Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств федерации как единого государства, предназначенного для финансирования потребностей, имеющих общегосударственное значение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 5
1.1. Понятие и функции государственного бюджета 5
1.2. Специфика устройства бюджетной системы России 10
2. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПОПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 14
2.1. Анализ объема и источников доходов государственного бюджета 14
2.2. Налоги как ключевой источник пополнения государственного бюджета РФ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

10_11_12_Lazko_4_Kursovaya_mikroekonomika.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Оживление российской экономики также привело к росту объемов конечного потребления, составляющего налоговую базу для косвенного обложения. Так, в 2011 г. налоговая база НДС продолжила восстанавливаться после ее сжатия в период кризиса, что обусловило рост поступлений от этого налога до 6,0% ВВП против 5,5% годом ранее.

Еще одним объяснением  возросших сборов НДС является улучшившееся качество администрирования налога: в частности, коэффициент собираемости11 НДС в 2011 г. вырос на 6 п.п. по сравнению с 2010 г. и достиг 53%-ного уровня, вплотную приблизившись к докризисным значениям (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Динамика конечного  потребления, импорта и поступлений  НДС в бюджетную систему РФ в 2005-2011 гг., % ВВП

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Доходы от НДС (без учета поступлений от «ЮКОСа»)

6,17

5,62

6,13

5,17

5,28

5,53

5,98

НДС на товары, реализуемые на территории РФ

4,11

3,44

3,51

2,42

3,03

2,94

3,23

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

2,06

2,18

2,62

2,75

2,25

2,59

2,75

Коэффициент собираемости налога, %

57,0

51,5

56,7

46,6

42,3

47,0

53,0

Импорт12

12,9

13,9

15,3

16,1

13,7

15,4

16,5


 

По-прежнему почти половину (46%) в структуре поступлений НДС  обеспечивает обложение импортируемых  товаров, и эта доля осталась на уровне прошлого года, что свидетельствует  о совпадении динамики поступлений НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, с динамикой ввоза товаров.

С 2010 г. ЕСН был трансформирован  в страховые взносы, которые администрируются государственными внебюджетными фондами. До 2010 г. существовали страховые взносы на страховую и накопительную части пенсии, которые так же, как и ЕСН, администрпровались ФНС РФ. Данные взносы формально не являлись частью ЕСН, однако обязательства по ЕСН уменьшались на сумму уплаченных страховых взносов (в части ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет). В 2010 г. суммарная ставка страховых взносов была сохранена на уровне базовой ставки ЕСН — 26% от фонда оплаты труда, однако изменилась налогооблагаемая база. Так, если до 2010 г. существовала регрессивная шкала ЕСН и базовая ставка применялась к годовой величине зарплаты, не превышающей 280 тыс. руб., то в 2010 г. ставка в 26% применялась до уровня в 415 тыс. руб., а зарплата свыше этого уровня страховыми взносами не облагалась (т.е. фактически осталось только две ставки 26% и 0).

Важно подчеркнуть, что более важные изменения, касающиеся страховых взносов, вступили в силу с 1 января 2011 г. Речь идет о повышении суммарной ставки с 26 до 30%. По нашему мнению, данная мера не обеспечивает сбалансированности пенсионной системы России в долгосрочном периоде, при этом оказывает существенное негативное влияние на темпы экономического роста и приведет к росту масштабов ухода от налогообложения со стороны предприятий (увеличению доли «теневой зарплаты»).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основным инструментом, с помощью которого органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют формирование своих бюджетов, выступает механизм формирования бюджета. Механизм формирования бюджета представляет собой комплекс специально разработанных мер, основанных на законодательном разграничении расходных полномочий и доходных источников, направленных на формирование доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Форма образования и расходования фонда денежных средств, поступивших в распоряжение государства и местного самоуправления, известна как бюджет. Отличительной чертой бюджета является его плановое начало. Поэтому составление бюджета по доходам есть не что иное, как планирование поступающих в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления денежных средств во времени.

Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

К доходам бюджетов относятся  налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета с учетом положений пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса.

Объем доходов бюджета  расширенного правительства в 2011 г. составил 38,4% ВВП, что на 2,9 п.п. ВВП выше уровня 2010 г. Доходы федерального бюджета достигли 20,9% ВВП, на 2,5 п.п. ВВП выше по сравнению с 2010 г., преимущественно за счет роста поступлений нефтегазовых доходов вследствие благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Макроэкономика. Экспресс-курс : учебное пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. — М. : КНОРУС, 2008. — 304 с.
  2. Бычков С.С. Об управлении доходами бюджета // Советник бухгалтера бюджетной сферы. — 2008. — № 10. — С. 32-37.
  3. Экономическая теория: учебник / под ред. Е.Н. Лобачёвой.- 2-е изд. – М.: Высшее образование, 2008.с.515.
  4. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов / А. В. Бликанов // Финансы и кредит. - 2008. - N 5. - С. 15
  5. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации учебник: (для вузов по экономическим специальностям) – М.: Дашков и Ко, 2008. – 336 с.
  6. Гуревич Е. Т. Российская бюджетная политика на следующее десятилетие. «Экономический вестник» 2008 г. №1, с.44
  7. Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Дж.Э., Тедеев А.А. и др. Бюджетная система России. М.: Эксмо, 2008. – 99 с
  8. Ефимова О.В. «Финансовый анализ». – М.: издательство «Бухгалтерский учет», 2008. – 324с.
  9. Заборина М.И. Вопросы распределения доходных источников между уровнями бюджетной системы // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. — 2009. — № 3 (20). — С. 78-81.
  10. Годин, А.М. Подпорина, И.В. Бюджет и бюджетная система РФ / А.М. Годин, И.В. Подпорина - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2009. - 526 с.
  11. Николаев И.А. Взаимосвязь государственной налоговой политики и макроэкономической ситуации в России на современном этапе // Финансовые и бухгалтерские консультации. — 2008. — № 7. — С. 4-8.
  12. Российская экономика в 2011 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 33). — М.: ИЭПП, 2012. — 612 с.
  13. Рыбакова Р.Ю. Принципы разграничения и распределения налогов по вертикали бюджетной системы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2010. — № 15. — С. 34-41.
  14. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М.: Эксмо: Мирбис, 2009. — 446 с.
  15. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития / Под ред. В.П. Горегляд. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика". - 2008. - 348 с

1 Бюджет как финансовый регулятор экономического развития / Под ред. В.П. Горегляд. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика". - 2008. - 348 с

2Годин, А.М. Подпорина, И.В. Бюджет и бюджетная система РФ / А.М. Годин, И.В. Подпорина - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2009. - 526 с.

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. — Ст. 5.

4 Финансы: Учебник / С.А. Белозеров [и др.]; под ред. В.В. Ковалева. — М.: Проспект, 2007. — С. 186.

5 Грачева Е.Ю. Финансовое право: Учебник для вузов / О.Б. Быля [и др.]; отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. — М.: Проспект, 2007. — С. 219.

6 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / А.С. Нешитой, Н.Л. Юдина; гл. ред. А.Е. Илларионова. — М.: Дашков и К, 2007. — С. 41.

7 Российская экономика в 2011 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 33). — М.: ИЭПП, 2012. — С. 46.

8 Российская экономика в 2011 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 33). — М.: Институт Гайдара, 2012. — С. 50.

9 Николаев И.А. Взаимосвязь государственной налоговой политики и макроэкономической ситуации в России на современном этапе // Финансовые и бухгалтерские консультации. — 2008. — № 7. — С. 7.

10 http://opora.ru/legal/analysis/research/polls/#survey/25/.

11 Этот показатель, говорит о том, какая доля базы (конечного потребления за вычетом налога) эффективно облагается налогом.

12 Доля импорта в ВВП определялась как отношение значений импорта по данным таможенной статистики и ВВП, оцененного в долларах, на основании значений среднего номинального курса доллара к рублю за соответствующий год.

 

 




Информация о работе Государственный бюджет