Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 15:47, реферат
Целью работы является комплексный анализ государственного бюджета как важнейшего элемента государственных финансов. Исходя из цели, были поставлены задачи проанализировать экономическую сущность государственного бюджета и его роль в общей системе финансовых отношений, значение бюджета в структурной перестройке экономики, характеристику доходов и расходов государственного бюджета.
Введение 3
Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации 5
1.1 Понятие и особенности государственного бюджета 5
Глава 2. Структура и динамика государственного бюджета РФ 14
2.1 Анализ доходов и расходов Государственного Бюджета 16
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования государственного бюджета РФ 23
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||||
отчет |
%к ВВП |
оценка |
%к ВВП |
прогноз |
%к ВВП |
прогноз |
%к ВВП |
прогноз |
%к ВВП | |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
494,6 |
1,3 |
568,8 |
1,3 |
685,6 |
1,4 |
743,9 |
1,3 |
825,3 |
1,3 |
Прирост доходов федерального бюджета в 2013 году по сравнению с 2010 годом составит 2 519,0 млрд. рублей, или 32 %. В 2011 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличатся на 983,7 млрд. рублей, или на 12,5 %, в 2012 году - на 658,9 млрд. рублей, или на 7,5 %, в 2013 году - на 876,4 млрд. рублей, или на 9,2 %. Формирование доходов федерального бюджета на 2011 - 2013 годы осуществляется в условиях изменений, вносимых в налоговое, бюджетное и таможенное законодательство, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и касающихся увеличения вывозных таможенных пошлин и индексации акцизов, ставок НДПИ по газу и нефти, которые приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 году на 274,3 млрд. рублей, или на 0,5 % ВВП, в 2012 году - на 338,3 млрд. рублей, или на 0,6 % ВВП, в 2013 году - на 530 млрд. рублей, или на 0,9 % ВВП. Указанные изменения связаны с увеличением ставки НДПИ на газ с 2011 года, индексацией ставок НДПИ на нефть с 2012 года, отменой льготной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на месторождениях Восточной Сибири, установлением ставок вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти, в размере 56 %, 58 %, 60 % ставок пошлины на нефть в 2011 - 2013 годах, индексацией акцизов на табак, алкоголь, вино, пиво, горюче-смазочные материалы. Прогнозируется снижение нефтегазовых доходов в % к ВВП и их доли в общем объеме доходов. Некоторое увеличение показателя, характеризующего отношение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП, в 2011 - 2013 годах по сравнению с 2010 годом связано в основном с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость (с 5,2 % ВВП в 2010 году до 5,7 % ВВП в 2013 году) и акцизам (с 0,3 % ВВП в 2010 году до 0,7 % ВВП в 2013 году).
Таблица №3. Структура основных налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета на 2011 -2013 г.г.(% к общей сумме доходов)
Основные виды доходов |
2011 год прогноз |
2012 год прогноз |
2013 год прогноз |
Налог на прибыль организаций |
2,9 |
2,5 |
2,8 |
Налог на добавленную стоимость (НДС) |
32,1 |
33,1 |
33,8 |
Акцизы |
2,9 |
3,2 |
4,0 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
15,8 |
16,0 |
15,7 |
Таможенные пошлины |
38,3 |
38,2 |
37,3 |
Прочие доходы |
8,0 |
6,7 |
6,4 |
Основную долю доходов федерального бюджета в 2011 - 2013 годах будут составлять доходы от уплаты налога на добавленную стоимость (32,1%, 33,1 %, 33,8 %), таможенных пошлин (38,3 %, 38,2 %, 37,3 %), налога на добычу полезных ископаемых (15,8 %, 16 %, 15,7 %).
Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011- 2013 годов. Рассмотрим таблицу №3.
