Государственный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 15:47, реферат

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ государственного бюджета как важнейшего элемента государственных финансов. Исходя из цели, были поставлены задачи проанализировать экономическую сущность государственного бюджета и его роль в общей системе финансовых отношений, значение бюджета в структурной перестройке экономики, характеристику доходов и расходов государственного бюджета.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации 5
1.1 Понятие и особенности государственного бюджета 5
Глава 2. Структура и динамика государственного бюджета РФ 14
2.1 Анализ доходов и расходов Государственного Бюджета 16
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования государственного бюджета РФ 23
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

Реферат Переделанный.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Правовой режим  Пенсионного фонда определен  Положением «О пенсионном фонде РФ», утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №5 Ст. 180). Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства Фонда являются государственной собственностью. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах РФ, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.

К источникам образования  Пенсионного фонда относятся:

  • страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан РФ;
  • ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий; средства, возмещаемые Пенсионному фонду Фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, добровольные взносы и др.

К основным задачам  Пенсионного фонда можно отнести  следующие:

1) целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособия для детей, а также организация их финансирования;

2) участие долговременной основы в финансовых: федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения;

3) расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.

  • Фонд социального страхования Российской Федерации;

Названный фонд создан для финансирования расходов по социальному страхованию. Его  источниками являются: страховые  взносы работодателей; страховые взносы граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; страховые взносы ряда категорий граждан и иные доходы. Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и иные цели социального страхования.

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие Положения, утвержденные Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.

Деятельность  названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области  обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды образуются соответственно представительными исполнительными органами власти республик в составе РФ и иными субъектами Федерации. Основными источниками образования федерального и территориальных фондов являются страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование; бюджетные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматривается Государственной Думой.

  • Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

В целях обеспечения  профессионального переобучения и  переподготовки кадров, материальной поддержки безработных, организации  и функционирования бирж труда в  соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» (ВВС РСФСР. 1991. №18. Ст. 565; 1992. №34. Ст. 1974) создана специальная служба занятости. Государственный Фонд занятости населения РФ функционирует в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г. Его источником являются: обязательные страховые взносы работодателей, обязательные страховые взносы с заработка, бюджетные ассигнования, добровольные взносы и другие поступления.

В соответствии с законодательством РФ в составе  бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и использованной по отдельной смете образуется фонд денежных средств, который называется целевой бюджетный фонд.

Бюджетный процесс  – регламентируемая нормами права  деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное  регулирование, представляющее собой  частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Различают четыре группы методов бюджетного регулирования:

1) установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;

2) перераспределение самих бюджетных источников;

3) безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;

4) ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Основным методом  бюджетного регулирования является установление твердо закрепленных и  регулирующих доходов.

Закрепленные  доходы – это доходы, которые  в соответствии с законодательством  полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующие  доходы бюджетов– это доходы, которые  передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год.

Если названные  методы оказались недостаточными для  достижения сбалансированности конкретного  бюджета, применяются методы оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотации, субвенции или субсидии.

Дотация–бюджетные средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция –  бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной  основах на осуществление определенных целевых расходов.

В отличие от дотации субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или использования не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

Субсидия –  бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Трансферт –  наряду с традиционными методами бюджетного регулирования выделяется трансферт, под которым понимается перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вышестоящий бюджет доходов.

Глава 2. Структура и динамика государственного бюджета РФ

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть  показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Федеральный бюджет на 2011–2013 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» общий объем доходов федерального бюджета на 2010 год составил 8503 млрд руб., на 2011 год составит 8 844,6 млрд руб., на 2012 и 2013 годы – 9 503,5 млрд руб. и 10 379,9 млрд руб. соответственно. Расходы федерального бюджета на 2010 год составили 10115 млрд. руб., на 2011 год прогнозируются в размере 10 658,6 млрд руб., в 2012 и 2013 годах - 11 237,9 млрд руб. и 12 175,6 млрд руб. соответственно.

Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013годы (таблица 1):

Таблица №1. Основные характеристики федерального бюджета 2010 год и период 2011- 2013 г.г.

