Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 20:32, курсовая работа
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе, его структуры и выявление проблем формирования в РФ.
Введение
Глава 1.
Понятие государственного бюджета, его функции и структура
Определение сущности государственного бюджета
Структура  и особенности государственного бюджета и бюджетной системы РФ
Функции государственного бюджета в современной экономике
Формирование и использование государственного бюджета в Российской Федерации
Дефицит бюджета и государственный долг
Глава 2.
Государственный бюджет РФ на 2014 год
Прогноз государственного бюджета РФ на 2013-2016гг.
Проблемы формирования госбюджета Российской Федерации
Пути совершенствования госбюджета РФ
 
Заключение
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Сущность 
государственного бюджета как экономической 
категории реализуется через распределительную (
С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).
Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям экономики - авиастроению, космическим программам, атомной, угольной промышленностям и некоторым другим. Для регулирования экономики используются налоги.
При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, а также решение жилищной проблемы.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.
Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные инвестиции и т.д. При этом в бюджетном процессе «высвечиваются» слабые места в экономике страны, и Правительство РФ имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики.
Таким образом, контрольная функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она позволяет лишь контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс.
Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.
С другой стороны, фискальная функция не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг необходимо создание в равной степени условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета. Однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства - это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.
Формирование и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт. Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.
Балансовый метод разработки планов является одним из важных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать вывод о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.
2. Формирование и использование 
государственного бюджета 
3. С помощью государственного 
бюджета происходит 
Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.
4. Отличительной чертой 
государственного бюджета 
Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются:
1) перераспределение 
2) контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.
Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию денежных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства.
В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.
Бюджетные доходы и расходы разнообразны.
Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация РФ.
Бюджетная классификация РФ – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Основные принципы бюджетной классификации полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:
1. классификацию доходов бюджетов РФ;
2. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
3. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
4. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
5. классификацию источников 
внутреннего финансирования 
6. классификацию источников 
внешнего финансирования 
7. классификацию видов 
государственных внутренних 
8. классификацию видов 
государственного внешнего 
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Рис.2 Структура доходов бюджета
Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды:
1. Налоговые доходы, которые включают в себя:
- прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
- налоги на товары и услуги;
- налоги на имущество;
- платежи за использование природных ресурсов;
- налоги на внешнюю 
торговлю и 
- прочие налоги, сборы и пошлины;
2. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:
- доходы от использования 
имущества, находящегося в 
- доходы от платных 
услуг, оказываемых бюджетными 
- средства, полученные в 
результате применения мер 
- доходы в виде финансовой 
помощи, полученной от бюджетов 
других уровней бюджетной 
- иные неналоговые доходы 
(прибыль Банка России, доходы 
от внешнеэкономической 
3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:
- от нерезидентов;
- от других уровней 
власти (дотации, субвенции, средства, 
перечисленные по взаимным 
- от государственных 
- от государственных 
- от наднациональных 
Динамика доходов федерального бюджета РФ
2010 Факт.  | 
  2011 факт.  | 
  2012 факт.  | 
  2013 план.  | 
  |||||
Виды доходов  | 
  млрд.руб.  | 
  % к ВВП  | 
  млрд.руб.  | 
  % к ВВП  | 
  млрд.руб.  | 
  % к ВВП  | 
  млрд.руб.  | 
  % к ВВП  | 
Всего доходов  | 
  8305,4  | 
  18,4  | 
  11366,0  | 
  20,4  | 
  12853,7  | 
  20,5  | 
  13385,6  | 
  |
Доходы от внешнеэкономической деятельности  | 
  3227,7  | 
  7,1  | 
  4664,7  | 
  8,4  | 
  4962,7  | 
  7,9  | 
  5208,9  | 
  |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ  | 
  1442,6  | 
  3,2  | 
  1985,0  | 
  3,6  | 
  2288,0  | 
  3,6  | 
  2956,3  | 
  |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами  | 
  1408,3  | 
  3,1  | 
  2046,9  | 
  3,7  | 
  2442,8  | 
  3,9  | 
  3125,4  | 
  |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ  | 
  1199,6  | 
  2,7  | 
  1543,8  | 
  2,8  | 
  1713,0  | 
  2,7  | 
  1998,2  | 
  |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности  | 
  427,8  | 
  0,9  | 
  380,1  | 
  0,7  | 
  543,3  | 
  0,9  | 
  
Информация о работе Государственный бюджет, его структура и проблемы формирования в РФ