ 4
1.1 Сущность и обусловленность государственных заимствований 4
1.2. Формы и виды государственных заимствований 4
1.3. Этапы и методы управления государственными заимствованиями 4
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ В РОССИИ 4
2.1 Динамика внутреннего долга России, факторы, на него влияющие 4
2.2 Анализ состава и структуры внешнего долга Российской Федерации 4
2.3 Проблемы государственных заимствований на современном этапе и пути их решения 4
Заключение 4
Список используемой литературы 4

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa1.docx

— 577.69 Кб (Скачать файл)

Характерным моментом для административного  подхода к управлению долгом является одностороннее принятие эмитентом  управленческого решения (без получения  предварительного согласия кредиторов), а для рыночной модели управления долгом — переговорный процесс, который  предшествует принятию управленческого  решения и в процессе которого согласовываются позиции должника и кредиторов; либо эмитент в одностороннем  порядке воздействует на рынок долговых обязательств государства, а кредиторы  добровольно (руководствуясь собственными интересами) решают, принимать ли новые  условия, предложенные эмитентом.

Краткосрочность российских долгов и  высокая стоимость заимствований  в последние годы вынуждали государство  постоянно заботиться об удлинении  сроков и сокращении доходности новых  заимствований. Это достигается, в  частности, на основе реструктуризации долга, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный  или муниципальный долг, с их заменой иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

В сфере внешних заимствований  реструктуризация долга также проводится на договорной основе. Здесь под  реструктуризацией понимается изменение  графика погашения основного  долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего  долга может быть проведена с  частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

В условиях ограниченности средств  бюджетов всех уровней по-прежнему острыми являются вопросы изыскания  источников для проведения текущих  и будущих платежей по обслуживанию и погашению внутреннего и  внешнего долгов. Основным приемом  получения средств для погашения займов выступает рефинансирование долга, под которым понимается погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов. При невозможности рефинансирования долга на его погашение направляются доходы бюджета.

Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые методы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них — погашение долга  товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации  компаний страны-должника, оплата долга  в местной валюте с последующим  обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства  третьих стран и другие. Эти  методы управления государственным  внешним долгом обычно объединяют в  понятие конверсия внешнего долга, под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими  видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника.

Большое значение для повышения  эффективности государственной  долговой деятельности будет иметь  создание единой системы управления государственным долгом РФ. Она обеспечит  проведение централизованной и долгосрочной политики управления обязательствами  и государственными заимствованиями, предупреждение возможных долговых кризисов и принятие оперативных  мер по их преодолению.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести[6]:

  1. Рефинансирование: погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  2. Конверсия: изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  3. Консолидация: увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  4. Унификация: объединение нескольких займов в один.
  5. Отсрочка погашения займа: проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  6. Аннулирование долга: отказ государства от долговых обязательств.
  7. Реструктуризация долга: погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ В РОССИИ

2.1 Динамика  внутреннего долга России, факторы,  на него влияющие

 

Согласно законопроекту в 2011 – 2013 годах в целях обеспечения  сбалансированности федерального бюджета  предусматривается осуществлять значительные заимствования на внутреннем финансовом рынке. Всего за 2011 – 2013 годы предусматривается  общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в  объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей[11].

Государственный долг Российской Федерации  при этом увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.

Динамика объема и структуры  внутреннего госдолга за 2010-11 гг. представлена в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1.

Динамика объема и структуры  государственного внутреннего долга РФ

Источник: [11]

 

 

На 1 января 2010

На 1 января 2011

фактические показатели

отчет 2009 г

отчет 2010 г

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

Государственный внутренний долг Российской Федерации

2094,7

100

3726,7

100

% к ВВП

5,4

8,3

в том числе:

     

государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО)

1837,1

87,7

2933,0

78,7

государственные гарантии

251,4

12

787,1

21,1

прочая задолженность

6,2

0,3

6,6

0,2


 

Анализ динамики показывает, что государственный внутренний долг Российской Федерации увеличился в 2011 году на 1632 млрд. руб. по сравнению с 2010 годом. Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации  (ОФЗ/ГСО). Доля государственных ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации уменьшилась на 9%, в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Уменьшение произошло за счет увеличения доли государственных гарантий на 9,1% и уменьшения прочих задолженностей на 0,1 %.

Плановая динамика объема и структуры внутреннего госдолга Российской Федерации за 2012-14 гг. представлена в таблице 2.1.2.

Таблица 2.1.2.