Основные показатели проекта федерального бюджета

2010 год1

2011 год прогноз

2012 год прогноз

2013 год прогноз

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

Доходы, всего

7 860,9

17,4

8 844,6

17,6

9 503,5

17,0

10 379,9

16,8

Нефтегазовые доходы

3 737,2

8,3

4 090,0

8,1

4 390,0

7,9

4 653,2

7,5

Доходы (без учета нефтегазовых доходов)

4 123,7

9,1

4 754,6

9,5

5 113,5

9,1

5 726,7

9,3

Расходы, всего

10 232,8

22,7

10 658,6

21,2

11 237,9

20,1

12 175,6

19,7

Процентные расходы

280,3

0,6

389,9

0,8

518,4

0,9

600,7

1,0

Непроцентные расходы

9 952,5

22,1

10 268,7

20,4

10 719,5

19,2

11 574,9

18,7

Условно утвержденные расходы

       

419,3

3,7

798,3

6,6


Основные показатели проекта федерального бюджета

2010 год1

2011 год прогноз

2012 год прогноз

2013 год прогноз

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

Ненефтегазовый дефицит

-6 109,1

-13,5

- 5 904,0

-11,7

- 6 124,4

-10,9

- 6 448,9

-10,4

Источники финансирования дефицита, в том числе:

2 371,9

5,3

1 814,0

3,6

1 734,4

3,1

1 795,7

2,9

Резервный фонд

1419,3

3,2

284,4

0,6

0

 

0

 

ФНБ

2,5

0,0

5,0

0,0

7,5

0,0

10,0

0,0

иные источники

950,1

2,1

1 524,6

3,0

1 726,9

3,1

1 785,7

2,9

Дефицит(профицит)

-2 371,9

-5,3

-1 814,0

-3,6

-1 734,4

-3,1

-1 795,7

-2,9




 

Динамика основных показателей федерального бюджета на 2011 - 2013 годы характеризуется снижением доходов с 17,6 % до 16,8 % ВВП, общего объема расходов - с 21,2 % до 19,7 % ВВП и дефицита с 3,6 % до 2,9 % ВВП.   По сравнению с предыдущим бюджетным циклом в 2011 году доходы по отношению к ВВП увеличены на 2,1 процентного пункта, в 2012 году - на 2 процентных пункта, расходы по отношению к ВВП увеличены на 1,7 и 2,1 процентного пункта соответственно. При этом дефицит федерального бюджета в 2011 году снижен на 0,4 процентного пункта, в 2012 году увеличен на 0,1 процентного пункта.

2.1 Анализ доходов и расходов Государственного Бюджета

В 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,6% к ВВП в 2011 году до 17% в 2012, 16,8% в 2013 году.  В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост доходов в среднем на 6,3% в год (таблица 1).

 

 

Таблица №2. Доходы федерального бюджета на 2010 год и на период 2011-2013 г.г.

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

отчет

%к ВВП

оценка

%к ВВП

прогноз

%к ВВП

прогноз

%к ВВП

прогноз

%к ВВП

Доходы, всего

7 337,8

18,8

7 860,9

17,4

8 844,6

17,6

9 503,5

17,0

10 379,9

16,8

в том числе:

                   

Нефтегазовые доходы

2 984,0

7,6

3 737,2

8,3

4 090,0

8,1

4 390,0

7,9

4 653,2

7,5

Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, %

40,7

 

47,5

 

46,2

 

46,2

 

44,8

 

НДПИ

969,2

2,5

1 335,6

3,0

1 384,7

2,8

1 501,7

2,7

1 607,5

2,6

Таможенные пошлины

2 014,8

2 401,6

5,3

2 705,3

5,3

2 888,3

5,2

3 045,7

4,9

Ненефтегазовые доходы

4 353,8

11,2

4 123,7

9,1

4 754,6

9,5

5 113,5

9,1

5 726,7

9,3

Доля ненефтегазовых доходов в  общем объеме доходов, %

59,3

 

52,5

 

53,8

 

53,8

 

55,2

 

НДС

2 050,0

5,2

2 334,6

5,2

2 835,5

5,6

3 142,9

5,6

3 512,9

5,7

Налог на прибыль организаций

195,4

0,5

227,7

0,5

253,3

0,5

270,2

0,5

294,3

0,5

ЕСН

509,8

1,3

32,1

0,1

           

Акцизы

101,5

0,3

136,6

0,3

258,3

0,5

308,1

0,6

417,6

0,7

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

12,4

0,03

14,4

0,03

15,9

0,03

20,5

0,04

27,0

0,04

Информация о работе Государственный бюджет РФ