Государственный долг: понятия, виды, причины и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
- раскрытие сущности государственного долга, его экономического значения;
- анализ состояния государственной задолженности;
- исследование тенденций изменения ситуации в будущем.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………...4
1. Теоретико-методологический подход к определению государственного долга………………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие, виды государственного долга и причины его возникновения ......5
1.2 Государственный долг и бюджетный дефицит ……………………………...8
1.3 Социально-экономические последствия государственного долга………....12
1.4 Управление государственным долгом……………………………………….14
2 .Анализ задолженностей государственного долга Республики Беларусь ......17
2.1 Исчисление государственного долга. Анализ задолженности государственного долга за 2009-2011 гг ...………………………………………17
2.2 Проблемы государственного долга и предложения по их решению….…...20

Заключение ………………………………………………………………………..24

Список использованных источников ……………………………........................26
Приложение А. Внешний государственный долг Республики Беларусь
за 2007 – 2011 гг……….……………………………………………………….…27
Приложение Б. .Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь 2010-2011гг ………..………..28
Приложение В. Внутренний государственный долг Республики Беларусь за 2008- 2011 гг .……………………………………………………………….........29

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

бюджета в условиях полной занятости.

3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

4.  Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего

дефицита и всей суммой выплат по долгу.

5.  Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета,

обусловленный квазифискальной деятельностью государства.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.  Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени. Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.[12,с 124]

Ежегодно балансируемый  бюджет – это бюджет, который  должен быть сбалансирован в пределах каждого года или даже месяца. Но ежегодное балансирование снижает  или вовсе исключает эффективность  фискальной политики государства. Так, в периоды спада и длительной безработицы доходы населения падают, следовательно, уменьшаются и налоговые поступления в бюджет. Государство в этом случае для балансирования бюджета должно либо увеличить налоги, либо снизить расходы, что приведёт  к уменьшению совокупного спроса. В другом случае  в условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются и налоговые поступления. Для уменьшения поступлений государство должно либо снизить налоговые ставки, либо увеличить государственные расходы. Но обе это меры или их сочетания приведут к росту деловой активности, занятости и в конечном счёте не уменьшат инфляцию. Следовательно, ежегодное балансирование бюджета с помощью оперативного государственного регулирования доходов не обеспечивает стабильности экономики в длительном периоде.

Вторая - концепция циклического балансирования (бюджет балансируется в ходе экономического цикла – в течение спада производства в бюджете автоматически через внутренние стабилизаторы) предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно балансирует бюджет. Что бы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т. е. сознательно идёт на допущение дефицита бюджета. Затем в период экономического роста проводит противоположную политику, а возникшее положительное сальдо бюджета использует для возмещения предыдущего дефицита. Но проблема в данной концепции состоит в том, что подъёмы и спады в экономическом цикле не совпадают во времени, не одинаковы по глубине, а реакция агентов (субъектов) не равнозначна на фискальные меры государства.

Суть концепции функциональных финансов в том, что государство  должно заботиться не о балансировании, а о макроэкономической стабильности экономики. Сторонники данной концепции  считают, сто поступления в бюджет будут увеличиваться автоматически по мере экономического подъёма( политики встроенных стабилизаторов) , а, значит, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться. Кроме того, права и возможности правительства по выпуску займов и эмиссии денег безграничны, и они могут практически финансировать любой дефицит. Считается также, что при большом объёме национального богатства, в том числе и у населения, проблема государственного долга не является обременительной и острой для национальной экономики.

Государство в своей  финансовой политике периодически использует все концепции.[6, с 261-262 ]

Бюджетные дефициты и  излишки исчисляются в процентах  ВВП. Считается, что дефицит бюджета не должен превышать 3-4 % ВВП. В развитых странах мира он составляет около2-3%ВВП.[15]

Во многих странах  мира имеет место хронический  дефицит государственных бюджетов. Это связано  во- первых: с колебаниями хозяйственной конъюнктуры, а именно со спадом производства и, как следствие, сокращения налоговых поступлений. В первом случае бюджетный дефицит называется активным. Дефицит же, вызванный сокращением государственных доходов, называется пассивным.

Мировая экономии знает четыре способа борьбы с бюджетным дефицитом:

1) сокращение бюджетных расходов

2) изыскание источников дополнительных доходов

3) выпуск( эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов.

4) одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и международных финансовых организаций,

Имеется ещё способ борьбы с дефицитом – это секвестр, который заключается в пропорциональном снижении расходов (на 10-15%) по всем статьям бюджета (кроме защищённых) до завершения бюджетного года. Однако это не белее чем технические процедуры, первые же четыре – экономические меры. Сокращение бюджетных расходов – это самый простой. Но и самый болезненный путь, ибо государство финансирует те нужды общества, которые не могут быть охвачены рынком в силу их неприбыльности. Речь идёт о сокращении  социальной помощи, расходов на науку, образование, здравоохранение, оборону страны.

Изыскание источников дополнительных доходов возможно в основном за счёт налоговых поступлений, рост которых зависит от доходов юридических и физических лиц. Когда расходы возрастают за счёт инфляции, то одновременно с этим увеличиваются и расходы бюджета. причём расходы бюджета возрастают быстрее, чем налоговые поступления, и в результате дефицит не сокращается, а увеличивается.