Таблица №4. Расходы федерального бюджета на 2010 год и на период 2011-2013 г.г. (млрд.рублей)
Наименование разделов |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||||
оценка |
в% к итогу |
проект |
в% к итогу |
проект |
в% к итогу |
проект |
в % к итогу | |
ВСЕГО |
10 232,8 |
100 |
10 658,6 |
100 |
11 237,9 |
100 |
12 175,6 |
100 |
Условно утвержденные расходы |
419,3 |
3,7 |
798,3 |
6,6 | ||||
ВСЕГО (без учета условно |
10 232,8 |
100 |
10658,6 |
100 |
10 818,6 |
96,3 |
11377,3 |
93,4 |
в том числе: |
||||||||
Общегосударственные вопросы |
800,2 |
7,8 |
863,8 |
8,1 |
794,5 |
7Д |
771,7 |
6,3 |
Национальная оборона |
1276,8 |
12,5 |
1517,1 |
14,3 |
1 655,7 |
14,7 |
2 098,6 |
17,2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 109,1 |
10,8 |
1 215,5 |
11,4 |
1 193,4 |
10,6 |
1 182,8 |
9,7 |
Национальная экономика |
1 600,3 |
15,7 |
1 760,2 |
16,5 |
1 747,7 |
15,5 |
1 637,9 |
13,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
223,3 |
2,2 |
216,5 |
2,0 |
94,3 |
0,8 |
78,7 |
0,6 |
Охрана окружающей среды |
13,3 |
ОД |
16,8 |
0,2 |
17,4 |
0,2 |
16,7 |
ОД |
Образование |
444,0 |
4,4 |
516,6 |
4,8 |
516,0 |
4,6 |
519,4 |
4,3 |
Культура, кинематография |
74,6 |
0,7 |
82,0 |
0,8 |
78,8 |
0,7 |
76,0 |
0,6 |
Здравоохранение |
430,1 |
4,2 |
466,1 |
4,4 |
481,7 |
4,3 |
432,9 |
3,6 |
Социальная политика |
3 316,4 |
32,4 |
2 940,5 |
27,6 |
3 185,8 |
28,3 |
3 437,5 |
28,2 |
Физическая культура и спорт |
34,0 |
0,3 |
42,5 |
0,4 |
28,8 |
0,3 |
26,0 |
0,2 |
Средства массовой информации |
54,8 |
0,5 |
61,3 |
0,6 |
62,3 |
0,6 |
56,0 |
0,5 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
280,3 |
2,8 |
389,9 |
3,6 |
518,4 |
4,6 |
600,7 |
4,9 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
575,6 |
5,6 |
569,8 |
5,3 |
443,8 |
4,0 |
442,4 |
3,7 |
В новом разделе «Межбюджетные трансферты общего характера» отражены дотации, направляемые на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации. Другие межбюджетные трансферты, предусмотренные из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, распределены по разделам классификации расходов бюджетов в соответствии с их функциональной направленностью.
В структуре общего объема расходов федерального бюджета 1-е место занимают расходы, направляемые на социальную политику (2011 год - 27,6 %, 2012 год - 28,3 %, 2013 год - 28,2 %). На 2-ом месте - расходы на национальную экономику (2011 год - 16,5 %, 2012 год - 15,5 %, 2013 год - 13,5 %). К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации. 3-е место - это расходы на национальную оборону (2011 год - 14,3 %, 2012 год - 14,7 %, 2013 год - 17,2 %), которые к 2013 году будут опережать расходы на национальную экономику. В номинальном выражении в 2013 году темпы роста не процентных расходов федерального бюджета предусматриваются выше темпов роста экономики (ВВП) на 3,5 процентного пункта, при этом сохраняются риски неэффективного расходования бюджетных средств. Условно утвержденные расходы федерального бюджета (не распределяемые в 2011 году) предусматриваются на 2012 год в сумме 419,3 млрд. рублей, или 3,7 % общей суммы расходов, на 2013 год - 798,3 млрд. рублей, или 6,6 % общей суммы расходов. Объемы бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных расходных обязательств в среднесрочном периоде, являются относительно стабильными (на 2011 год - 296,6 млрд. рублей, на 2012 год - 301,9 млрд. рублей, на 2013 год -306,7 млрд. рублей) и увеличиваются по сравнению с предыдущим периодом: в 2011 году - на 10 %, в 2012 году - на 2 %, в 2013 году - на 2 %. В структуре общих расходов федерального бюджета указанные расходные обязательства составят: в 2011 году - 2,8 %, в 2012 году - 2,7 %, в 2013-2,5%. При этом индексация социальных выплат запланирована в 2011 году на уровне инфляции, установленной на 2011 год в 6,5 %. Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года предусмотрен механизм индексации социальных выплат по фактическому уровню инфляции, сложившемуся в предыдущем году (в 2010 году, по оценке, 8 %). Результаты контрольных мероприятий, анализ структуры бюджетных расходов позволяют сделать вывод о том, что в 2011 — 2013 годах существенных резервов их сокращения практически нет. Следует также иметь в виду, что поддержание сложившихся объемов бюджетных ассигнований имеет важное значение для сохранения совокупного внутреннего потребительского спроса. В условиях дефицита федерального бюджета повышается актуальность системы мер, связанных с необходимостью модернизации управления общественными финансами, в первую очередь повышения эффективности бюджетных расходов и бюджетной дисциплины, усиления контроля за использованием государственных средств.
