Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:10, курсовая работа
Государственный бюджет выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств федерации как единого государства, предназначенного для финансирования потребностей, имеющих общегосударственное значение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 5
1.1. Понятие и функции государственного бюджета 5
1.2. Специфика устройства бюджетной системы России 10
2. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПОПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 14
2.1. Анализ объема и источников доходов государственного бюджета 14
2.2. Налоги как ключевой источник пополнения государственного бюджета РФ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
В современной мировой практике доходы федерального бюджета, как правило, формируются за счет наиболее крупных, устойчивых и стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансирование неотложных, жизненно необходимых для функционирования государства расходов. В России к таким доходам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и иные доходы от внешнеэкономической деятельности; налог на прибыль, доходы от целевых бюджетных фондов.
Расходы федеральных бюджетов осуществляются в соответствии с полномочиями, закрепленными за федеральными (центральными) правительствами. К таким расходам обычно относятся: национальная оборона; охрана правопорядка; содержание органов государственной власти; определенный круг социальных расходов; расходы на государственные закупки товаров и услуг, а также осуществление централизованных инвестиций (на поддержку отдельных отраслей экономики); расходы по бюджетному выравниванию (сокращение вертикального и горизонтального финансового дисбалансов); осуществление внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности государства и пр. Приведенный перечень расходов характерен и для федерального бюджета Российской Федерации. При этом в Бюджетном кодексе РФ содержится особый перечень расходов, финансируемых исключительно за счет средств федерального бюджета, к которому, в частности, относятся расходы: на обеспечение деятельности высших органов законодательной и исполнительной власти; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (например, финансовое обеспечение межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями); государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики; исследование и использование космического пространства и др.
Бюджет является, прежде всего, инструментом для финансового обеспечения задач и функций, решаемых государством и местным самоуправлением. К числу основных функций относятся: национальная оборона, правоохранительная деятельность, поддержание отраслей материального производства, обеспечение функционирования и развития учреждений и организаций здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, обеспечение проведение фундаментальных научных исследований, охрана окружающей природной среды, содержание государственных и муниципальных органов управления, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней.
В течение 2011 г. основным фактором, обеспечивающим рост бюджетных доходов, по-прежнему являлась благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура: цена на углеводороды на мировом рынке почти на треть превышала прогнозные оценки, заложенные при формировании проекта федерального бюджета на 2011-2013 гг. Позитивное влияние на доходную часть бюджета оказало также повышение деловой активности, выразившееся в заметно превзошедших ожидания темпах роста российской экономики (рост ВВП прогнозировался на 2011 г. на уровне 3,4%, однако, по предварительной оценке Росстата, он составил 4,3%).
Были и другие факторы роста доходов бюджета: снижение по сравнению с предыдущим годом задолженности перед бюджетной системой на 12%, которая достигла своего минимума за последнее 7–8 лет; снижение просроченной задолженности по заработной плате (с 2,4 млрд руб. в 2010 г. до 1,8 млрд руб. в 2011 г.); снижение уровня зарегистрированной безработицы (на 10,9%).
В этих условиях даже предвыборное
наращивание расходных обязател
Таблица 2.1
Доходы и расходы бюджетов в 2008-2011 гг.7
2011 г. |
2010 г. |
2009 г. |
2008 г. |
Отклонение в п.п. ВВП, 2011 г. от 2010 г. | |||||
| млрд руб. |
% ВВП |
млрд руб. |
% ВВП |
млрд руб. |
% ВВП |
млрд руб. |
% ВВП |
|
Федеральный бюджет | |||||||||
Доходы |
11365,9 |
20,9 |
8305,4 |
18,4 |
7337,7 |
18,9 |