Выпуск необеспеченных денег – это самый легкий, но и самый опасный способ « затыкания дыр» в бюджете. Государству легко напечатать много новых денег, но это приведёт к инфляции и товарному дефициту, ели государство попытается установить ограничение на рост цен.

Одалживание денег составляет государственный  долг, или задолженность государства. [7, с 215]

 

 

 

 

1.3 Социально-экономические последствия государственного долга

 

 

Для растущей экономики государственный  долг, порожденный крупным бюджетными дефицитами, не представляет большой опасности. Однако он может негативно повлиять на состояние национальной экономики в целом, являясь её антистимулом. Ибо процентные выплаты по государственному долгу часто финансируются  из сумм новых налоговых поступлений, а дополнительные налоги могут погасить стремление к инновациям, инвестициям и мотивации к труду. Кроме того государственный долг вызывает эффект вытеснения. Суть этого эффекта заключается в следующем: государство, беря в долг у населения, предъявляет спрос не деньги; это увеличение спроса на деньги вызывает рост ставок процента, что в свою очередь сокращает , вытесняет частные инвестиции. Если же бюджетный долг финансируется за счёт займов, полученных у центрально банка - происходит монетизация государственных расходов, т. е. возникает кредитная эмиссия, и поэтому усиливается инфляция. Следовательно, бюджетный дефицит оказывает дестабилизирующее влияние на функционирование национального хозяйства.

Ещё одна опасность государственного долга – опасность спирали «государственный долг- бюджетный дефицит»: если процентные выплаты по государственному долгу финансируются за счёт роста бюджетного дефицита, то это большой бюджетный дефицит порождает ещё более значительный государственный долг. В итоге экономика оказывается в тисках растущего бюджетного дефицита и государственного долга. Поэтому основное требование бюджетной политики - жизнь по средствам.[7, с 217]

Для воздействия  большого государственного долга на состояние экономики в долгом периоде характерны следующие последствия:

  1. происходит вымывание частного капитала, что ведёт к замедлению темпов роста потенциального выпуска;
  2. усиление налогового пресса для обслуживания государственного долга подавляет стимулы к труду;
  3. возникающая необходимость обслуживания внешнего долга ведёт к утечке финансовых ресурсов из страны, сокращает потребление и инвестиции в национальной экономике.[4, с 388]

Каждое из указанных  последствий затрудняет реализацию основной макроэкономической цели - обеспечение высоких устойчивых темпов экономического роста. Вместе с тем, учитывая все указанные отрицательные последствия, при оценке масштабов государственного долга и степени его воздействия на национальную экономику следует основываться не на абсолютной величине долга, а на соотношении последней с величиной ВВП.

Величина государственного долга не должна превышать размеры  ВВП более чем в два раза, в противном случае слишком большие  ресурсы будут направляться на его обслуживание, что негативно скажется на развитии экономики. Если вложения средств государственного заимствования приносят доходы, превышающие сумму долга и выплаты по нему процентов, то, значит, эти средства используются эффективно. Минимальным критерием эффективности использования заемных средств является величина процента по долгу. Если данное условие не выполняется, то требуется привлечения других источников для выплат процентов по долгу во избежание штрафных санкций за задержку выплат. [15]

Если доходы от размещения государственного долга  недостаточны для его погашения, то государство может:

- отказаться от долга полностью или частично;

- использовать новые заимствования для выплаты прежних долгов;

-  пролонгировать долг;

-  продать безнадежные долги.

В случае отказа от долгов государство не сможет рассчитывать на кредиты в перспективе. Использование  новых заимствований для выплаты  старых долгов ведет к дальнейшему  росту государственного долга. Применение пролонгирования продлевает сроки выплаты государственного долга, но суммы процентов при этом возрастают, поскольку процент придется выплачивать не только по сумме долга, но и по величине не выплаченного процента.

Безнадежные долги  возникают вследствие того, что ранее  стана предоставила кредиты другим странам, которые в настоящее время не могут по ним рассчитаться. Хотя безнадежные долги продаются данной страной по значительно меньшей стоимости, их реализация позволяет выручить определенные средства для погашения государственного долга.[3,с 175]

В целях нейтрализации  данных негативных последствий государство  должно ужесточать денежно-кредитную  и налоговую политику в период увеличения государственного долга, и  смягчать ее по мере сокращения последнего.[5, с.98]

 

 

 

 

1.4 Управление государственным долгом.

 

Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга [8,с 237]; совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов[9, с 642].

Цель управления государственным долгом — нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

 Выплата доходов по займам  и их погашение  обычно производится  за счет

бюджетных средств. Выплаты выигрышей, процентов и  сумм  по погашению займов составляют основную долю расходов  по управлению государственным долгом. Сюда относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей и некоторые другие расходы.[8, с 237]

Заботясь о повышении эффективности государственного кредита, правительство стремится к снижению всей совокупности расходов, что иногда достигается за счет специальных мер, в частности:

1. конверсии, консолидации, унификации, рефинансирование, обмен облигаций по регрессивному соглашению;

2.   отсрочки  погашения долга;

3.   аннулирования  займа.

Конверсия государственных займов предполагает изменение первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашений). Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа. Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.

Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов

Информация о работе Государственный долг: понятия, виды, причины и социально-экономические последствия