Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:10, курсовая работа
Государственный бюджет выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств федерации как единого государства, предназначенного для финансирования потребностей, имеющих общегосударственное значение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 5
1.1. Понятие и функции государственного бюджета 5
1.2. Специфика устройства бюджетной системы России 10
2. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПОПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 14
2.1. Анализ объема и источников доходов государственного бюджета 14
2.2. Налоги как ключевой источник пополнения государственного бюджета РФ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Оживление российской экономики также привело к росту объемов конечного потребления, составляющего налоговую базу для косвенного обложения. Так, в 2011 г. налоговая база НДС продолжила восстанавливаться после ее сжатия в период кризиса, что обусловило рост поступлений от этого налога до 6,0% ВВП против 5,5% годом ранее.
Еще одним объяснением возросших сборов НДС является улучшившееся качество администрирования налога: в частности, коэффициент собираемости11 НДС в 2011 г. вырос на 6 п.п. по сравнению с 2010 г. и достиг 53%-ного уровня, вплотную приблизившись к докризисным значениям (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Динамика конечного потребления, импорта и поступлений НДС в бюджетную систему РФ в 2005-2011 гг., % ВВП
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Доходы от НДС (без учета поступлений от «ЮКОСа») |
6,17 |
5,62 |
6,13 |
5,17 |
5,28 |
5,53 |
5,98 |
НДС на товары, реализуемые на территории РФ |
4,11 |
3,44 |
3,51 |
2,42 |
3,03 |
2,94 |
3,23 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
2,06 |
2,18 |
2,62 |
2,75 |
2,25 |
2,59 |
2,75 |
Коэффициент собираемости налога, % |
57,0 |
51,5 |
56,7 |
46,6 |
42,3 |
47,0 |
53,0 |
Импорт12 |
12,9 |
13,9 |
15,3 |
16,1 |
13,7 |
15,4 |
16,5 |
По-прежнему почти половину (46%) в структуре поступлений НДС обеспечивает обложение импортируемых товаров, и эта доля осталась на уровне прошлого года, что свидетельствует о совпадении динамики поступлений НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, с динамикой ввоза товаров.
С 2010 г. ЕСН был трансформирован в страховые взносы, которые администрируются государственными внебюджетными фондами. До 2010 г. существовали страховые взносы на страховую и накопительную части пенсии, которые так же, как и ЕСН, администрпровались ФНС РФ. Данные взносы формально не являлись частью ЕСН, однако обязательства по ЕСН уменьшались на сумму уплаченных страховых взносов (в части ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет). В 2010 г. суммарная ставка страховых взносов была сохранена на уровне базовой ставки ЕСН — 26% от фонда оплаты труда, однако изменилась налогооблагаемая база. Так, если до 2010 г. существовала регрессивная шкала ЕСН и базовая ставка применялась к годовой величине зарплаты, не превышающей 280 тыс. руб., то в 2010 г. ставка в 26% применялась до уровня в 415 тыс. руб., а зарплата свыше этого уровня страховыми взносами не облагалась (т.е. фактически осталось только две ставки 26% и 0).
Важно подчеркнуть, что более важные изменения, касающиеся страховых взносов, вступили в силу с 1 января 2011 г. Речь идет о повышении суммарной ставки с 26 до 30%. По нашему мнению, данная мера не обеспечивает сбалансированности пенсионной системы России в долгосрочном периоде, при этом оказывает существенное негативное влияние на темпы экономического роста и приведет к росту масштабов ухода от налогообложения со стороны предприятий (увеличению доли «теневой зарплаты»).
Основным инструментом, с помощью которого органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют формирование своих бюджетов, выступает механизм формирования бюджета. Механизм формирования бюджета представляет собой комплекс специально разработанных мер, основанных на законодательном разграничении расходных полномочий и доходных источников, направленных на формирование доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Форма образования и расходования фонда денежных средств, поступивших в распоряжение государства и местного самоуправления, известна как бюджет. Отличительной чертой бюджета является его плановое начало. Поэтому составление бюджета по доходам есть не что иное, как планирование поступающих в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления денежных средств во времени.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Доходы от использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной
Объем доходов бюджета расширенного правительства в 2011 г. составил 38,4% ВВП, что на 2,9 п.п. ВВП выше уровня 2010 г. Доходы федерального бюджета достигли 20,9% ВВП, на 2,5 п.п. ВВП выше по сравнению с 2010 г., преимущественно за счет роста поступлений нефтегазовых доходов вследствие благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
1 Бюджет как финансовый регулятор экономического развития / Под ред. В.П. Горегляд. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика". - 2008. - 348 с
2Годин, А.М. Подпорина, И.В. Бюджет и бюджетная система РФ / А.М. Годин, И.В. Подпорина - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2009. - 526 с.
3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. — Ст. 5.
4 Финансы: Учебник / С.А. Белозеров [и др.]; под ред. В.В. Ковалева. — М.: Проспект, 2007. — С. 186.
5 Грачева Е.Ю. Финансовое право: Учебник для вузов / О.Б. Быля [и др.]; отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. — М.: Проспект, 2007. — С. 219.
6 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / А.С. Нешитой, Н.Л. Юдина; гл. ред. А.Е. Илларионова. — М.: Дашков и К, 2007. — С. 41.
7 Российская экономика в 2011 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 33). — М.: ИЭПП, 2012. — С. 46.
8 Российская экономика в 2011 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 33). — М.: Институт Гайдара, 2012. — С. 50.
9 Николаев И.А. Взаимосвязь государственной налоговой политики и макроэкономической ситуации в России на современном этапе // Финансовые и бухгалтерские консультации. — 2008. — № 7. — С. 7.
10
http://opora.ru/legal/
11 Этот показатель, говорит о том, какая доля базы (конечного потребления за вычетом налога) эффективно облагается налогом.
12 Доля импорта в ВВП определялась как отношение значений импорта по данным таможенной статистики и ВВП, оцененного в долларах, на основании значений среднего номинального курса доллара к рублю за соответствующий год.