Государственный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Содержание работы

1. Понятие государственного бюджета и его основные принципы. 2
2. Структура бюджетной системы РФ 5
2.1 Федеральный бюджет 6
2.2 Региональный бюджет 10
2.3 Местный бюджет 12
3. Функции государственного бюджета 15
4. Оценка федерального бюджета в 2006 и 2012 годах 16
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Реферат Макро.docx

— 52.57 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ 
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
УНИВЕРСИТЕТ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

 

Бакалавриат: 080200.62 «Менеджмент»

РЕФЕРАТ

по макроэкономике на тему: «Государственный бюджет РФ»

 

Выполнила:

студентка 1 курса очной  формы 

обучения группы 21202

Камалова Эвелина Радиковна

 

Проверил:

старший преподаватель кафедры

 экономики, Назмиев И.Ф.

 

Набережные Челны 
2013

Содержание

 

1. Понятие  государственного бюджета и его  основные принципы. 2

2. Структура  бюджетной системы РФ 5

2.1 Федеральный  бюджет 6

2.2 Региональный  бюджет 10

2.3 Местный  бюджет 12

3. Функции  государственного бюджета 15

4. Оценка  федерального бюджета в 2006 и  2012 годах 16

Список литературы 20

 

 

1. Понятие  государственного бюджета и его основные принципы.

 

В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета  государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения  между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и  структуру бюджетов, процедурные  стороны формирования и использования  бюджетных средств и др.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ (табл.1)

 

Таблица 1

Принципы

Основные положения

единства

единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, введение бухгалтерского учета средств  федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

разграничения доходов и  расходов между уровнями бюджетной  системы РФ

закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, субъектов РФ, органами  местного самоуправления.

самостоятельности бюджетов

Наличие собственных источников доходов бюджетов  каждого уровня бюджетной системы, законодательное  закрепление регулирующих доходов  бюджетов, право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления  расходования средств соответствующих  бюджетов, определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также на каждом уровне бюджетной  системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

 полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов

отражение в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования  величины расходов, выявления возможностей дополнительного привлечения средств.

общее покрытие расходов

Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов  из источников финансирования его дефицита.

достоверности бюджета

надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реальность расчета доходов и расходов бюджета.

сбалансированности бюджета

объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать сумме  доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита и т.д.;

гласности

обязательное опубликование в  открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота  представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным  и исполнительным органами государственной власти.

эффективность и экономность  использования бюджетных средств

при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных  средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

адресованности и целевого характера бюджетных средств.

выделение бюджетных средств  в распоряжение конкретных получателей  с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.


 

Обобщая содержание принципов  построения бюджетной системы можно  сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных  экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.

2. Структура бюджетной  системы РФ

 

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система государства  – главное звено финансовой системы  государства.

Бюджетная система Российской Федерации – система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В бюджетную систему  России, как федеративного государства, входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями:

  • федеральный бюджет;
  • региональные бюджеты субъектов РФ - республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
  • бюджеты местных административно-территориальных образований - районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Бюджеты, входящие в бюджетную  систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации  не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

По существу федеральный  бюджет является главным законом  экономической жизни государства, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры  экономического развития.

Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие  консолидированного бюджета.

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.

Показатели консолидированных  бюджетов используются в бюджетном и финансовом планировании и прогнозировании. А также при анализе формирования и использования финансового фонда страны (суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему). Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование.

2.1 Федеральный бюджет

 

Основные функции управления государством возложены на центральные  органы власти. Для выполнения ими  их обязанностей, для финансового  обеспечения общегосударственных  мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет.

Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода  и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Для решения многочисленных задач федеральный бюджет наделен  федеральными налогами и неналоговыми доходами. 

Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьям 41-46 и 51 Бюджетного кодекса РФ, к неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов государственной власти Российской Федерации;
  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей,
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

Главное назначение всех звеньев  бюджетной системы – финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных  на органы власти. В зависимости  от характера этих функций формируется  система бюджетных расходов.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

  • Принцип целевого использования средств;
  • Безвозвратность государственных расходов (за исключением государственных кредитов);
  • Соблюдение режима экономии.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие  функциональные виды расходов:

  • обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  • прочие расходы.

Информация о работе Государственный бюджет РФ