Государственный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической
категории, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования
средств государственного бюджета;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 7
§1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 7
§2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 11
§3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
ГЛАВА 2: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 2010 Г. 18
§1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ НА 2010 Г. 18
§2. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В 2011 - 2012 ГГ. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет РФ.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Контрольная функция  государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается. Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в доход бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Бюджетный контроль преследует три основные цели:

    • мобилизацию денежных средств для централизованного фонда

государства;

    • соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов;
    • повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Контрольная функция  бюджет выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.

Через государственный  бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры  общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию денежных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.

 

 

§3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Построение бюджета  основано на соблюдении определённых принципов:

  1. Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
  2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
  3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.
  4. Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов  они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.      

 Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. Доходы разделяются на: налоговые и неналоговые.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

  • доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от реализации государственных запасов;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

 

Расходы  государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован  с качественной и количественной сторон. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели  – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона,  поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга. Расходы федерального бюджета:

    • расходы на государственное управление и местное самоуправление;
    • судебная власть;
    • расходы в сфере международной деятельности;
    • расходы на международное сотрудничество;
    • расходы на реализацию международных договоров в рамках СНГ;
    • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
    • промышленность, энергетика и строительство технические регламенты, стандартизация и обеспечение единства измерений;
    • государственная поддержка угольной отрасли;
    • государственная поддержка народных художественных промыслов;
    • воспроизводство минерально-сырьевой базы;
    • сельское хозяйство и рыболовство;
    • охрана окружающей среды и природных ресурсов;
    • транспорт, связь и информатика;
    • автомобильный транспорт;
    • железнодорожный транспорт;
    • водный транспорт;
    • воздушный транспорт;
    • связь и информатика;
    • расходы в области социально-культурной сферы;
    • расходы на образование;
    • культура, искусство и кинематография;
    • расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт;
    • расходы на социальную политику;
    • расходы по обслуживанию государственного долга;
    • финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы;
    • исследование и использование космического пространство;
    • дорожное хозяйство.

Глава 2: Государственный бюджет 2010 г.

§1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ на 2010 г.

 

Проект федерального бюджета на 2010 год и плановый период до 2012 года Государственная дума РФ приняла в третьем чтении. Доходы бюджета 2010 г. определены в размере 6,95 трлн. рублей, расходы - 9,89 трлн. Дефицит составит 6,8% ВВП или 2,94 трлн. рублей. Бюджет рассчитан исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть $58 за баррель. Уровень инфляции - 8%, среднегодовой валютный курс - 33,9 рубля за доллар, темпы роста ВВП -1,6%.

В то же время в ходе доработки документа сокращен объем зарезервированных средств на 26,2 млрд. рублей. Из этой суммы 25 млрд. рублей будут взяты из антикризисного фонда, созданного для поддержки различных отраслей экономики страны и рынка труда. Еще 1 млрд. будет получен за счет бюджетных ассигнований, зарезервированных на уплату налогов. Кроме того, на 251,3 млн. рублей предполагается сократить российский взнос в антикризисный фонд ЕврАзЭС. Из этих средства 5 млрд. рублей потратят на проведение переписи населения, 6,1 млрд. рублей - на социальные гарантии и компенсации военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов и работникам органов прокуратуры, еще 3,6 млрд. рублей - на оплату труда гражданского персонала Минобороны. За счет сокращения бюджетных расходов будут увеличены бюджетные ассигнования на поддержку сельского хозяйства - 3,5 млрд. рублей. Еще 926,4 млн. рублей пойдут на содержание объектов инфраструктуры "АВТОВАЗа", подлежащих передаче в собственность РФ, 700 млн. рублей - на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов и для школьных бассейнов.

Предусмотренные для  имущественного взноса в государственную корпорацию "Олимстрой" 68,7 млрд. рублей правительство предлагает перераспределить и направить - 60 млрд. рубле пойдут на взнос в уставный капитал ОАО "РЖД" для создания объектов транспортной инфраструктуры в рамках подготовки Олимпийских и Паралимпийских игр в 2014 г в Сочи и 7,8 млрд. рублей - на развитие транспортной системы страны.

Расходы федерального бюджета на образование по сравнению с 2009 годом сократились на 14 млрд. рублей и составили 398,6 млрд. рублей. Средства на индексацию зарплаты учителям в конце 2010 года будут найдены также за счет дополнительных доходов федерального бюджета. В 2010 году продолжится реализация приоритетного национального проекта "Образование", на него направляется 14,5 млрд рублей. Из этих средств самая большая сумма выделяется на классное руководство - почти 700 тыс. классных руководителей будут ежемесячно получать по 1000 рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в 2011 - 2012 гг.

 

Мировой экономический  кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и  выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.

Информация о работе Государственный бюджет РФ