Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Тема актуальна и может представлять интерес как для широкого круга общественности, так и для специалистов в данной области. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
4
1. Государственный бюджет…………………………………………………..
6
1.1. Понятие государственного бюджета…………………………….........
6
1.2. Особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации ……………………………………………………………………..

7
1.3. Виды бюджетного дефицита………………………………………….
13
2. Сбалансированность государственного бюджета…………………………
16
2.1. Проблемы формирования и сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации……………………………………………...

16
2.2. Федеральный бюджет Российской Федерации 2009 года…………...
20
3. Пути решения проблемы сбалансированности Государственного бюджета……………………………………………………………………........
24
Заключение…………………………………………………………………......
25
Список использованных источников…………………………………………
27

Файлы: 1 файл

готовый.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Данное увеличение непроцентных расходов связано, в первую очередь, с увеличением расходов по разделу «Национальная оборона» - около 5,9% ВВП, в связи с запланированным существенным ростом расходов по направлению в текущем году, а также по разделам «Здравоохранение» - около 1,9% ВВП и «Образование» -  около 1,2% ВВП, что вероятно сказывается из-за опережающего финансирования соответствующих программ, роста межбюджетных трансфертов и субсидий.

С учетом исполнения бюджета по доходам и расходам дефицит федерального бюджета в январе-феврале 2012 года составил 245,3 млрд. рублей или 3,0% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года профицит был равен 78,5 млрд. рублей или 1,1% ВВП).

Сальдо государственных внутренних заимствований за январь-февраль 2012 года составило, по предварительному оперативному отчету Минфина России, (-)72,9 млрд. рублей. Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке с начала года, составил  134,6 млрд. рублей (1,7% ВВП). Погашение долга в январе-феврале 2012 году составило 61,7 млрд. рублей (0,8% ВВП) по сравнению с 56,3 млрд. рублей (0,8% ВВП) за соответствующий период 2011 года.

Совокупный объем нефтегазовых фондов

(Резервного  фонда и Фонда национального благосостояния) по состоянию на 1 марта 2012 года составил 4 407,4 млрд. рублей1 (в том числе, Резервный фонд – 1 806,5 млрд. рублей, Фонд национального благосостояния – 2 600,9 млрд. рублей2).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2012 года № 1 «О порядке зачисления в Резервный фонд нефтегазовых доходов, полученных в ходе выполнения федерального бюджета в 2011 году» в январе-феврале 2012 года нефтегазовые доходы в сумме 1 090,4 млрд. рублей были зачислены на счет по учету средств Резервного фонда.

Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России за период с 15 января по 29 февраля 2012 года составила 1,4 млрд. рублей. За январь-февраль текущего года курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах составила (-)95,4 млрд. рублей.

Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Фонда национального благосостояния на счетах в иностранной валюте в Банке России за период с 15 января по 29 февраля 2012 года составила 2,2 млрд. рублей. За январь-февраль текущего года курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах составила   (-)173,2 млрд. рублей и от переоценки средств фонда, размещенных на депозитах в долларах США во Внешэкономбанке – (-)20,3 млрд. рублей.

2.2. Федеральный бюджет  Российской Федерации 2012 года

 

В соответствии со статьями 1 и 2 федерального закона N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», его основные характеристики:

1. Утвердить основные характеристики  федерального бюджета на 2012 год, определенные исходя из прогнозируемого  объема валового внутреннего  продукта в размере 58 683,0 млрд. рублей  и уровня инфляции, не превышающего 6,0 процента (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов  федерального бюджета в сумме 11 779 855 206,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального  бюджета в сумме 12 656 443 993,1 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 6 330 854 099,7 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2013 года в сумме 48,4 млрд. долларов США, или 34,6 млрд. евро;

5) дефицит федерального бюджета в сумме 876 588 787,1 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики  федерального бюджета на 2013 год  и на 2014 год, определенные исходя  из прогнозируемого объема валового  внутреннего продукта в размере  соответственно 

64 803,0 млрд. рублей и 72 493,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года) и 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов  федерального бюджета на 2013 год  в сумме 12 705 859 982,0 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 14 091 831 089,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального  бюджета на 2013 год в сумме 13 730 605 307,4 тыс. рублей, в том числе  условно утвержденные расходы  в сумме 343 265 132,7 тыс. рублей, и на 2014 год в сумме 14 582 949 963,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 833 577 459,2 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2014 года в  сумме 7 873 242 163,6 тыс. рублей и на 1 января 2015 года в сумме 9 221 762 267,0 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2014 года в сумме 59,4 млрд. долларов США, или 42,4 млрд. евро, и  на 1 января 2015 года в сумме 69,0 млрд. долларов США, или 49,3 млрд. евро;

