Государственный бюджет, его структура и проблемы формирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе, его структуры и выявление проблем формирования в РФ.

Содержание работы

Введение
Глава 1.
Понятие государственного бюджета, его функции и структура
Определение сущности государственного бюджета
Структура и особенности государственного бюджета и бюджетной системы РФ
Функции государственного бюджета в современной экономике
Формирование и использование государственного бюджета в Российской Федерации
Дефицит бюджета и государственный долг
Глава 2.
Государственный бюджет РФ на 2014 год
Прогноз государственного бюджета РФ на 2013-2016гг.
Проблемы формирования госбюджета Российской Федерации
Пути совершенствования госбюджета РФ

Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 378.82 Кб (Скачать файл)

 

Бюджетные расходы – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:

a. расходы федерального  бюджета;

b. Расходы бюджетов субъектов  РФ;

c. расходы местных бюджетов;

Направленность расходов федерального бюджета:

- обеспечение деятельности  Президента РФ, Федерального собрания  РФ, Счетной палаты РФ, Центральной  избирательной комиссии РФ и  т.д.;

- функционирование федеральной  судебной системы;

- осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах;

- национальная оборона  и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных  отраслей промышленности;

- фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому  прогрессу;

- государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и  морского транспорта;

- государственная поддержка  атомной энергетики;

- ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий федерального масштаба;

- исследование и использование  космического пространства;

- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти РФ;

- формирование федеральной  собственности;

- обслуживание и погашение  государственного долга РФ;

- компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и пособий, других социальных  выплат;

- пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного  материального резерва;

- проведение референдумов  и выборов РФ;

- федеральная инвестиционная  программа;

- обеспечение реализации  решений федеральных органов  государственной власти;

- обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

- финансовая поддержка  субъектов РФ;

- федеральный статистический  учет;

- прочие расходы..

Динамика расходов федерального бюджета в 2012-2014гг

Основная часть доходного потенциала федерального бюджета на 2012-2014 год формируется за счет налоговых доходов. В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления – это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от всех налоговых доходов.

Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ; акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья; налоги на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Таковы основные составляющие, характеризующие доходную часть федерального бюджета.

Спецификой федерального бюджета РФ является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государственного управления, правоохранительной деятельности.

  1. Дефицит бюджета и государственный долг.

Дефицит бюджета и величина государственного долга – это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в национальной экономике, фиксирует результат этих изменений. Следует заметить, что несбалансированный бюджет может привести и к возникновению профицита, т.е. превышению дохода бюджета над его расходами.

Причин бюджетного дефицита может быть много:

-  спад общественного производства;

-  рост предельных издержек общественного производства;

-  массовый выпуск «пустых» денег;

-  значительные социальные программы;

-  возросшие затраты на финансирование ВПК;

-  крупномасштабный оборот «теневого» капитала;

-  огромные непроизводственные расходы, прописки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока неподдающееся общественному учету.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым «негативным экономическим категориям», типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы.

Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.

Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита - это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, - это собственное производство денег. Собственное производство денег сегодня не принимает форму простого печатания денег, так как это слишком явно связано с инфляцией. В настоящее время производство денег реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Государственный долг.

Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образует государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам,   организациям и отдельным лицам. Этот долг -наибольшее бремя для страны, так как необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, Чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Внутренний долг - это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством РФ, государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Управление и обслуживание внутреннего и внешнего долгов Российской Федерации возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов Российской Федерации. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет республиканского бюджета.

Назовем основные государственные долговые обязательства, которые обеспечиваются Правительством Российской Федерации:

- государственные краткосрочные  облигации (сроком на 3, 6,12 месяцев);

- государственные долгосрочные  облигации (сроком до 30 лет);

- облигации внутреннего  государственного валютного займа;

- казначейские векселя  и обязательства. Нарастание внутреннего  долга менее опасно для национальной  экономики по сравнению с ростом  ее внешнего долга. Утечки товаров  и услуг при погашении внутреннего  долга не происходит, однако возникают  определенные изменения в экономической  жизни, последствия которых могут  быть значительными. Это связано  с тем, что погашение государственного  внутреннего долга приводит к  перераспределению доходов внутри  страны.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Как государственный долг и его рост влияют на функционирование национальной экономики? Обычно в государственном долге видятся две опасности: банкротство нации и опасность переложения налогового бремени на будущие поколения.

По поводу первой «опасности» можно отметить следующее:

никто не может запретить правительству выполнять свои обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти финансовые обязательства складываются из: рефинансирования, взимания новых налогов (с целью получение достаточных доходов для выплаты процентов по долгу и основной его суммы), выпуска в обращение новых денег.  

Что касается второй «опасности», то специфика внутреннего долга такова, что страна как бы должна сама себе. В большинстве случаев внутренний долг - это только отношения между гражданами страны. Он является одновременно и государственным кредитом.

 

Глава 2.

  1. Государственный бюджет России на 2014 год

22 ноября 2013 года Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла в третьем чтении законопроект о бюджете России на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов.

За принятие документа проголосовали 248 депутатов, против - 145, воздержавшихся не было.

Доходы федерального бюджета в 2014 г. составят 13,571 трлн рублей, или 18,5% ВВП, в 2015 г. - 14,565 трлн рублей, или 18,3% ВВП, в 2016 г. - 15,906 трлн рублей, или 18,3% ВВП.

