Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств федерации как единого государства, предназначенного для финансирования потребностей, имеющих общегосударственное значение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 5
1.1. Понятие и функции государственного бюджета 5
1.2. Специфика устройства бюджетной системы России 10
2. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПОПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 14
2.1. Анализ объема и источников доходов государственного бюджета 14
2.2. Налоги как ключевой источник пополнения государственного бюджета РФ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

10_11_12_Lazko_4_Kursovaya_mikroekonomika.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

В современной мировой практике доходы федерального бюджета, как правило, формируются за счет наиболее крупных, устойчивых и стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансирование неотложных, жизненно необходимых для функционирования государства расходов. В России к таким доходам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и иные доходы от внешнеэкономической деятельности; налог на прибыль, доходы от целевых бюджетных фондов.

Расходы федеральных бюджетов осуществляются в соответствии с полномочиями, закрепленными  за федеральными (центральными) правительствами. К таким расходам обычно относятся: национальная оборона; охрана правопорядка; содержание органов государственной власти; определенный круг социальных расходов; расходы на государственные закупки товаров и услуг, а также осуществление централизованных инвестиций (на поддержку отдельных отраслей экономики); расходы по бюджетному выравниванию (сокращение вертикального и горизонтального финансового дисбалансов); осуществление внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности государства и пр. Приведенный перечень расходов характерен и для федерального бюджета Российской Федерации. При этом в Бюджетном кодексе РФ содержится особый перечень расходов, финансируемых исключительно за счет средств федерального бюджета, к которому, в частности, относятся расходы: на обеспечение деятельности высших органов законодательной и исполнительной власти; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (например, финансовое обеспечение межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями); государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики; исследование и использование космического пространства и др.

Бюджет является, прежде всего, инструментом для финансового обеспечения задач и функций, решаемых государством и местным самоуправлением. К числу основных функций относятся: национальная оборона, правоохранительная деятельность, поддержание отраслей материального производства, обеспечение функционирования и развития учреждений и организаций здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, обеспечение проведение фундаментальных научных исследований, охрана окружающей природной среды, содержание государственных и муниципальных органов управления, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней.

 

2. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ  ПОПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Анализ объема и источников доходов государственного бюджета

В течение 2011 г. основным фактором, обеспечивающим рост бюджетных доходов, по-прежнему являлась благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура: цена на углеводороды на мировом рынке почти на треть превышала прогнозные оценки, заложенные при формировании проекта федерального бюджета на 2011-2013 гг. Позитивное влияние на доходную часть бюджета оказало также повышение деловой активности, выразившееся в заметно превзошедших ожидания темпах роста российской экономики (рост ВВП прогнозировался на 2011 г. на уровне 3,4%, однако, по предварительной оценке Росстата, он составил 4,3%).

Были и другие факторы роста  доходов бюджета: снижение по сравнению с предыдущим годом задолженности перед бюджетной системой на 12%, которая достигла своего минимума за последнее 7–8 лет; снижение просроченной задолженности по заработной плате (с 2,4 млрд руб. в 2010 г. до 1,8 млрд руб. в 2011 г.); снижение уровня зарегистрированной безработицы (на 10,9%).

В этих условиях даже предвыборное наращивание расходных обязательств не смогло «перевесить» рост доходной базы бюджета, в результате чего на федеральном уровне удалось свести год с профицитом, а государственный долг не превысил 9,6% ВВП. Однако многие расходные обязательства имеют отложенный характер и в полной мере проявят себя только в 2012 г. Таким образом, с одной стороны, основные параметры бюджетной системы выглядят на фоне всеобщего дефицита бюджета стран Еврозоны (-6,2% ВВП в целом), США (-9,6% ВВП) и Японии (-10,3% ВВП) и огромного государственного долга (по Еврозоне — более 80% ВВП, в США — 69% ВВП и Японии — 208% ВВП) вполне благоприятно, с другой — происходит принятие на себя все новых предвыборных обязательств и расходных обещаний (например, крайне затратным оказалось решение о повышении зарплат военным и сотрудникам правоохранительных органов; на повестке дня — вопросы дальнейшей индексации зарплат сотрудников социальной сферы и бюджетного сектора). Это заставляет переосмыслить возможные риски и последствия данных управленческих решений для устойчивости бюджетной системы страны.

Таблица 2.1

Доходы и расходы  бюджетов в 2008-2011 гг.7

 

2011 г.

2010 г.

2009 г.

2008 г.

Отклонение в п.п. ВВП, 2011 г. от 2010 г.

 

млрд руб.

% ВВП

млрд руб.

% ВВП

млрд руб.

% ВВП

млрд руб.

