Государственный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической
категории, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования
средств государственного бюджета;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 7
§1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 7
§2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 11
§3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
ГЛАВА 2: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 2010 Г. 18
§1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ НА 2010 Г. 18
§2. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В 2011 - 2012 ГГ. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет РФ.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился по сравнению с тем, что ожидалось в середине 2008 года. Столь серьезные изменения объясняются, в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Между тем, именно на этом прогнозе основывался Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Исходя из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства государства.

На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. Но если в части доходов происходит объективное  их сокращение на более чем 40% по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать – их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.

В сложившихся условиях Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2010-2011 годов, а параметры бюджета на 2009 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении объем доходов федерального бюджета в 2009 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до 9,69 трлн. рублей.

Исходя из текущей  оценки 2009 года, доходы бюджета будут  еще меньше на 2,3%, а расходы вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.

Несмотря на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы объем расходов в следующем году по сравнению с 2009 годом практически не меняется, а по сравнению с изначально запланированным в Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ на 2010 год уменьшается всего на 500 млрд.рублей.

Резкое сокращение запланированных  доходов бюджета в ближайшие  годы во многом объясняется падением мировых цен на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые цены на нефть  и газ будут на 36-40% (или на 35-40 долларов США) ниже, чем ожидалось ранее.

Новый прогноз значительно  отличается от прежнего по темпам роста  ВВП: если в середине прошлого года ожидалось, что ВВП в 2011 году по сравнению  с 2008 годом вырастет более чем  на 20%, то согласно текущим оценкам в 2011 году физические объемы ВВП окажутся ниже уровня 2008 года на 5,2%, а номинальный объем ВВП будет на 28-31% ниже первоначальных показателей бюджетных проектировок на 2009-2011 годы.

Существенно ухудшен  прогноз показателей внешней  торговли: в 2010 году по сравнению с 2009 годом экспорт в долларовом выражении снизится  на 45% , импорт – на 55-58%.

По новым оценкам  прибыль предприятий для целей  налогообложения будет ниже, чем  закладывалось Федеральным законом  № 204-ФЗ, на 37% в 2010 году и на 43% в 2011 году.

Сокращение доходов  ожидается не только из-за ухудшения  макроэкономических условий развития экономики, но и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий  кризиса. Так, на 4 п.п. была снижена ставка налога на прибыль (за счет поступлений в федеральный бюджет), еще 0,5 п.п. федеральной ставки было передано в региональные бюджеты. В результате  ставка налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет снизилась с 6,5% до 2%. Эта мера стоит федеральному бюджету около 1% ВВП в условиях 2009 года.

Наряду с антикризисными мерами проведение бюджетной политики должно ориентироваться на складывающуюся в экономике ситуацию.

Развитие экономики  в 2010-2012 годах будет определяться тремя основными факторами. Первый связан с выходом мировой экономики из кризиса и динамикой цен на главные сырьевые ресурсы. Второй определяется развитием частных инвестиций. Третий связан с эффективностью мер государственной антикризисной политики.

Согласно текущему прогнозу социально-экономического развития в период 2010-2012 годов на фоне стабилизации мировой экономики и благодаря реализуемым правительством антикризисным мерам в России восстановится положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост ВВП составит 1,0%, после чего он будет постепенно повышаться: до 2,6% - в 2011 году  и 3,8% - в 2012 году.

Прогноз добычи нефти  учитывает то, что с течением времени  уровень добычи на выработанных месторождениях будет снижаться, а возможности  добычи на новых месторождениях будут ограничены. В целом, к 2011-2012 годам добыча стабилизируется на уровне 483 млн. т. в год. Экспорт нефти будет постепенно снижаться, при этом внутреннее потребление нефти с ростом российской экономики будет наращиваться.

Прирост инвестиций в  основной капитал  в 2010 году составит порядка 0,5% и будет происходить главным образом за счет капитальных вложений в естественные монополии, а также в отрасли с высокой долей государственного финансирования – транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ и жилищное строительство. В 2011-2012 годах предполагается оживление инвестиционной активности во всех сегментах экономики благодаря стабилизации банковской системы и росту кредитования. Прирост инвестиций в 2011-2012 годах составит 6% и 9% соответственно.

