Государственный долг и его влияние на экономическую стабильность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – как можно более точно осветить проблему государственного долга, рассмотреть её с различных позиций и определить пути сокращения государственного долга, а также его последующее регулирование.
Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть государственный долг с различных позиций
2) Произвести анализ и изучить статистику изменения государственного долга.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Государственный долг: теоретические основы.………………..........6
1.1.Понятие государственного долга и теоретические подходы к нему................6
1.2.Виды государственного долга..............................................................................9
1.3.Методы регулирования государственного долга.............................................14
Глава 2. Анализ, динамика, современное состояние государственного долга...........................................................................................................................23
2.1.Статистика изменения государственного долга в период с 1998-2012 года..............................................................................................................................23
2.2.Современное состояние государственного долга в России.............................25
Глава 3. Основные проблемы и препятствия в стабилизации государственного долга..........................................................................................27
3.1.Проблемы и противоречия государственного долга........................................27
3.2.Влияние государственного долга на экономическую стабильность страны.........................................................................................................................30
3.3.Перспективы развития государственного долга и меры предосторожности.....................................................................................................32
Заключение.................................................................................................................35
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Ловырев Дмитрий Васильевич.docx

— 647.05 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Виды  государственного долга.

Существует  несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

В России сложился отличный от общемирового подход к такому разделению. Закон РФ "О  государственном внутреннем долге  Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. Хронический дефицит государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга – внутреннего (получение заемных средств от населения и предприятий) и внешнего (задолженность гражданам и организациям других стран).

Внутренний государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и ценным непогашенным государственным бумагам, размещенным на территории Российской Федерации, включая затраты на погашение и выплату крупного дохода.

Внутренние  долговые обязательства можно условно  разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и  выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. К нерыночным относятся: векселя Министерства финансов, задолженность  Центробанку и так далее. Основной объем долга приходится на рыночные заимствования, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг. Эмитентом государственных ценных бумаг является Министерство финансов Российской Федерации. Долговые обязательства в виде облигаций выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Облигация – наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратную сумму с процентами. Облигации – долговые обязательства государства, органов местного самоуправления и организаций, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустивший их орган является должником и обязуется выплачивать владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлению срока выплаты –  погасить свой долг перед владельцем облигации. В любом случае облигация   представляет собой долг, а ее держатель является кредитором (а не совладельцем, как акционер). По российскому законодательству облигация    ценная эмиссионная бумага, закрепляющая право держателя этой бумаги на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости.

В структуре  государственного внутреннего долга  отражаются следующие государственные  ценные бумаги2:

ОГНЗ - облигации государственных нерыночных займов по срокам обращения краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные. Размещение ОГНЗ проводилось по узкому кругу заранее определенных инвесторов на договорной основе (закрытая подписка), владельцами ОГНЗ были только юридические лица. Особенностью является то, что они не обращаются на вторичном рынке.

ОГСЗ - облигации государственного сберегательного займа, создавались для мобилизации средств населения.

ГСО -  государственные сберегательные облигации с индексированным по уровню инфляции доходом. По приказу Министерства финансов, Владельцами облигаций могут быть юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации (инвесторы): страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации (в случае если инвестирование средств фондов в государственные ценные бумаги Российской Федерации предусмотрено законодательством Российской Федерации)3. Основным отличием государственных сберегательных облигаций от облигаций федеральных займов является то, что ГСО на вторичном рынке не обращаются, залог облигаций не допускается. Различают ГСО-ППС (государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода) и ГСО-ФПС (Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода).

ГКО - государственные краткосрочные бескупонные облигации, как правило, размещаются для финансирования кассовых разрывов, срок обращения – до 1 года, доходом по ГКО является дисконт, т. е. разница между ценой покупки и номиналом (ценой погашения). ГКО предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении.

ОФЗ – облигации федерального займа, представляют собой именные купонные среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные ценные бумаги. Владелец указанных облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций. Рассмотрим несколько видов ОФЗ.

-ОФЗ-ПК. Облигации федерального займа с переменным купонным доходом. Купонный доход по ОФЗ-ПК определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.

-ОФЗ-ПД. Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом. Процентная ставка купонного дохода является постоянной для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ПД и определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-ПД.

-ОФЗ-ФК. Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом. Величина купонного дохода является фиксированной на каждый купонный период.

-ОФЗ-АД. Облигации федерального займа с амортизацией долга. Погашение номинальной стоимости ОФЗ-АД осуществляется частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-АД.

Внешний государственный долг – это задолженность перед иностранцами. Он предполагает утечку ресурсов из страны-должника и сужает тем самым возможности потребления и инвестирования в национальной экономике.

Внешний долг возникает при мобилизации  государством финансовых ресурсов, находящихся  за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных  стран, а также международные  финансовые организации (Международный  банк реконструкции и развития, Международный  валютный фонд и др.).

Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для  покрытия внешнего долга стране требуется  иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.

Инструментами внешнего заимствования выступают: прямые займы у мировых кредитно-финансовых организаций (Парижский клуб, Всемирный банк); выпуск облигаций. Обычно говоря о внешнем долге, приводят его сравнение с объемом ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Методы регулирования государственного  долга.

Регулирование и управление  государственным  долгом - это регулируемая нормами  права совокупность мероприятий  государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение  долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических  условий развития страны, одно из направлений  финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства  на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве экономического субъекта - заемщика и гаранта.4 Оно предусматривает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств. Для этих целей необходим анализ социально-экономического развития государства на перспективу, оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия, определение предельно допустимых размеров государственного долга, рационализация его состава и структуры, мер по стабилизации размеров, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны.

Идеальный способ обслуживания и погашения  государственного долга - своевременный  возврат полученного кредита  и процентов по нему. Однако намерения  заемщика не совпадают с реальными  возможностями. Появляются какие-то непредвиденные обстоятельства, обусловленные экономическими, социальными или политическими  трудностями. Возникает необходимость  в отсрочке выплаты процентов  или уплаты основной суммы долга, изменении условий займа, а иногда и полному отказу от выплат. Явным  признаком долгового кризиса  является серьезное нарушение графика  платежей. Государство – заемщик, вынуждено прибегать к различным  способам регулирования долга.

Механизм  регулирования государственного долга  в рыночных условиях объединяется понятием “реструктуризация”, т. е. основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный (муниципальный) долг, с заменой их долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.

В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств используется ограниченный набор способов ее проведения: рефинансирование, конверсия, выкуп долга, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга, секъюритизация.

Рефинансирование - это погашение старой задолженности  и процентов по ней за счет выпуска  нового займа, принятия новых обязательств. Используются три способа рефинансирования государственного долга: замена обязательств (с согласия их держателей) с истекшими  сроками погашения на новые, по сумме  эквивалентные погашаемым; досрочная  замена одних обязательств на другие с более длительными сроками  погашения; размещение (продажа) новых  облигаций и за счет вырученных средств  погашение облигаций с истекшими  сроками погашения.

Другой  способ - выкуп долга. В случаях, когда  государства-должники могут располагать  значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные  долги, что позволяет сократить  общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно  относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш  от этого получают, во-первых, наихудшие  заемщики, долги которых торгуются  с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

Секьюритизация  долга - переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая  ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы: иностранные облигации - эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства, и еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

Приведенные методы управления государственным  долгом в своей основе базируются на переговорном процессе. Они относятся  к рыночным методам управления государственным  долгом и широко используются развитыми  странами и международными финансовыми  организациями. Наряду с рыночными  методами управления, мировая практика использует и внерыночные (административные) методы управления на основе одностороннего принятия эмитентом управленческого  решения по долговым обязательствам. К административным методам относятся  конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание, аннулирование  долга.

Четыре  основных схемы реструктуризации суверенного  долга:

  • обмен одних долговых обязательств на другие (схема "облигации-облигации");
  • обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации (схема "облигации-акции");
  • досрочный выкуп долговых обязательств с дисконтом (схема "выкуп"), списание части долговых обязательств.

1. Схема  "облигации-облигации"

Наиболее популярной схемой реструктуризации долгов в последнее десятилетие стал обмен "проблемных" долговых обязательств на новые. Самым распространенным способом проведения подобных сделок является так называемый "план Бреди" (по имени главы казначейства США, впервые выступившего с такой инициативой в 1989 г.). Основание же для реализации этой схемы в той или иной стране - согласование правительством этого государства программы экономических действий с МВФ.

Впервые схема "облигации-облигации" была применена в 1989 г. в Мексике. Тогда кредиторам было предложено на выбор три варианта реструктуризации задолженности.

Первый вариант предполагал обмен имеющихся у инвесторов долговых обязательств по номинальной стоимости на 30-летние облигации с одновременным списанием 35% от суммы задолженности.

Второй  вариант предусматривал обмен долгов по их номинальной стоимости на 30-летние облигации с фиксированным полугодовым  купонным доходом - 6.25% годовых в  долларах США, 6.63% - во французских франках, 5.31% - в немецких марках, 10.75% - в итальянских  лирах, 3.85% - в японских иенах.

Третья возможность заключалась в том, что банки могли использовать до 125% замороженных средств - "замороженная" сумма плюс компенсация в 25% от нее - без учета долгов, подвергшихся реструктуризации по первому или второму сценарию, в качестве новых кредитных ресурсов по истечении четырехлетнего периода.

Информация о работе Государственный долг и его влияние на экономическую стабильность