Государственный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Содержание работы

1. Понятие государственного бюджета и его основные принципы. 2
2. Структура бюджетной системы РФ 5
2.1 Федеральный бюджет 6
2.2 Региональный бюджет 10
2.3 Местный бюджет 12
3. Функции государственного бюджета 15
4. Оценка федерального бюджета в 2006 и 2012 годах 16
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Реферат Макро.docx

— 52.57 Кб (Скачать файл)

2.2 Региональный бюджет

 

Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

В современных условиях все в  большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Через региональные бюджеты государство  активно проводит экономическую  политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство  осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Собственные доходы региональных бюджетов включают следующие региональные налоги и сборы:

  • налог на имущество предприятий;
  • налог на недвижимость;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы;
  • дорожный налог;
  • налог с продаж;
  • транспортный налог.

К собственным доходам относятся  также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов  РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной  власти субъектов РФ.

Регулирующие  доходы региональных бюджетов включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Основные направления  использования средств региональных бюджетов:

  • обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
  • проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение реализации региональных  целевых  программ;
  • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
  • формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
  • содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
  • оказание финансовой помощи местным бюджетам;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
  • компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

2.3 Местный бюджет

 

Местное самоуправление —  обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных  на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными  имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных  органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Экономическая сущность местных  бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

  • формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  • контроль   за    финансово-хозяйственной   деятельностью предприятий,   организаций   и  учреждений,   подведомственных этим органам власти.

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  местных бюджетов, их государственной  поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет  собственных и регулирующих источников доходов.

В состав собственных доходов местных  бюджетов входят:

1.Местные налоги и сборы:

- земельный налог;                                     

- налог на наследство или дарение; 

- налог на имущество физических лиц;   

- налог на рекламу; 

- местные лицензионные сборы

2. Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе: доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи земли; доходы от продажи квартир гражданам.

3. Средства обязательного  медицинского страхования, средства  внебюджетных и отраслевых фондов.

Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти — разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры  и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
  • содержание мест захоронения,  находящихся в  ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; обеспечение противопожарной безопасности; охрана  окружающей  природной  среды  на территориях муниципальных образований;
  • реализация целевых программ,  принимаемых органами местного самоуправления; обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

3. Функции государственного бюджета

 

Существует 2 вида классификации функций  государственного бюджета.

Согласно 1-ой функции делятся на:

1. Распределительная (перераспределительная). Государство, концентрируя в своих руках денежные средства, выполняет присущие ему функции. В отношении с бюджетом вступают все участники общественого производства, поэтому сфера действия данной функции очень велика.

2. Контрольная функция, бюджет  объективно отражает экономические  процессы, происходящие в экономики.  Основой данной функции является движение бюджетных ресурсов.

Согласно 2-ой классификации функции  подразделяются на:

1. Экономические - финансирование убыточных, но важных для народного хозяйства отраслей экономики (например, общественный транспорт и угольная отрасль), развитие инфраструктуры.

2. Социальная - поддержка социально незащищённых групп населения (инвалиды, сироты, безработные), финансирование образования, здравоохранения, культуры, спорта и др. социальных программ.

3. Политическая - финансирование армии и правоохранительных органов, финансовое обеспечение внутренней и внешней политики государства, расходы на гос. управление.

4. Функция межотраслевого и межрегионального перераспределения ресурсов - поддержка депрессивных регионов и неразвитых или отстающих отраслей народного хозяйства.

5. Финансирование НИОКР, фундаментальных  и прикладных научных изысканий.

4. Оценка федерального бюджета в 2006 и 2012 годах

 

Федеральный бюджет Российской Федерации 2006 года юридически оформлен в виде Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 189-ФЗ. Изменения в Федеральный бюджет вносились дважды — 26 июля и 1 декабря 2006 года.

Доходы бюджета согласно первоначальной версии документа были утверждены в  размере 5 трлн 46,1 млрд руб. и расходы  — в размере 4 трлн 270,1 млрд руб. исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 24 380 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских  цен) 7,0 - 8,5 процента (декабрь 2006 года к  декабрю 2005 года).

Наиболее крупные статьи доходов  в 2006 году следующие:

  • НДС (32,4 %)
  • Таможенные пошлины (31,9 % от всех доходов)
  • НДПИ (14,5 %)

Наиболее крупные статьи расходов в 2006 году следующие:

  • межбюджетные трансферты (33,5 % от всех расходов);
  • национальная оборона (15,6 % расходов);
  • общегосударственные вопросы (15 %);
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность (13 %);
  • национальная экономика (7,9 %);
  • социальная политика (4,8 %);
  • образование (4,7 %);
  • здравоохранение и спорт (3,5 %).

Расходы по статье «Национальная оборона» в 2006 составляют 666 млрд руб. или 2,73 % ВВП. Однако эту цифру нельзя использовать для международных сравнений, так как в других странах расходы на оборону вычисляются по-другому. Расходы на содержание Внутренних войск (36 млрд руб.) и органов пограничной службы (45 млрд руб.), ряд других расходов на военные цели (около 40 млрд руб.). В результате прямые расходы на оборону составляют 848 млрд руб. или 3,48 % ВВП. Страны НАТО включают в военные расходы также косвенные траты, в частности, выплату военных пенсий. В этом случае российские оборонные расходы составляют в 2006 4,04 % ВВП, что ставит Россию в число стран с наиболее высокими оборонными расходами (для сравнения: США — 4,06 % ВВП, Индия — 2,5 %, Великобритания — 2,4 %, Казахстан — 0,9 %).

В целом, расходы на военные и  полицейско-бюрократические функции  превышают 45 % федерального бюджета (в развитых странах — 11 %, среднемировой уровень — около 20 %). Для сравнения: на социальную политику и образование идёт 10,5 % расходов федерального бюджета.

Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета  на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден  по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.

Реальное выполнение бюджета было зафиксировано в Федеральном  законе от 3 апреля 2008 г. № 36-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2006 год». Доходная часть составила 6 трлн 278,9 млрд рублей, а расходная — 4 трлн 284,8 млрд рублей.

Дефицит бюджета РФ по итогам 2012 года достиг 0,04% ВВП, или 27 миллиардов рублей, говорится в сообщении Счетной палаты. Предварительная оценка Минфина составляла 0,02% ВВП.

Коллегия Счетной палаты 1 февраля  утвердила оперативный отчет  о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2012 года, в котором отмечается, что принимаемые правительством РФ меры по совершенствование бюджетного процесса положительно повлияли на уровень исполнения федерального бюджета.

Доходы федерального бюджета исполнены  в сумме 12,84 триллиона рублей, что на 1,5 триллиона рублей, или на 13%, превышает уровень 2011 года, расходы — в сумме 12,87 триллиона рублей, или 99,3% законодательно утвержденных бюджетных ассигнований, превысив аналогичный показатель за последние три года.

По данным Счетной палаты, наиболее высокий уровень исполнения по сравнению с законодательно утвержденными бюджетными ассигнованиями достигнут по разделам "Здравоохранение" (109,8%) и "Физическая культура и спорт" (108,3%).

Информация о работе Государственный бюджет РФ