Таблица №5. Динамика формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
Наименование |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||||
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП | |
Резервный фонд на начало года |
1 830,5 |
4,1 |
343,7 |
0,7 |
47,1 |
0,1 |
47,1 |
0,1 |
Курсовая разница |
-67,5 |
-0,1 |
-12,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Использование средств Резервного фонда для покрытия дефицита федерального бюджета |
- 1 419,3 |
3,2 |
- 284,4 |
0,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Объем Резервного фонда на конец года, в том числе: |
343,7 |
0,8 |
47,1 |
0,1 |
47,1 |
0,1 |
47,1 |
0,1 |
средства Резервного фонда, размещенные в финансовых активах |
47,1 |
0,1 |
47,1 |
0,1 |
47,1 |
0,1 |
47,1 |
0,1 |
Объем Резервного фонда на конец года без учета размещения в финансовых активах |
296,6 |
0,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Фонд национального благосостоя |
2 769,0 |
6,1 |
2 696,1 |
5,4 |
2 603,7 |
4,7 |
2 684,9 |
4,3 |
Поступления и курсовая разница |
-70,4 |
-0,1 |
-87,3 |
-0,2 |
88,7 |
0,1 |
-31,6 |
0 |
Использование средств Фонда национального благосостояния |
-2,5 |
0 |
-5,0 |
0 |
-7,5 |
0 |
-10,0 |
0 |
Объем Фонда национального благососто |
2 696,1 |
6,0 |
2 603,7 |
5,2 |
2 684,9 |
4,8 |
2 643,3 |
4,3 |
средства Фонда, размещенные в финансовых активах |
518,7 |
и |
217,0 |
0,5 |
217,0 |
0,4 |
217,0 |
0,4 |
Наименование |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||||
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП | |
Объем Фонда национального |
2 177,4 |
4,9 |
2 386,7 |
4,7 |
2 467,9 |
4,4 |
2 426,3 |
3,9 |
За 2011 - 2013 годы средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния будут использованы в сумме 306,9 млрд. рублей. Объем Фонда национального благосостояния на конец 2013 года составит 2 643,3 млрд. рублей, или 4,3 % ВВП. При этом курсовая разница по указанным фондам за 2011 - 2013 годы составит минус 42,4 млрд. рублей. Объем расходов федерального бюджета в 2013 году по сравнению с 2010 годом в номинальном выражении увеличится на 1 942,8 млрд. рублей, или на 19 %, при тенденции к сокращению их доли в ВВП с 22,7 % в 2010 году до 19,7 % в 2013 году. В реальном выражении общий объем расходов по сравнению с предыдущим периодом снизится в 2011 году на 2,7 % в 2012 году на 1,4 %, в 2013 году вырастет на 2,3 %.
Проблема нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств.
Для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:
1. рост ВВП и продукции промышленного производства;
2. прекращение спада сельскохозяйственного производства;
3. создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
4. снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;
5. рост реальных располагаемых денежных доходов населения;
6. поддержание уровня занятости населения РФ и снижение числа безработных.
Приоритетные задачи финансовой политики:
1) введение в действие новых принципов межбюджетных отношений, усиление координации деятельности всех фискальных органов, завершение перехода на казначейскую систему исполнения бюджета;