Динамика объема и структуры  государственного внутреннего долга  РФ

Источник: [11]

 

 

На 1 января 2012

На 1 января 2013

На 1 января 2014

плановые показатели

плановые показатели

плановые показатели

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

Государственный внутренний долг Российской Федерации

5148,4

100

6976,4

100

8826,3

100

% к ВВП

10,2

12,5

14,2

в том числе:

     

государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО)

4076,7

79,2

5621,1

80,6

7147,5

81

государственные гарантии

1064,8

20,7

1355,3

19,4

1678,8

19

прочая задолженность

6,9

0,1

0,0

0

0,0

0


 

Анализ динамики показывает, что, согласно плановым показателям, государственный внутренний долг увеличится на 1828 млрд. руб. в 2013 г. по сравнению с 2012 г. и на 1849,9 млрд. руб. в 2014 г. по сравнению с 2013 г. По плану доля государственных ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличится на 1,4% в 2013 году по сравнению с 2012 годом и на 0,4% в 2014 году по сравнению с 2013 годом. Увеличение произойдет за счет уменьшения доли государственных гарантий на 1,3% в 2013 году по сравнению с 2012 годом и на 0,4% в 2014 году по сравнению с 2013 годом, а также уменьшения доли прочих задолженностей на 0,1 % в 2013 году по сравнению с 2012 г.

Верхний предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации (далее  – внутренний долг) по состоянию  на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 года. В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013  годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществить выпуск еврооблигаций в рублях, первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных валют.

На внутреннем рынке государственных  ценных бумаг преобладают инструменты  со сроком погашения 3 - 5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет  способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.

В 2011 – 2013 годах предусматривается  значительный рост государственного внутреннего  долга по государственным гарантиям  Российской Федерации.  Законопроектом  (пункт 3 статьи 15)  установлены верхние  пределы государственного внутреннего  долга Российской Федерации по государственным  гарантиям Российской Федерации:  на 1 января 2012  года -  1 064,8 млрд. рублей, на 1 января 2013  года - 1 355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 1 678,8 млрд. рублей.  К концу 2013 года долг по гарантиям  составит 19% объема государственного внутреннего  долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП. 

2.2 Анализ состава  и структуры внешнего долга  Российской Федерации

 

Динамика объема и структуры  внешнего долга за 2010-11 гг. представлена в таблице 2.2.1.

 

 

Таблица 2.2.1.

Динамика объема и структуры государственного внешнего долга РФ

Источник: [11]

 

 

На 1 января 2010

На 1 января 2011

фактические показатели

отчет 2009 г

отчет 2010 г

млрд. долл. США

%

млрд. долл. США

%

Государственный внешний долг Российской Федерации

37,6

100

53,0

100

в том числе:

     

кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических  лиц в иностранной валюте

8,7

23,1

7,3

13,8

государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте

28,0

74,5

34,2

64,5

гарантии Российской Федерации  в иностранной валюте

0,9

2,4

11,5

21,7


 

Анализ динамики показывает, что  государственный внешний долг Российской Федерации в 2011 году увеличится на 15,4 млрд. долл. США по сравнению с 2010 г. Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внешнего долга вносит задолженность по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2011 году ее доля в общем объеме госдолга уменьшилась на 10% по сравнению с 2010 годом. Уменьшение произошло за счет увеличения гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 19,3%.

Плановая динамика объема и структуры  внешнего госдолга РФ на 2012-14 гг. показана в таблице 2.2.2.

 

Таблица 2.2.2.

Динамика объема и структуры государственного внешнего долга РФ

Источник: [11]

 

 

На 1 января 2012

На 1 января 2013

На 1 января 2014

проект

проект

проект

млрд. долл. США

%

млрд. долл. США

%

млрд. долл. США

%

Государственный внешний  долг Российской Федерации

55,6

100

65,2

100

75,6

100

в том числе:

     

кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических  лиц в иностранной валюте

6,1

11

5,5

8,4

4,8

6,3

государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте

38,2

68,7

43,9

67,3

49,8

65,8

гарантии Российской Федерации  в иностранной валюте

11,3

20,3

15,8

24,3

21,1

27,9


 

Анализ динамики показывает, что, согласно проекту, государственный внешний  долг Российской Федерации в 2013 г. увеличится на 9,6 млрд. долл. США по сравнению  с 2012 г. и на 10,4 млрд. долл. США в 2014 г. по сравнению с 2013 г. Наиболее значимый вклад в увеличение внешнего госдолга внесут государственные ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте. В 2012 г. их доля, по плану, составит 68,7%, в 2013 г. – 67,3%, в 2014 г. – 65,8%. Уменьшение доли ценных бумаг в 2013 г. и в 2014 г. произойдет за счет увеличения доли гарантий РФ в иностранной валюте на 4,5 и 5,3 процентных пункта соответственно. Доля кредитов иностранных государств, МФО и иных субъектов международного права в 2013 г. уменьшится на 2,6 процентных пункта по сравнению с 2012 г., а в 2014 г. – на 2,1 процентных пункта по сравнению с 2013 г.

Информация о работе Государственные заимствования, их формы и методы