5) дефицит федерального бюджета  на 2013 год в сумме 1 024 745 325,4 тыс. рублей  и на 2014 год в сумме 491 118 874,6 тыс. рублей. [3]

 

На 2012 год установлены следующие нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2013 и 2014 годов:

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 1841 Бюджетного кодекса Российской  Федерации утвердить нормативы  распределения доходов между  бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

2. Установить, что доходы от уплаты  акцизов на автомобильный и  прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей подлежат зачислению:

1) в федеральный бюджет в 2012 году  по нормативу 23 процента, в 2013 году  по нормативу 28 процентов;

2) в бюджеты субъектов Российской  Федерации в 2012 году по нормативу 77 процентов, в 2013 году по нормативу 72 процента.

3. Доходы от уплаты акцизов на  автомобильный и прямогонный  бензин, дизельное топливо, моторные  масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, зачисляемые  в бюджеты субъектов Российской  Федерации, направляются в уполномоченный  территориальный орган Федерального казначейства и перечисляются им в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2012 год согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону и на плановый период 2013 и 2014 годов согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.

4. Доходы от федеральных налогов, в том числе налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, и сборов, поступающие от плательщиков  на территориях Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением подлежащих зачислению в бюджет Тюменской области налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу в размере 29,5 процента.

5. Установить, что зачисление в  федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов  доходов от погашения задолженности  по единому социальному налогу (соответствующим пеням и штрафам) осуществляется по нормативу 100 процентов в соответствующий бюджет по налоговой ставке, действовавшей до 1 января 2010 года. [3]

 

 

3. Пути решения проблемы сбалансированности Государственного Бюджета

Существует  три подхода к проблеме балансирования государственного бюджета. Первый подход подразумевает ежегодное балансирование бюджета. Таким образом, сальдо доходов и расходов в общей сложности приравнивается к нулю. Второй подход для балансирования бюджета базируется на циклической основе.  Его суть заключается в том, чтобы сбалансировать бюджет в пределах одного цикла (один раз за несколько лет). В соответствии с третьей концепцией, проблемы связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции.

      Следует отметить, что в последние  годы существенно улучшилось  налоговое администрирование и  упорядочились налоговые правоотношения. Основным направлением повышения  эффективности деятельности и  совершенствования структуры государственного сектора экономики является постепенный переход от административных к корпоративным принципам управления в государственном секторе. 

 

Заключение

        Бюджет - это форма образования и расходования  фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

      Бюджет  консолидированный - свод всех бюджетов, утверждаемых на соответствующей территории Российской Федерации. Бюджет консолидированный используется в процессе бюджетного планирования и прогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответственного уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, региональных и местных бюджетов.

      Бюджетный  дефицит возникает тогда, когда  расходы превышают доходы. Бюджетный  дефицит не всегда является  негативным явлением. Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.

      Как показывает  мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемой международной и присутствует в бюджетах всех стран с развитыми рыночными отношениями. Решение проблемы дефицита бюджета зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.

      Бюджет  с профицитом представляет собой  бюджет, у которого доходы превышают  расходы. Такое состояние бюджета  показывает, что государство не  разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно  решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.

 

Список используемых источников

 

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, 2001. – 32 с.

2. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31/07/1998г. №145-ФЗ (принят  ГД    ФС РФ 17/07/1998г., с изменениями на 30 декабря 2008 года).

3. Федеральный  Закон  от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ «Федеральный закон о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

4. Бюджет готов//Российская газета. – 2009г. – Федеральный выпуск №4900. – 30 апр.

5. Второе дыхание бюджета//Российская газета. – Федеральный выпуск 2009г. – №4903. – 6 мая.

6. Третий звонок//Российская газета. – 2009г. – Федеральный выпуск №4890. – 16 апр.

7. 2012 год в проекте трехлетнего  бюджета РФ на 2013-2014 годы – 2011. – № 152. – 27 авг.

8. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999.

9. Курс экономики: Учебное пособие. / Под ред. проф. Б.А. Райзберга. М., 1997.

10. Курс экономической теории: Учебник. / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. – Киров.: Издательство «АСА», 1997.

11. Экономикс: Учебное пособие / Макконнелл  К.Р., Брю С.Л.  -  М.:  ИНФРА-М, 1999.

 

 


 


Новосибирск

2012


Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности