Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:28, реферат
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
1. Понятие государственного бюджета и его основные принципы. 2
2. Структура бюджетной системы РФ 5
2.1 Федеральный бюджет 6
2.2 Региональный бюджет 10
2.3 Местный бюджет 12
3. Функции государственного бюджета 15
4. Оценка федерального бюджета в 2006 и 2012 годах 16
Список литературы 20
Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
Собственные доходы региональных бюджетов включают следующие региональные налоги и сборы:
К собственным доходам относятся
также доходы от использования имущества,
находящегося в собственности субъектов
РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении органов
Регулирующие доходы региональных бюджетов включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.
Основные направления
использования средств
Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных
органов власти являются их бюджеты.
Бюджетные и имущественные
Экономическая сущность местных
бюджетов проявляется в их назначении.
Они выполняют следующие
В основе распределения
В состав собственных доходов местных бюджетов входят:
1.Местные налоги и сборы:
- земельный
налог;
- налог на наследство или дарение;
- налог на имущество физических лиц;
- налог на рекламу;
- местные лицензионные сборы
2. Доходы от приватизации (
3. Средства обязательного
медицинского страхования,
Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти — разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории.
В соответствии с Бюджетным кодексом
РФ исключительно из местных бюджетов
финансируются следующие
Существует 2 вида классификации функций государственного бюджета.
Согласно 1-ой функции делятся на:
1. Распределительная (
2. Контрольная функция, бюджет
объективно отражает
Согласно 2-ой классификации функции подразделяются на:
1. Экономические - финансирование убыточных, но важных для народного хозяйства отраслей экономики (например, общественный транспорт и угольная отрасль), развитие инфраструктуры.
2. Социальная - поддержка социально незащищённых групп населения (инвалиды, сироты, безработные), финансирование образования, здравоохранения, культуры, спорта и др. социальных программ.
3. Политическая - финансирование армии и правоохранительных органов, финансовое обеспечение внутренней и внешней политики государства, расходы на гос. управление.
4. Функция межотраслевого и
5. Финансирование НИОКР,
Федеральный бюджет Российской Федерации 2006 года юридически оформлен в виде Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 189-ФЗ. Изменения в Федеральный бюджет вносились дважды — 26 июля и 1 декабря 2006 года.
Доходы бюджета согласно первоначальной версии документа были утверждены в размере 5 трлн 46,1 млрд руб. и расходы — в размере 4 трлн 270,1 млрд руб. исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 24 380 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 7,0 - 8,5 процента (декабрь 2006 года к декабрю 2005 года).
Наиболее крупные статьи доходов в 2006 году следующие:
Наиболее крупные статьи расходов в 2006 году следующие:
Расходы по статье «Национальная оборона» в 2006 составляют 666 млрд руб. или 2,73 % ВВП. Однако эту цифру нельзя использовать для международных сравнений, так как в других странах расходы на оборону вычисляются по-другому. Расходы на содержание Внутренних войск (36 млрд руб.) и органов пограничной службы (45 млрд руб.), ряд других расходов на военные цели (около 40 млрд руб.). В результате прямые расходы на оборону составляют 848 млрд руб. или 3,48 % ВВП. Страны НАТО включают в военные расходы также косвенные траты, в частности, выплату военных пенсий. В этом случае российские оборонные расходы составляют в 2006 4,04 % ВВП, что ставит Россию в число стран с наиболее высокими оборонными расходами (для сравнения: США — 4,06 % ВВП, Индия — 2,5 %, Великобритания — 2,4 %, Казахстан — 0,9 %).
В целом, расходы на военные и
полицейско-бюрократические
Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.
Реальное выполнение бюджета было зафиксировано в Федеральном законе от 3 апреля 2008 г. № 36-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2006 год». Доходная часть составила 6 трлн 278,9 млрд рублей, а расходная — 4 трлн 284,8 млрд рублей.
Дефицит бюджета РФ по итогам 2012 года достиг 0,04% ВВП, или 27 миллиардов рублей, говорится в сообщении Счетной палаты. Предварительная оценка Минфина составляла 0,02% ВВП.
Коллегия Счетной палаты 1 февраля утвердила оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2012 года, в котором отмечается, что принимаемые правительством РФ меры по совершенствование бюджетного процесса положительно повлияли на уровень исполнения федерального бюджета.
Доходы федерального бюджета исполнены в сумме 12,84 триллиона рублей, что на 1,5 триллиона рублей, или на 13%, превышает уровень 2011 года, расходы — в сумме 12,87 триллиона рублей, или 99,3% законодательно утвержденных бюджетных ассигнований, превысив аналогичный показатель за последние три года.
По данным Счетной палаты, наиболее высокий уровень исполнения по сравнению с законодательно утвержденными бюджетными ассигнованиями достигнут по разделам "Здравоохранение" (109,8%) и "Физическая культура и спорт" (108,3%).