Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:04, реферат
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций1.
Введение……….......……………………………………………......…………..3
1. Государственный бюджет: понятие, функции и роль в экономике......….4
2. Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета................................................................................................................6
3. Проблема сбалансированности государственного бюджета......................8
4.Механизмы регулирования структуры государственного бюджета........ 10
Заключение…………………………………………….....................................15
Список использованной литературы
Механизм государственного регулирования экономики отражает необходимые внутренние связи между явлениями и процессами экономической жизни общества. Особенность механизма государственного регулирования экономики проявляется в том, что его применение требует активной и организованной деятельности людей для достижения целей развития экономики. Научное познание и более полное овладение этим механизмом позволяет членам общества действовать в направлениях, которые диктуются объективными экономическими условиями, и тем самым совершенствовать свою хозяйственную деятельность в соответствии с назревшими потребностями, ускорять развитие производительных сил.
Механизм государственного регулирования экономики, образуя сложную структуру, основанную на производственных отношениях в обществе, экономических законах, определенном способе производства дифференцирует сложный хозяйственный процесс на составляющие его простые элементы. Это достигается путем анализа, с помощью которого выясняется роль и значение каждого отдельного элемента, их причинно-следственная связь внутри единого, но сложного хозяйственного организма. После того как выяснена роль каждого элемента, все они соединяются в единое органическое целое. Внутренняя связь между ними, их взаимодействие исследуются на основе синтеза.
Главная проблема при изучении механизма государственного регулирования экономики заключается в выявлении его содержания. Для этого необходимо: определение входящих в механизм государственного регулирования производственно-экономических отношений; установление степени адекватности экономических форм управления объективным основам экономического строя.
Решение вопроса о соотношении механизма государственного регулирования и системы производственно-экономических отношений связано с выделением того их слоя, который охватывает конкретные формы экономического хозяйствования. Глубинные по своей природе отношения присвоения проявляются через хозяйственную деятельность и всегда осуществляются в определенных организационных формах. Эти формы отражают как тип производственно-экономических отношений, так и уровень развития производительных сил. Поэтому в рамках производственно-экономических отношений объективно существует слой, выражающий их взаимодействие с производительными силами, включая и организационные элементы. Так образуется особая подсистема, характеризующая производство со стороны его организации (формы хозяйствования), — организационно-экономические отношения, которые и определяют общее содержание понятия «механизм государственного регулирования». Кроме того, располагаясь в поверхностном слое, организационно-экономические отношения испытывают на себе влияние и надстроечных элементов. В этой связи механизм государственного регулирования выступает звеном, опосредующим связь производственно-экономических отношений и экономической политики.
Механизм государственного регулирования производственно-экономических отношений должен учитывать смешанную структуру субъектов экономических отношений и осуществлять регулирование экономикой при максимальном соблюдении их интересов. При этом следует особо подчеркнуть, что механизм государственного регулирования нельзя реализовывать без необходимого обеспечения форм, способов и методов сознательного регулирования экономики. Таким образом, механизм государственного регулирования экономики можно определить как совокупность конкретных экономических форм хозяйствования, методов управления, организационных структур и правовых форм, посредством которых осуществляется регулирование экономического развития общества. При этом любому уровню развития производительных сил соответствует ряд общих форм организации производства и ведения хозяйства, независимо от специфики производственно-экономических отношений: организационные структуры управления предприятиями (объединениями), эффективные формы межотраслевых взаимосвязей, территориальной организации производства, и т.д.
Механизм государственного регулирования, отражая специфику систем хозяйствования, включает следующие основные характеристики: во-первых, поверхностные формы производственно-экономических отношений (системы цен, налогов, заработной платы и т. д.); во-вторых, организационно-управленческие отношения (система органов управления экономикой, распределение прав и обязанностей между уровнями хозяйствования, формы самоуправления и участия трудящихся в управлении экономикой и т.д.); в-третьих, систему экономических рычагов и стимулов; в-четвертых, совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственные отношения в обществе.
Существенное влияние на формирование механизма государственного регулирования оказывает общее положение экономической системы в стране, поскольку она определяет условия становления конкурентного рынка и предпринимательской среды, на которые направлено его действие.
Механизм государственного
регулирования экономики, как структурный
элемент системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первые годы рыночных реформ бюджетная политика России была направлена в основном на минимизацию бюджетного дефицита. Такое направление политики объяснялось двумя причинами: во-первых, сохранение значительного бюджетного дефицита поддерживало высокий уровень инфляции, а во-вторых, столь высокий дефицит исключал возобновление сколько-нибудь устойчивого экономического роста. Сокращение бюджетного дефицита превратилось в России в одну из острейших политических проблем, так как ввиду невозможности увеличения доходов государство пыталось решить данную проблему путем сокращения бюджетных расходов. Однако этому препятствовало наличие в российской экономике обширного сектора, зависящего от государственных заказов или дотаций (ВПК, АПК, угольная промышленность, социальная сфера)8. В рамках политики минимизации бюджетного дефицита были резко сокращены расходы по финансированию народного хозяйства, в незначительной мере производилась индексация социальных выплат и заработной платы в бюджетной сфере. Кроме того, значительная часть бюджетных расходов социального характера, перекладывалась с федерального уровня на региональный и местный уровни .Возник своего рода порочный круг: «сжатие» бюджетных расходов, сопровождавшееся углублением кризиса неплатежей, вело к падению объемов производства, за которым следовало новое падение реальных бюджетных доходов и расходов. В проведении бюджетной политики России сформировались два варианта. Один вариант (либеральный) предполагает стимулирование экономического роста через решительное преодоление налогового кризиса и связанной с ним зависимости бюджета от внутренних и внешних заимствований, а также сокращение расходов путем проведения структурных реформ (военной, пенсионной, жилищно-коммунальной и др.). Другой вариант (дирижистский) основывается на идее о принципиальной неспособности частного бизнеса накапливать капитал и инвестировать его в производство. Поэтому государство должно активно направлять инвестиционную деятельность всех экономических агентов. Предполагается, что только оно способно аккумулировать финансовые ресурсы и разумно их инвестировать. В основе этого предположения лежит проявившаяся в переходной экономике слабость частной финансовой системы, которая не может привлечь на длительный срок внутренние сбережения и повысить их общий уровень.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник. — М.: «ЮНИТИ», 1999. 124с.
2 Войтов А.Г. Экономика. – М.: «Маркетинг», 2002. 265с.
3 Хворостова Т.Н. Экономика предпринимательства. – М., 2005 157с.
4 Пастуров Г.Ф. Экономическая теория и практика. – М., 2003. 380с.
5 Пастуров Г.Ф. Экономическая теория и практика. – М., 2003. 37с.
6 Иохин В.Я. Экономическая теория. - М.: «Юристъ», 2000. 34с.
7 Хворостова Т.Н. Экономика предпринимательства. – М., 2005 245с.
8 ХрустовП.О. Введение в экономическую науку. – М., 2000. 267с.
Информация о работе Государственный бюджет и его проблемы в России