Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 09:13, доклад
Один из источников финансирования государственной деятельности (наряду с налогами) — правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии. Такой источник финансирования известен в экономической литературе как финансирование за счет государственного долга, или дефицитное финансирование, широко используемое правительством всех стран.
Государственный долг, его формы.
Один из источников финансирования государственной деятельности (наряду с налогами) — правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии. Такой источник финансирования известен в экономической литературе как финансирование за счет государственного долга, или дефицитное финансирование, широко используемое правительством всех стран.
Государственный долг связан с перераспределением ВНП и части национального богатства для формирования дополнительных pecypcoв государства путем займов денежных средств у частных лиц и институтов, а также за счет кредитов иностранных государств.
Структурно государственный долг включает: финансовую задолженность — денежные обязательства государства в связи с займом кредитных средств и административную задолженность — долги по платежам (например, задолженность по выплате заработной платы). Иногда в состав государственного доли могут также включаться долговые обязательства государства при поручительствах (например, финансовые гарантии для содействия экспортно-импортной деятельности). Происхождение кредитных средств позволяет рассматривать их как внутренний и внешний долг государства. В качестве кредиторов государства выступают банковская система, небанковский сектор (например, система социального страхования), а также зарубежные государственные и частные организации. Государственный долг выступает в двух основных формах — государственные ценные бумаги и записи на бухгалтерских счетах. Государственные ценные бумаги ликвидны, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке. Долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах, не могут переуступаться и продаваться. В этой форме, как правило, оформляется незначительная часть государственного долга.
Государственный долг как инструмент регулирования экономики.
Основное назначение государственного долга — быть инструментом регулирования экономики. Эта функция достигается с помощью решения двух задач: фискальной — получить финансовые средства для нужд государства и регулирующей — использовать эти средства для стабилизации экономики и стимулирования ее роста.
Стабилизационное воздействие на экономику осуществляется посредством изменения либо объема государственной задолженности, либо ее структуры, что позволяет влиять на основные макроэкономические показатели. Если основные государственные обязательства сосредоточены в небанковском секторе, то влияние государства на уровень потребления, сбережений и инвестиций будет более прогнозируемым: в период экономического спада путем займов государство мобилизует накопление денежных средств, с помощью которых государственные мероприятия будут стимулировать конъюнктуру. В период оживления и подъема государство размещает свои займы в частном секторе за счет уменьшения уровня потребления и сбережений. Если же кредитование государства осуществляется за счет банковской системы, то воздействие государственного долга на экономическую конъюнктуру сложнее, так как изменение потребления, сбережений и инвестиций осуществляется опосредованно, через банковскую систему.
Государственный долг зависит от состояния экономики. Поэтому очень важно целевое назначение государственных кредитных ресурсов, на какие нужды идут государственные средства — на удовлетворение экономических и социальных нужд общества или на увеличение административных расходов государства, на обеспечение структурных сдвигов общественном производстве или на обогащение отдельных групп населения. Во втором случае государственный долг не является средством государственного регулирования экономики, а отражает кризисные процессы в хозяйстве и потому требует активных стабилизационных мер государства.
Регулирование государственного долга.
Двойственная природа
государственного долга, определяемая
его целевым назначением, обусловливает
противоречивое воздействие государственной
задолженности на экономику —
стимулирующее и
Основное направление регулирование государственного долга — это регулирование объема, состава и структуры государственной задолженности.
Методы регулирования государственного долга многообразны: 1) замена долгосрочных ценных бумаг кредитами эмиссионного банка, 2) замена долгосрочных ценных бумаг краткосрочными при финансировании государственного долга. Реальное бремя государственной задолженности можно уменьшить с 3) помощью повышения уровня инфляции, однако это может привести к подрыву доверия к государству как заемщику. Важный канал регулирование государственного долга — 4) приватизация государственной собственности, с помощью которой можно сбалансировать бюджетный дефицит, добиться превышения доходов над расходами, т. е. уменьшить государственный долг.
В последнее время в
практике развитых стран широкое
распространение получили 5) институциональные
методы регулирования государственного
долга. Это выразилось в разработке
особых статей и отдельных положений
о регулировании
В целом же возможность использования государственного долга определяется уровнем экономического развития страны. «Репутация державы, — говорил У. Черчилль, — точнее всего определяется той суммой, какую она способна взять в долг». Чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем менее обременительным для государства является использование займов для финансирования расходов.
Бюджетно-налоговая политика России в условиях становления рыночной экономики
Налоговая реформа 1992 г.