9275,9 |
22,5 |
+2,5 |
Расходы |
10 935,2 |
20,1 |
10 117,5 |
22,4 |
9660,90 |
24,9 |
7570,8 |
18,3 |
-2,3 |
Дефицит (-) / Профицит (+) |
+430,7 |
+0,8 |
-1812,1 |
-4,0 |
-2322,3 |
-6,0 |
1705,0 |
+4,1 |
+4,8 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | |||||||||
Доходы |
7643,9 |
14,1 |
6537,3 |
14,5 |
5926,6 |
15,3 |
6253,1 |
15,1 |
-0,4 |
в т.ч. межбюджетные трансферты |
1644,0 |
3,0 |
1398,9 |
3,1 |
1487,4 |
3,8 |
1132,6 |
2,7 |
-0,1 |
Расходы |
7679,3 |
14,2 |
6636,9 |
14,7 |
6255,7 |
16,1 |
6253,5 |
15,1 |
-0,6 |
Дефицит (-) / Профицит (+) |
-35,4 |
-0,1 |
-99,6 |
-0,2 |
-329,0 |
-0,8 |
-54,4 |
-од |
+0,1 |
Бюджет расширенного правительства | |||||||||
Доходы |
20 853,6 |
38,4 |
16 031,9 |
35,5 |
13 599,7 |
35,0 |
16 169,0 |
39,2 |
+2,9 |
Расходы |
20 004,8 |
36,8 |
17 616,6 |
39,0 |
16 048,3 |
41,3 |
14 157,0 |
34,3 |
-2,2 |
Дефицит (-) / Профицит (+) |
+848,8 |
+ 1,6 |
-1584,7 |
-3,5 |
-2448,6 |
-6,3 |
+2012,0 |
+4,9 |
+5,1 |
Справочно: ВВП, млрд руб. |
54 369 |
45166 |
38 809 |
41277 |
- | ||||
Прирост государственного долга РФ (с учетом выданных госгарантий) за год |
+1190,3 |
+2,2 |
+921,9 |
+2,0 |
+583,1 |
+1,4 |
+289,6 |
+0,7 |
В 2011 г. динамика основных параметров бюджета расширенного правительства продолжила начатые в 2010 г. тенденции — наращивание доходов при сдерживании бюджетных расходов относительно ВВП (табл. 2.1).
Объем доходов бюджета расширенного правительства в 2011 г. составил 38,4% ВВП, что на 2,9 п.п. ВВП выше уровня 2010 г. Доходы федерального бюджета достигли 20,9% ВВП, на 2,5 п.п. ВВП выше по сравнению с 2010 г., преимущественно за счет роста поступлений нефтегазовых доходов вследствие благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Мировые цены на нефть марки Urals в 2011 г. стабилизировались на уровне 109 долл. (в 2010 г. —78 долл.) при росте внешнеторгового оборота, рассчитанного по методологии платежного баланса, на 30,3%. В 2011 г. продолжилось восстановление промышленного производства: индекс промышленного производства составил 104,7%. Доля доходов федерального бюджета в общих поступлениях расширенного правительства несколько выросла — с 51,8% в 2010 г. до 54,5% в 2011 г.
По итогам 2011 г. в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило доходов 7643,9 млрд руб. (14,1% ВВП), что на 0,4 п.п. ВВП ниже доходов предыдущего года (14,5% ВВП), за счет снижения поступлений по большинству налоговых и неналоговых доходов, а также снижения объема межбюджетных трансфертов (на 0,1 п.п. ВВП). Настораживает тот факт, что в 2011 г. наблюдается самый низкий с 2008 г. уровень поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет субъектов РФ. Наибольшее сокращение наблюдается по налогу на прибыль организаций — на 0,3 п.п. ВВП, по НДФЛ — на 0,2 п.п. ВВП, по налогу на имущество — на 0,2 п.п. ВВП. Поступления по транспортному налогу остались на уровне 0,1% ВВП за счет роста поступлений от физических лиц. По транспортному налогу с организаций наблюдается сокращение. В целом доля налоговых доходов в общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ сократилась на 1,2% в сравнении с показателем предыдущего года.
По неналоговым доходам можно отметить снижение в 2011 г. поступлений в бюджеты субъектов РФ по доходам от собственности на 0,1 п.п. ВВП по сравнению с поступлениями 2010 г. И здесь налицо нарастание проблем управления собственностью на региональном уровне, объем которой должен прирастать за счет ежегодных инвестиций бюджетов субъектов на создание объектов государственной собственности в размере до 2,0% ВВП. Остальные неналоговые доходы в сравнении с 2010 г. не изменились
Несмотря на двухлетнюю тенденцию роста поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, выйти на докризисный уровень доходов (доходы бюджета расширенного правительства в 2008 г. — 39,2% ВВП) не удалось. Расходы бюджета расширенного правительства последовательно сокращались с 41,3% ВВП в 2009 г. до 36,8% ВВП в 2011 г., что на 2,2 п.п. ВВП ниже расходов в 2010 г., но все еще (на 2,5 п.п. ВВП) выше докризисного уровня 2008 г. При этом сокращение расходов было неравномерным в разрезе уровней бюджетной системы: так, расходы федерального бюджета сократились в 2011 г. на 2,3 п.п. ВВП в сравнении с 2010 г. и составили 10 935,2 млрд руб. (20,1% ВВП). Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам года сократились на 0,6 п.п. ВВП в сравнении с предыдущим годом и составили 7679,3 млрд руб. (14,2% ВВП).
