Государственный бюджет и его проблемы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций1.

Содержание работы

Введение……….......……………………………………………......…………..3
1. Государственный бюджет: понятие, функции и роль в экономике......….4
2. Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета................................................................................................................6
3. Проблема сбалансированности государственного бюджета......................8
4.Механизмы регулирования структуры государственного бюджета........ 10
Заключение…………………………………………….....................................15
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

государственный бюджет и его проблем в России.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

 


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный

архитектурно-строительный университет»

(СПбГАСУ)

 

Кафедра экономики

 

Дисциплина: микроэкономика

Реферат

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ

                                                                       

Студент группы 8 Э I

Неверов Иван

Руководитель:

Брунова В.И.                                                                                                                                    

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……….......……………………………………………......…………..3

1. Государственный бюджет: понятие, функции и роль в экономике......….4

2. Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета................................................................................................................6

3. Проблема сбалансированности государственного бюджета......................8

4.Механизмы регулирования структуры государственного бюджета........ 10

Заключение…………………………………………….....................................15

Список использованной литературы...............................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций1.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП.

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ,  ФУНКЦИИ И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

  Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

  В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в её состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств2.

  Бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления3.

  С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, даёт органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта4.

  Бюджетное устройство, в свою очередь, определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.

  

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

  Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

  Построение современной бюджетной системы началось в 1991 г. и проходило на фоне серьёзных преобразований в российской экономике, которые в значительной степени определили первостепенные задачи, стоящие перед бюджетной системой. Особое место среди них занимают необходимость адаптации экономики к рыночным условиям хозяйствования.

  Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов Федерации. Бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

  Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией страны и её государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трёх уровней:

·федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

·бюджетов субъектов  РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов;

·местных бюджетов, в том числе: бюджеты муниципальных  районов, городских округов, бюджеты  внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения; бюджеты городских и сельских поселений.

  Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

   В рамках бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) обеспечиваются образование и расходование денежных средств, предназначенных для решения задач и выполнения функций, отнесённых к предметам ведения субъекта РФ.Бюджет субъектов РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ, который в свою очередь вместе с федеральным бюджетом образует консолидированный бюджет РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

  Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, 1 областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

 

 

 

ПРОБЛЕМА  СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

  Являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. 

  Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей5.

   Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои парораспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. 

  Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов. Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства. Что же представляет собой бюджетное устройство Российской Федерации, как происходит взаимодействие бюджетов всех уровней? Ответ на этот вопрос во многом определит причины некоторых проблем современного бюджета, наметит пути к его совершенствованию. 

 

МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

  Механизм государственного регулирования экономики определяется двумя аспектами экономических отношений, которые тесно связаны между собой, в то же время различны и обладают определенной самостоятельностью. Аспект рационального использования имеющихся ресурсов и средств производства, а также их воспроизводство являются технико-экономическими и определяются свойствами этих ресурсов, имеющимися технологическими возможностями. Тогда как аспект, определяющий социально-экономические отношения, развиваясь на базе технико-экономических отношений, непосредственно определяется отношениями собственности в данном обществе. Таким образом, сущность механизма государственного регулирования экономики, основанного на особенностях социально-экономических производственных отношений, получает новое подтверждение в современных условиях, когда развитие многообразия форм собственности на основе существующего технико-экономического базиса используется для активного формирования и развития экономики.

  Механизм государственного регулирования экономики образует систему. Каждому способу производства присуща своя система производственных отношений и, следовательно, свой механизм государственного регулирования экономики. Причем особую, и определяющую роль в каждой системе, играет основной экономический закон, который выражает наиболее существенные черты данных производственных отношений.

  Механизм государственного регулирования экономики основывается, прежде всего, на необходимой взаимозависимости между двумя сторонами общественного производства. Это соответствие производственных отношений характеру и уровню производительных сил, что действует на всех ступенях исторического развития общества и определяет основные цели механизма регулирования экономики. Чтобы ускорить социально-экономический прогресс общества, необходимо постоянно совершенствовать производственные отношения, поддерживать их устойчивое соответствие динамично развивающимся производительным силам с тем, чтобы не допускать застоя в развитии производства, своевременно выявлять и разрешать возникающие между ними противоречия6.

Информация о работе Государственный бюджет и его проблемы в России