Расходы федерального бюджета в 2014 г. составят 13,960 трлн рублей, или 19% ВВП, в 2015 г. - 15,362 трлн рублей, или 19,3% ВВП, в 2016 г. - 16,392 трлн рублей, или 18,9% ВВП.

Дефицит бюджета в 2014 г. планируется на уровне 389,6 млрд рублей, или 0,5% ВВП, в 2015 г. - 797 млрд рублей, или 1% ВВП, в 2016 г. - 487 млрд рублей, или 0,6% ВВП.

Нормативная величина Резервного фонда утверждена на 2014 г. в сумме 5,132 трлн рублей, на 2015 г. - 5,576 трлн рублей, на 2016 г. - 6,079 трлн рублей.

Верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2015 г. утвержден в сумме 7,246 трлн рублей, на 1 января 2016 г. - 8,466 трлн рублей, на 1 января 2017 г. - 9,335 трлн рублей.

Верхний предел государственного внешнего долга на 1 января 2015 г. составит $71,9 млрд, или 55,3 млрд евро, на 1 января 2016 г. - $78,8 млрд, или 60,6 млрд евро, на 1 января 2017 г. - $88,5 млрд, или 68,1 млрд евро.

 

 

 

  1. Прогноз государственного бюджета РФ на 2013-2016 год

Дефицит бюджета России в 2014 г. на уровне 373,1 млрд руб. (0,5%), в 2015 г. - 826,3 млрд руб. (1%), в 2016 г. - 485,7 млрд руб. (0,6%). Доходы бюджета в 2014 г. планируются в 13,6 трлн руб., в 2015 г. - 14,5 трлн руб., в 2016 г. - 15,9 трлн руб. Минфин заложил в проект бюджета на 2014 г. доходы от приватизации в 196,8 млрд руб., на 2015 г. - 158,5 млрд руб., на 2016 г. - 99,9 млрд руб. 
Расходы в 2014 г. -13,98 трлн руб., в 2015 г. - 15,36 трлн руб., в 2016 г. - 16,39 трлн руб. 
Минфин заложил в проект бюджета поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Cнижение нефтяных пошлин отнимет у бюджета в 2014-2016 годах 444 млрд руб., одновременно повышение НДПИ принесет 618 млрд руб. 
Минфин также понизил прогноз по дефициту бюджета на 2013 г. до 489,2 млрд руб. (0,7% ВВП). В настоящее время в законе о бюджете на текущий год дефицит утвержден в размере 521,4 млрд руб. (0,8% ВВП), отмечает "Интерфакс". Расходы бюджета, согласно новым расчетам Минфина, в     2013 г. составят 13,39 трлн руб., доходы - 12,9 трлн руб.

  1. Проблемы формирования государственного бюджета Российской Федерации

 

 

Государство не может осуществлять регулирование экономики без воздействия на нее экономическими методами. В то же время государство не может выступать предпринимателем и зарабатывать деньги для реализации своих функций.

Деньги государства – госбюджет, который формируется на основе налогообложения. Сложности формирования госбюджета заключаются в том, что он определяется за год до фактического использования, поэтому любой сбалансированный бюджет может быть нарушен в связи с возникновением непредсказуемых ситуаций.

На основе государственного бюджета государство осуществляет стабилизационную политику. Так как стабилизационная политика сводится к манипуляции государственным бюджетом и изменению предложения денег, то ее осуществление непосредственно влияет на размеры бюджетного дефицита и государственного долга.

Дефицит государственного бюджета - это разность между расходами и доходами государства за определенный период (обычно за год).

Не всегда государственный бюджет должен быть сбалансированным. Возможны ситуации, когда государство инвестировало в экономику для развития производства значительную часть государственных средств, но отдача по ним будет осуществляться только в будущих периодах. Таким образом, бюджетный дефицит одного года может быть возмещен бюджетным избытком следующего года, когда предприятие, в которое были сделаны государственные инвестиции, начнет производить продукцию. В таком случае объем произведенного продукта будет превышать государственные расходы текущего года и возникнет бюджетный избыток (профицит).

Главное условие формирования государственного бюджета заключается в том, чтобы дефицит его не превышал 10%, т. к. преодоление десятипроцентного барьера может привести к росту инфляции и утрате государственного контроля над экономикой. Уменьшить бюджетный дефицит можно с помощью государственного долга.

Государственный долг это алгебраическая сумма бюджетного дефицита и избытков за все прошедшие годы. Государственный долг необходимо рассматривать в виде внутреннего и внешнего долга.

Под внутренним государственным долгом понимается задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных государством.

При недостатке средств в государственном бюджете правительство дает поручение Центральному банку произвести эмиссию ценных бумаг - государственных облигаций. В зависимости от экономической ситуации государственные облигации могут быть краткосрочными и долгосрочными. Государство размещает ценные бумаги среди субъектов рынка. Недостатком внутреннего государственного долга является ограниченность средств субъектов внутреннего рынка. Кроме того, с размещением государственного долга внутри страны покупательная способность субъектов падает, т. е. снижаются возможности вложения средств в производство. Вложенные в производство деньги не окупаются из-за низкой покупательной способности граждан. К негативным последствиям государственного долга можно отнести увеличение неравенства в доходах. Концентрация ценных бумаг в руках наиболее состоятельного населения, а затем их погашение приводит к перераспределению денег из карманов менее обеспеченных граждан к более обеспеченным гражданам.

Информация о работе Государственный бюджет, его структура и проблемы формирования в РФ