Формирование в России
новой бюджетно-налоговой
С января 1992 г. в России введены налог на прибыль предприятий НДС, акцизы, налог на имущество, подоходный налог с физических лиц
Налоговая реформа 1992 г. отражала
условия функционирования отечественной
экономики того периода. Во-первых,
она объективно соответствовала
условиям высокой инфляции. Во-вторых,
радикально изменив структуру налоговых
поступлений, реформа 1992 г. не смогла коренным
образом повлиять на практику взимания
налогов, так как основные правовые
принципы функционирования налоговой
системы и налоговой службы сложились
еще в недрах административно-командной
экономики. Основную тяжесть налогового
бремени несут крупные
С другой стороны, слабый контроль за сбором налогов создает возможность для уклонения от их уплаты, что не только уменьшает налоговые поступления, но и стимулирует перелив капитала в торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминальной предпринимательства. По оценкам экспертов, из-под налогообложения уводилось до 40% всех поступлений фирм. Не дают должного эффекта и действующие налоговые стимулы. Налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производства и, следовательно, росту производительности труда — глав ной цели рыночных преобразований.
В-третьих, недостаток нашей налоговой системы — ее усложненность.
В-четвертых, не способствуют эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего правила экономической игры. В условиях, когда ставки налогообложения меняются по несколько раз в год, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна.
Наконец, многие недостатки
налоговой системы вызываются несовершенством
законодательства, противоречивостью
и запутанностью нормативной
базы и процедур налогообложения, отсутствием
оперативной связи
Рыночные преобразования в экономике приводят к эволюционному реформирования налоговой системы, т. е. внесению в налогообложение определенных коррективов, соответствующих происходящим в экономике процессам. В 1996 г. были отменены спецналог и налог на куплю-продажу ценных бумаг, а также упразднено обложение сверхнормативного превышения фонда заработной платы. НДС на оборудование можно списывать на расчеты с бюджетом сразу, а не в течение шести месяцев с момента его покупки, как это было раньше. Также принят закон о существенном упрощении налогообложения малых предприятий: вместо всех основных налогов (федеральных, региональных и местных), налогоплательщик обязуется уплачивать единый налог.
Сегодня отечественная налоговая система по общей структуре, принципам построения и перечню обязательных налоговых платежей в основном соответствует наиболее распространенным в рыночной экономике системам налогообложения. Все действующие в России налог делятся на три группы: федеральные, региональные и местные. По объекту налогообложения существующие платежи условно разделяют на налоги с доходов (выручки, прибыли), имущества (предприятий и граждан), с определенных видов операций, сделок и деятельности (операции с ценными бумагами). По экономическому содержанию существуй: следующие основные группы налогов: косвенные (акцизы, налог на добавленную стоимость), налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество, на наследование и на дарение), налоги, связанные с использованием природных ресурсов.
Однако отечественная налоговая система имеет и свои особенности.
Особенности современной налоговой системы России.
Структура налогов в России по сравнению со структурой налогов в развитых странах характеризуется более низкой долей подоходного налога с физических лиц (12,3% - Россия и 29,7% - страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в объеме налоговых поступлений 1995 г.) и высокой долей налога на прибыль предприятии (34,3% — Россия и 7,3% — страны ОЭСР в объеме налоговых поступлений 1995 г.). Такая ситуация не способствует расширению производства и развитию предпринимательской активности. К тому же груз налогового давления между различными плательщиками распределен неравномерно.
Особенность российской налоговой системы — чрезмерное преобладание в ней ярко выраженной фискальной направленности. Это проявляется, в частности, в достаточно высоких ставках по некоторым налогам. Проявлением фискальной направленности существующей налоговой системы является также высокий уровень штрафных санкций, что ведет к укрывательству налогов многими налогоплательщика ми. Слабо проявляется социально справедливое перераспределение доходов юридических и особенно физических лиц. Регулирующая функция налогов ограничивается в основном стимулированием инвестиций.
Остра проблема собираемости
налогов. Сегодня в российской экономической
практике введен специальный показатель
«собираемость налогов», которого нет
ни в одной цивилизованной стране.
В конце 90-х гг. он составлял около
74%. А это означает, что налогоплательщики
вносили в государственную
Более сложное, но эффективное направление пополнения государственной казны — получить в полном объеме налоги с тех налогоплательщиков, кто не хочет их платить, нарушая действующие законы. Для этого, прежде всего, необходимо решительно выводить на свет так называемую теневую экономику.
В стране сложилась парадоксальная ситуация, когда половина налогоплательщиков вообще не платит налогов, а с другой половины государство пытается взять финансовые ресурсы, включая и не полученные с первой половины. Отсюда огромный налоговый гнет, усиление репрессивных мер в обложении тех, кто не может или не хочет уйти в тень.
В целях реформирования налоговой
системы предстоит отменить ряд
нерыночных налогов, которые взимаются
с выручки, а не с прибыли. Требуется
объединение налогов, имеющих сходную
налогооблагаемую базу (например, платежи
за право пользования природными
ресурсами и акцизы на минеральное
сырье). В результате общее число
налогов может сократиться в
несколько раз. Основным источником
доходов для местных бюджетов
должны стать имущественные налоги.
Вместо действующих сейчас имущественных
налогов предполагается ввести единый
налог на недвижимость. В уточнении
и корректировке нуждается
На сегодняшний день наблюдаются
следующие тенденции в
1. Сохраняется высокая доля поступлений от косвенных налогов.
2. Возрастают в доходах
федерального бюджета доля и
объем налогов на внешнюю