% ВВП

 

Федеральный бюджет

Доходы

11365,9

20,9

8305,4

18,4

7337,7

18,9

9275,9

22,5

+2,5

Расходы

10 935,2

20,1

10 117,5

22,4

9660,90

24,9

7570,8

18,3

-2,3

Дефицит (-) / Профицит (+)

+430,7

+0,8

-1812,1

-4,0

-2322,3

-6,0

1705,0

+4,1

+4,8

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

Доходы

7643,9

14,1

6537,3

14,5

5926,6

15,3

6253,1

15,1

-0,4

в т.ч. межбюджетные трансферты

1644,0

3,0

1398,9

3,1

1487,4

3,8

1132,6

2,7

-0,1

Расходы

7679,3

14,2

6636,9

14,7

6255,7

16,1

6253,5

15,1

-0,6

Дефицит (-) / Профицит (+)

-35,4

-0,1

-99,6

-0,2

-329,0

-0,8

-54,4

-од

+0,1

Бюджет расширенного правительства

Доходы

20 853,6

38,4

16 031,9

35,5

13 599,7

35,0

16 169,0

39,2

+2,9

Расходы

20 004,8

36,8

17 616,6

39,0

16 048,3

41,3

14 157,0

34,3

-2,2

Дефицит (-) / Профицит (+)

+848,8

+ 1,6

-1584,7

-3,5

-2448,6

-6,3

+2012,0

+4,9

+5,1

Справочно: ВВП, млрд руб.

54 369

45166

38 809

41277

-

Прирост государственного долга РФ (с учетом выданных госгарантий) за год

+1190,3

+2,2

+921,9

+2,0

+583,1

+1,4

+289,6

+0,7

 

 

В 2011 г. динамика основных параметров бюджета расширенного правительства продолжила начатые в 2010 г. тенденции — наращивание доходов при сдерживании бюджетных расходов относительно ВВП (табл. 2.1).

Объем доходов бюджета  расширенного правительства в 2011 г. составил 38,4% ВВП, что на 2,9 п.п. ВВП выше уровня 2010 г. Доходы федерального бюджета достигли 20,9% ВВП, на 2,5 п.п. ВВП выше по сравнению с 2010 г., преимущественно за счет роста поступлений нефтегазовых доходов вследствие благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Мировые цены на нефть марки Urals в 2011 г. стабилизировались на уровне 109 долл. (в 2010 г. —78 долл.) при росте внешнеторгового оборота, рассчитанного по методологии платежного баланса, на 30,3%. В 2011 г. продолжилось восстановление промышленного производства: индекс промышленного производства составил 104,7%. Доля доходов федерального бюджета в общих поступлениях расширенного правительства несколько выросла — с 51,8% в 2010 г. до 54,5% в 2011 г.

По итогам 2011 г. в консолидированные  бюджеты субъектов РФ поступило доходов 7643,9 млрд руб. (14,1% ВВП), что на 0,4 п.п. ВВП ниже доходов предыдущего года (14,5% ВВП), за счет снижения поступлений по большинству налоговых и неналоговых доходов, а также снижения объема межбюджетных трансфертов (на 0,1 п.п. ВВП). Настораживает тот факт, что в 2011 г. наблюдается самый низкий с 2008 г. уровень поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет субъектов РФ. Наибольшее сокращение наблюдается по налогу на прибыль организаций — на 0,3 п.п. ВВП, по НДФЛ — на 0,2 п.п. ВВП, по налогу на имущество — на 0,2 п.п. ВВП. Поступления по транспортному налогу остались на уровне 0,1% ВВП за счет роста поступлений от физических лиц. По транспортному налогу с организаций наблюдается сокращение. В целом доля налоговых доходов в общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ сократилась на 1,2% в сравнении с показателем предыдущего года.

По неналоговым доходам  можно отметить снижение в 2011 г. поступлений в бюджеты субъектов РФ по доходам от собственности на 0,1 п.п. ВВП по сравнению с поступлениями 2010 г. И здесь налицо нарастание проблем управления собственностью на региональном уровне, объем которой должен прирастать за счет ежегодных инвестиций бюджетов субъектов на создание объектов государственной собственности в размере до 2,0% ВВП. Остальные неналоговые доходы в сравнении с 2010 г. не изменились

Несмотря на двухлетнюю тенденцию роста поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, выйти на докризисный уровень доходов (доходы бюджета расширенного правительства в 2008 г. — 39,2% ВВП) не удалось. Расходы бюджета расширенного правительства последовательно сокращались с 41,3% ВВП в 2009 г. до 36,8% ВВП в 2011 г., что на 2,2 п.п. ВВП ниже расходов в 2010 г., но все еще (на 2,5 п.п. ВВП) выше докризисного уровня 2008 г. При этом сокращение расходов было неравномерным в разрезе уровней бюджетной системы: так, расходы федерального бюджета сократились в 2011 г. на 2,3 п.п. ВВП в сравнении с 2010 г. и составили 10 935,2 млрд руб. (20,1% ВВП). Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам года сократились на 0,6 п.п. ВВП в сравнении с предыдущим годом и составили 7679,3 млрд руб. (14,2% ВВП).

