Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Тема актуальна и может представлять интерес как для широкого круга общественности, так и для специалистов в данной области. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
4
1. Государственный бюджет…………………………………………………..
6
1.1. Понятие государственного бюджета…………………………….........
6
1.2. Особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации ……………………………………………………………………..

7
1.3. Виды бюджетного дефицита………………………………………….
13
2. Сбалансированность государственного бюджета…………………………
16
2.1. Проблемы формирования и сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации……………………………………………...

16
2.2. Федеральный бюджет Российской Федерации 2009 года…………...
20
3. Пути решения проблемы сбалансированности Государственного бюджета……………………………………………………………………........
24
Заключение…………………………………………………………………......
25
Список использованных источников…………………………………………
27

Файлы: 1 файл

готовый.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности.

 

 

                                Выполнил Маренков А.Ю.

           Группа ЭД-11

                                                         Руководитель: к.э.н. , зав. Кафедрой Э.Т.

                                      Ляскин Геннадий Геннадьевич.

 

Работа защищена  «___»_____________2012г.

Оценка ________________________________

Подпись научного руководителя___________

 

АННОТАЦИЯ

В данной курсовой работе рассматривается проблема сбалансированности государственного бюджета.

Работа изложена на 27 страницах и содержит 3 рисунка. 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..

  4

1. Государственный бюджет…………………………………………………..

6

     1.1. Понятие государственного бюджета…………………………….........

6

     1.2. Особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации ……………………………………………………………………..

 

7

     1.3. Виды бюджетного дефицита………………………………………….

13

2. Сбалансированность государственного бюджета…………………………

16

     2.1. Проблемы формирования и сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации……………………………………………...

 

16

     2.2. Федеральный бюджет Российской  Федерации 2009 года…………...

20

3. Пути решения проблемы сбалансированности Государственного бюджета……………………………………………………………………........

24

Заключение…………………………………………………………………......

25

Список использованных источников…………………………………………

  27

   

 

 

 

Введение

Тема актуальна и может представлять интерес как для широкого круга общественности, так и для специалистов в данной области. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Современная система государственного регулирования социально-экономических процессов представляет собой сложный механизм, каждый из компонентов которого имеет конкретное действие, направленное на достижение государством поставленных целей, и в то же время работающий как целостная система, служащая инструментом реализации государственной экономической и социальной политики.

Все перераспределительные рынки и  отрасли (которые ученые традиционно  подразделяют на государственные и  корпоративные финансы, кредит, страхование  и негосударственное пенсионное обеспечение), имеют две стороны взаимодействия с системой государственного регулирования. С одной стороны, как и любые другие участники социально-экономических отношений, они сами являются объектом государственного регулирования. Государством определяются условия их деятельности, устанавливаются правовые рамки и единые для всех участников "правила игры", ведется надзор за их соблюдением в целях соблюдения прав потребителей в процессе оказания финансовых услуг. Однако, с другой стороны, роль финансовых институтов не исчерпывается простым предоставлением услуг населению, предприятию, государству. Не производя сами общественного продукта, они тем не менее, косвенно участвуют в его создании, обеспечивая воспроизводственный процесс денежными ресурсами, гарантируя его непрерывность и слаженность и обладают способностью определенным образом воздействовать на воспроизводственный процесс, корректировать его пропорции, темпы, масштабы. Поэтому все составляющие финансово-кредитной системы страны по праву считаются стратегическими секторами экономики и используются как инструмент государственного регулирования.

В формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное  регулирование финансовой системы общества. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Основой использования финансов для воздействия на воспроизводственный процесс является государственный бюджет, причем как система его доходов (налоговое регулирование), так и государственных расходов (регулирование путем использования прямого государственного финансирования и государственных заказов и закупок), кроме того, важное значение в социальной политике имеют внебюджетные фонды.

Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы. В нём объединяются все  основные финансовые институты: расходы, различные виды доходов, финансовые займы. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, даёт политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать её структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Данная  курсовая работа посвящена изучению вопросов сбалансированности государственного бюджета. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

  • рассмотреть сущность государственного бюджета;

  • изучить бюджетный дефицит и источники его финансирования, профицит бюджета и его использование;

  • ознакомиться с проблемами сбалансированности российского бюджета и путями решения этой проблемы. 
    1. Государственный бюджет

1.1. Понятие государственного бюджета

Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Согласно статье 6 бюджетного кодекса Российской Федерации введем следующие термины и понятия:

    • бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
    • бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
    • расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
    • дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами;
    • профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами;
    • внешний долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
    • внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
    • текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
    • очередной финансовый год – год, следующий за текущим финансовым годом;
    • плановый период – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;
    • отчетный финансовый год – год, предшествующий текущему финансовому году; [2]

 

1.2. Особенности бюджета  и бюджетной системы в Российской Федерации

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной  собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей  государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в  начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система  России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

    • первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории [2].

Консолидированный бюджет субъекта РФ  составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет области представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема консолидированного бюджета области

 

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и                    консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Принципы бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

    • единства бюджетной системы Российской Федерации;
    • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
    • самостоятельности бюджетов;
    • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • сбалансированности бюджета;
    • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
    • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
    • гласности;
    • достоверности бюджета;
    • адресности и целевого характера бюджетных средств. [2]

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности