Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:30, курсовая работа
Целью данной работы является:
- раскрытие сущности государственного долга, его экономического значения;
- анализ состояния государственной задолженности;
- исследование тенденций изменения ситуации в будущем.
Введение …………………………………………………………………………...4
1. Теоретико-методологический подход к определению государственного долга………………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие, виды государственного долга и причины его возникновения ......5
1.2 Государственный долг и бюджетный дефицит ……………………………...8
1.3 Социально-экономические последствия государственного долга………....12
1.4 Управление государственным долгом……………………………………….14
2 .Анализ задолженностей государственного долга Республики Беларусь ......17
2.1 Исчисление государственного долга. Анализ задолженности государственного долга за 2009-2011 гг ...………………………………………17
2.2 Проблемы государственного долга и предложения по их решению….…...20
Заключение ………………………………………………………………………..24
Список использованных источников ……………………………........................26
Приложение А. Внешний государственный долг Республики Беларусь
за 2007 – 2011 гг……….……………………………………………………….…27
Приложение Б. .Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь 2010-2011гг ………..………..28
Приложение В. Внутренний государственный долг Республики Беларусь за 2008- 2011 гг .……………………………………………………………….........29
Сокращение бюджетного дефицита и роста государственного долга должно предусматривать следующие меры:
1) повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета;
2) дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, (рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование).
3) расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в повышении производительности труда, рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов;
4) развитие территориально-
5) оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли экономики должны решать задачи структурной ее перестройки, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Изменение в политике бюджетного финансирования отраслей экономики в целом должны осуществляться по пути постепенного сокращения направления бюджетных ресурсов в сферу материального производства. Этот процесс должен осуществляться одновременно с развитием и укреплением хозяйственного расчета и самофинансирования предприятий. Высвободившиеся средства могут быть направлены на развитие социальной сферы, решение ряда задач, связанных с повышением жизненного уровня населения;
6) в целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление и т.п. Это позволит профинансировать в начальный период развития рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения;
7) сохранение финансирования
лишь важнейших социальных
8) совершенствование
планирования и развитие
9) корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;
10) составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;
11) развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;
12) принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решаются сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит и увеличиваются платежи в бюджет[6,с.269 ]
Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита и государственного долга, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.
Принимая во внимание этот факт, считаем целесообразным внести некоторые уточнения в практику бюджетного планирования. В частности, из общего объема государственных расходов выделить расходы, не покрываемые реальными доходами с указанием целевого их направления.
Это значит, что расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются за балансом бюджета в расходной его части и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов либо привлеченных средств (кредитов, займов, выпуска денег), а оставшиеся расходы сбалансируются с доходами.
Не должно быть никаких принципиальных различий между государством и всеми другими категориями заемщиков. Государство обязано возвращать взятые в долг ресурсы. Это предъявляет определенные требования к выбору объектов финансирования. Направляя средства на инвестиции, надо быть уверенным, что они будут окупаемы. Одновременно необходимо установить жесткий контроль не только за использованием средств, направленных на капитальные вложения, но и за доходом (прибылью), полученным от вложения инвестиций. Имеется в виду, что с момента получения объектом прибыли, она должна участвовать в погашении государственного долга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировая финансовая система приобрела долговой характер. В мире не осталось государств, за исключением некоторых стран-экспортеров нефти, не имеющих внешней задолженности. Итак, государственный долг – это общий размер задолженности федерального правительства гражданам и организациями своей страны. Он выступает в двух видах: внутреннем и внешнем.
Внешний государственный долг – задолженность федерального правительства страны гражданам и организациям других стран. Сущность внешнего долга многогранна. Привлечение внешних ресурсов является возможностью дополнительного финансирования национальной экономики. Также внешние займы являются неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита.
Внутренний государственный долг – задолженность федерального правительства гражданам и организациям своей страны (займы, выпускаемые в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь; кредитов Национального банка Республики Беларусь; других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь).
Известно, что государственный
долг корнями уходит в
Динамика государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга сопровождается расширением денежной массы за счет работы печатного станка, расходованием сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к сжатию денежной массы, которое снижает темпы экономического роста.
В настоящее время показатели величины государственного долга не вызывают опасений по поводу долговой безопасности государства, и в дальнейшем мы должны избегать использования иностранных кредитов, с другой -- участие иностранного капитала в экономике страны должно быть более широким, быстрая экономическая трансформация без внешней финансовой помощи невозможна.
Наше Государство должно усилить свои функции по регулированию экономических и социальных процессов в обществе, выработать программу эффективных действий, противостоящих развитию и увеличению государственного долга. Бюджетный дефицит должен стать случайным явлением и финансироваться за счет резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недостаточности - привлеченных ресурсов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. “О внутреннем государственном долге Республики Беларусь”. Закон Республики Беларусь от 27 мая 1993 г. №2328
2. "О внешнем государственном долге Республики Беларусь". Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998 г. №170-З
3. Агапова Т. А. Макроэкономика: Учебник/Т. А. Агапова им.,М. В. Ломоносова, С. Ф. Серёгина. - Москва, 2002- 380 c.
4. Антипина В. И. Экономическая теория: Учебник/В. И. Антипина, И.Э. Белоусова и др., -Минск, 2007
5. Бардхов Г. Особенности организации вторичного рынка государственных
ценных бумаг в Республике Беларусь; Банковский вестник/ Г.Бардхов 1998 г.
6. Базылев Н. И. Экономическая теория»: Учебное пособие /Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М.Н. Базылева и др.
7. Бутырскова Т. С. Экономика: Учебное пособие/ Т.С. Бутырскова и др; под ред. К. И. Вахитова, Т. С. Ванеркиной. - Минск: ЗАО Издательство « Экономика, 2004
8. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник/ В. Я. Иохин – Москва: Экономист, 2004
9. Корнеев В.Е.Стабилизация государственного долга: проблемы и пути решения /В. Е. Корнеев :- Минск: Веснiк БДЭУ, 2004
10. Кравцовой Г. И. Деньги, кредит, банки: под общей редакцией Г.И.Кравцовой,- Минск: ООО “Мисанта”, 1997
11. Лобковича Э. И. Курс экономической теории. Конспект лекции / под редакцией Э.И.Лобковича.- Минск, 1997г.
12. Лутохиной Э. А. Макроэкономика: социально-ориентированный подход под редакцией Э. А. Лутохиной.- Минск ,2005
13. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов/С. С. Носова Издательская торговая корпорация « Дашков и К ».
14. Романовской М. В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/ М. В. Романовской и др. - Минск, 2001
15. naviny.by [Электронный ресурс], Статья «Внешний и внутренний государственный долг Республики Беларусь»
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Внешний государственный долг Республики Беларусь ( млн. долл. США) | ||||||
01.01.08 г. |
01.01.08 г. |
01.01.08 г. |
01.01.10 г. |
01.10.10 г. |
01.01.11г. | |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь) |
545 |
517,205 |
2 100,35 |
3 588,8 |
6 074 ,1 |
9 687,2 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь |
283,3
|
304,75 |
266,35 |
130,1 |
117,1 |
201,0 |
Всего |
828,3 |
821,955 |
2 366,7 |
3 718,9 |
6 191 ,2 |
9 888,2 |
Таблица № 1
Примечание - Источник: [собственная разработка на основе [15]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица № 2
Показатели кредитоспособности по
внешнему государственному долгу Республики
Беларусь | |||
Показатели кредитоспособности |
Норматив МБРР. |
01.01.2010 г. |
01.01.2011 г. |
отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, % |
220% |
31,8 |
32,5 |
отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, % |
50% |
16,5 |
17,8 |
отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, % |
25% |
1,3 |
2,6 |
Примечание - Источник: [собственная разработка на основе [15]
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица № 3
Внутренний государственный долг Республики Беларусь ( млн. Br. руб.) | |||||
01.01.09 г. |
01.07.09 г. |
01.01.10 г. |
01.03.10 г. |
01.08.11 г. | |
Задолженность, uарантированная Правительством |
1 807 030,0 |
1 785 600,0 |
2 759 623,39 |
2 765 153,7 |
3 560 086 |
Задолженность Центрального Правительства |
4 440 400,0 |
4 449 300,0 |
5 817 452,1 |
5 731 479,9 |
6 285 568 |
Всего
|
6 247 430,0 |
6 234 900,0 |
8 410 661,4 |
8 496 633,6 |
9 845 654,3 |
Примечание - Источник: [собственная разработка на основе [15]