Доходы населения в реальном выражении в 2010 году снизятся на 0,7% по сравнению с уровнем 2009 года. В последующие годы реальные доходы будут умеренно расти с темпом 2-3% в год. Средняя номинальная заработная плата согласно прогнозу будет увеличиваться на  10-11%  в год.

Целевые параметры инфляции на 2010 год определены на уровне 10%, на 2011 год – 7-8%, на 2012 год - 5-7%.

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов

Показатель

Отчет

Оценка

Прогноз

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Доходы, млрд. руб.

5 127,2

6 278,8

7 781,1

9 275,9

6 561,3

6 636,2

7 346,9

8 097,4

%% к ВВП

23,7

23,3

23,5

22,2

17,0

15,7

15,7

15,5

Расходы, млрд. руб.

3 514,3

4 284,8

5 986,6

7 570,9

9 980,1

9 822,8

9 358,6

9 661,2

%% к ВВП

16,3

15,9

18,1

18,2

25,9

23,2

20,0

18,5

в том числе условно утверждаемые

           

234,0

483,1

%% к общему объему расходов

           

2,5

5,0

Дефицит/профицит, млрд. руб.

1 612,9

1 994,1

1 794,6

1 705,1

-3 418,8

-3 186,6

-2 011,7

-1 563,8

%% к ВВП

7,5

7,4

5,4

4,1

-8,9

-7,5

-4,3

-3,0


 

Таким образом, в 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.

Основными источниками  финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средств  Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния, в 2011-2012 годах –  иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 3.2):

Источники покрытия дефицита федерального бюджета  
млрд. рублей

 
Наименование 

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего

3 418,8

3 186,6

2 011,7

1 563,8

в %% к ВВП

8,9

7,5

4,3

3,0

в том числе:

       

за счет средств Резервного фонда

3028,3

1 674,6

5,6

-

в %% к ВВП

7,9

4,0

   

за счет Фонда национального благосостояния

-

681,7

737,0

712,1

в %% к ВВП

-

1,6

1,6

1,4

иные источники финансирования дефицита федерального бюджета

405,2

830,3

1 269,1

851,7

в %% к ВВП

1,05

2,0

2,7

1,6


 

В связи с использованием большей части накопленных в  Резервном фонде ресурсов на обеспечение  сбалансированности  федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут практически исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года  до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года (таблица 3.3):

Прогноз объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния  
млрд. рублей

 
Наименование 

2009 год

Прогноз

Прогноз

2010 год 

2011 год 

2012 год 

Объем Резервного фонда на начало года

4 027,6

1 550,0

0,0

0,0

%% к ВВП

10,5

3,7

0,0

0,6

Доходы от управления средствами Резервного фонда 

205,1

*

*

 

Курсовая разница 

388,2

124,6

5,6

0,0

Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета

- 3 028,3

- 1 674,6

- 5,6

0,0

Объем Резервного фонда на конец  года

1 592,6

0,0

0,0

0,0

%% к ВВП

4,1

0,0

0,0

0,0

 Средства Резервного фонда,  размещенные в финансовых активах

42,6

42,6

42,6

42,6

Объем Резервного фонда на конец  года без учета размещения в финансовых активах 

1 550,0

0,0

0,0

0,0

Объем Фонда национального благосостояния  
на начало года

2 584,5

2 804,4

2 314,3

1 625,9

%% к ВВП

6,7

6,6

4,9

3,1

Доходы от управления средствами Фонда  национального благосостояния

79,2

**

**

**


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В своей курсовой работе я рассмотрела основные вопросы, раскрывающие сущность государственного бюджета как экономической категории. При написании работы были поставлены задачи раскрыть содержание государственного бюджета как экономической категории, изложить его основные свойства, функции; рассмотреть источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета; определить роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества; изучила государственный бюджет 2010 г и прогнозы на 2011 и 2012 гг..

В результате написания  курсовой работы я пришла к следующим выводам:

1.     Государственный  бюджет, как основное звено бюджетной  системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.

2.  Государственный бюджет является экономической категорией и выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

3.     Сущность  бюджета, как и любой другой  экономической категории, проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе

финансов, присущи две функции – распределительная (перераспределительная) и контрольная.

4.     Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

-   государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики.

-  государственный бюджет играет важную роль в решении социальных

проблем.

- государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов.

-   бюджета ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном

фонде.

-   государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

Информация о работе Государственный бюджет РФ