Одной из важнейших проблем является проблема взаимосвязи налоговой нагрузки и экономического роста. С одной стороны, по мере экономического роста и соответствующего расширения базы обложения, таможенно-налоговые поступления будут расти в абсолютном выражении. При этом в зависимости от регрессивности или прогрессивности налоговой системы в целом это может приводить как к росту, так и к падению доли налогов в ВВП (либо к ее сохранению на текущем уровне). С другой стороны, чрезмерная налоговая нагрузка может стать тормозом для полноценного экономического развития.
В 2011 г. налоговая нагрузка выросла на 12%, что стало как результатом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и, соответственно, роста нефтегазовых доходов, так и следствием улучшения деловой активности и роста потребления в российской экономике, что привело по сравнению с прошлым годом к приросту поступлений по налогу на прибыль, НДС.
Таблица 2.2
Динамика уровня налоговой нагрузки и поступлений основных налогов в бюджет расширенного правительства Российской Федерации в 2007-2011 гг. (в % ВВП)8
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Изменение 2011 г. к 2010 г. | ||
в п.п. ВВП |
в ценах 2011 г., % | ||||||
Уровень налоговой нагрузки |
36,1 |
35,7 |
30,8 |
31,9 |
35,8 |
3,9 |
16,9 |
Налог на прибыль |
6,6 |
6,1 |
3,3 |
3,9 |
4,2 |
0,3 |
10,9 |
НДФЛ |
3,8 |
4,0 |
4,3 |
4,0 |
3,7 |
-0,3 |
-3,4 |
ЕСН / страховые взносы |
5,1 |
5,1 |
5,5 |
5,0 |
6,5 |
1,4 |
34,2 |
НДС |
6,9 |
5,1 |
5,3 |
5,5 |
6,0 |
0,4 |
12,8 |
Акцизы |
1,0 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,2 |
0,2 |
24,8 |
НДПИ |
3,6 |
4,1 |
2,7 |
3,1 |
3,8 |
0,7 |
29,1 |
Таможенные пошлины и сборы |
7,3 |
8,6 |
6,8 |
7,0 |
8,5 |
1,5 |
27,1 |
Из представленных в табл. 2.2 данных видно, что уровень совокупной налоговой нагрузки на экономику в России в 2011 г. практически вернулся к докризисному. В то же время в разрезе поступлений отдельных налогов можно видеть, что сборы по налогу на прибыль и по НДС так и остались заметно ниже уровня 2007 г., по НДФЛ и НДПИ ситуация близка к уровню 2007 г., а страховые взносы (ранее ЕСН) в силу увеличения ставок хотя и обеспечили поступления в размере 6,5% ВВП в 2011 г. против 5,1% ВВП в 2007 г., но все же выросли непропорционально меньше по сравнению с повышением ставки.
В 2011 г. определяющее влияние на доходы бюджета расширенного правительства оказали поступления налога на прибыль, НДПИ и косвенных налогов.
Величина налоговой нагрузки в Российской Федерации, рассчитанная как соотношение поступления налогов, иных обязательных платежей и валового внутреннего продукта (ВВП), в 2000-2008 гг. находилась на уровне 35-36% ВВП, что сопоставимо со средней величиной налоговой нагрузки в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Вместе с тем, учитывая, что в налоговой нагрузке, которая в целом достигла 36,8% в 2007 г., конъюнктурная компонента (обусловленная в основном динамикой мировых цен на энергоносители) составила 8,3% ВВП, структурная налоговая нагрузка на экономику России находилась на уровне 28,5% ВВП9.
Основным фактором, приведшим к падению налоговой базы по НДФЛ в 2011 г., стало повышение ставок социальных взносов, в частности базовой ставки с 26% до 30%.
Согласно опросам «ОПОРА России»10, в 2011 г. представители малого и среднего предпринимательства прореагировали на это обстоятельство:
Как итог, фонд оплаты труда за вычетом социальных взносов, будучи основным компонентом налоговой базы НДФЛ, упал в 2011 г. на 2,1 п.п. ВВП (рис. 2.1), что, в свою очередь, объясняет снижение поступлений НДФЛ на 0,3 п.п. ВВП в 2011 г. относительно 2010 г.
Рис. 2.1. Сопоставление динамики поступлений ЕСН/социальных взносов с динамикой фонда оплаты труда без социальных взносов 2007-2011 гг., % ВВП
Ситуация с объемом поступлений от страховых взносов выглядит иначе: они выросли на 1,44 п.п. ВВП в силу того, что влияние повышения ставок на собираемость страховых взносов значительно превзошло эффект от уменьшения налоговой базы.