2.2. Налоги как ключевой источник пополнения государственного бюджета РФ

Одной из важнейших проблем  является проблема взаимосвязи налоговой нагрузки и экономического роста. С одной стороны, по мере экономического роста и соответствующего расширения базы обложения, таможенно-налоговые поступления будут расти в абсолютном выражении. При этом в зависимости от регрессивности или прогрессивности налоговой системы в целом это может приводить как к росту, так и к падению доли налогов в ВВП (либо к ее сохранению на текущем уровне). С другой стороны, чрезмерная налоговая нагрузка может стать тормозом для полноценного экономического развития.

В 2011 г. налоговая нагрузка выросла на 12%, что стало как  результатом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и, соответственно, роста нефтегазовых доходов, так и следствием улучшения деловой активности и роста потребления в российской экономике, что привело по сравнению с прошлым годом к приросту поступлений по налогу на прибыль, НДС.

Таблица 2.2

Динамика уровня налоговой  нагрузки и поступлений основных налогов в бюджет расширенного правительства Российской Федерации в 2007-2011 гг. (в % ВВП)8

 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Изменение 2011 г. к 2010 г.

в п.п. ВВП

в ценах 2011 г., %

Уровень налоговой нагрузки

36,1

35,7

30,8

31,9

35,8

3,9

16,9

Налог на прибыль

6,6

6,1

3,3

3,9

4,2

0,3

10,9

НДФЛ

3,8

4,0

4,3

4,0

3,7

-0,3

-3,4

ЕСН / страховые взносы

5,1

5,1

5,5

5,0

6,5

1,4

34,2

НДС

6,9

5,1

5,3

5,5

6,0

0,4

12,8

Акцизы

1,0

0,8

0,9

1,0

1,2

0,2

24,8

НДПИ

3,6

4,1

2,7

3,1

3,8

0,7

29,1

Таможенные пошлины  и сборы

7,3

8,6

6,8

7,0

8,5

1,5

27,1


 

Из представленных в  табл. 2.2 данных видно, что уровень совокупной налоговой нагрузки на экономику в России в 2011 г. практически вернулся к докризисному. В то же время в разрезе поступлений отдельных налогов можно видеть, что сборы по налогу на прибыль и по НДС так и остались заметно ниже уровня 2007 г., по НДФЛ и НДПИ ситуация близка к уровню 2007 г., а страховые взносы (ранее ЕСН) в силу увеличения ставок хотя и обеспечили поступления в размере 6,5% ВВП в 2011 г. против 5,1% ВВП в 2007 г., но все же выросли непропорционально меньше по сравнению с повышением ставки.

В 2011 г. определяющее влияние на доходы бюджета расширенного правительства оказали поступления налога на прибыль, НДПИ и косвенных налогов.

Величина налоговой  нагрузки в Российской Федерации, рассчитанная как соотношение поступления налогов, иных обязательных платежей и валового внутреннего продукта (ВВП), в 2000-2008 гг. находилась на уровне 35-36% ВВП, что сопоставимо со средней величиной налоговой нагрузки в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Вместе с тем, учитывая, что в налоговой нагрузке, которая в целом достигла 36,8% в 2007 г., конъюнктурная компонента (обусловленная в основном динамикой мировых цен на энергоносители) составила 8,3% ВВП, структурная налоговая нагрузка на экономику России находилась на уровне 28,5% ВВП9.

Основным фактором, приведшим  к падению налоговой базы по НДФЛ в 2011 г., стало повышение ставок социальных взносов, в частности базовой ставки с 26% до 30%.

Согласно опросам «ОПОРА России»10, в 2011 г. представители малого и среднего предпринимательства прореагировали на это обстоятельство:

  • использованием различных механизмов в целях уплаты сумм страховых взносов в меньшем размере (выплата части заработной платы в «конвертах» и т.п.) (83% опрошенных);
  • отказом от ранее запланированного повышения оплаты труда или ее снижением (90% опрошенных);
  • отказом от планов по расширению бизнеса (модернизация оборудования, другие инвестиции в развитие) (83% опрошенных).

Как итог, фонд оплаты труда  за вычетом социальных взносов, будучи основным компонентом налоговой  базы НДФЛ, упал в 2011 г. на 2,1 п.п. ВВП (рис. 2.1), что, в свою очередь, объясняет снижение поступлений НДФЛ на 0,3 п.п. ВВП в 2011 г. относительно 2010 г.

Рис. 2.1. Сопоставление динамики поступлений ЕСН/социальных взносов с динамикой фонда оплаты труда без социальных взносов 2007-2011 гг., % ВВП

Ситуация с объемом  поступлений от страховых взносов выглядит иначе: они выросли на 1,44 п.п. ВВП в силу того, что влияние повышения ставок на собираемость страховых взносов значительно превзошло эффект от уменьшения налоговой базы.

Информация о работе Государственный бюджет