Государственный долг: понятия, виды, причины и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
- раскрытие сущности государственного долга, его экономического значения;
- анализ состояния государственной задолженности;
- исследование тенденций изменения ситуации в будущем.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………...4
1. Теоретико-методологический подход к определению государственного долга………………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие, виды государственного долга и причины его возникновения ......5
1.2 Государственный долг и бюджетный дефицит ……………………………...8
1.3 Социально-экономические последствия государственного долга………....12
1.4 Управление государственным долгом……………………………………….14
2 .Анализ задолженностей государственного долга Республики Беларусь ......17
2.1 Исчисление государственного долга. Анализ задолженности государственного долга за 2009-2011 гг ...………………………………………17
2.2 Проблемы государственного долга и предложения по их решению….…...20

Заключение ………………………………………………………………………..24

Список использованных источников ……………………………........................26
Приложение А. Внешний государственный долг Республики Беларусь
за 2007 – 2011 гг……….……………………………………………………….…27
Приложение Б. .Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь 2010-2011гг ………..………..28
Приложение В. Внутренний государственный долг Республики Беларусь за 2008- 2011 гг .……………………………………………………………….........29

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Сокращение бюджетного дефицита и роста государственного долга должно предусматривать следующие меры:

1) повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета;

2) дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, (рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование).

3) расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в повышении производительности труда, рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов;

4) развитие территориально-регионального  хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти.

5) оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли экономики должны решать задачи структурной ее перестройки, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Изменение в политике бюджетного финансирования отраслей экономики в целом должны осуществляться по пути постепенного сокращения направления бюджетных ресурсов в сферу материального производства. Этот процесс должен осуществляться одновременно с развитием и укреплением хозяйственного расчета и самофинансирования предприятий. Высвободившиеся средства могут быть направлены на развитие социальной сферы, решение ряда задач, связанных с повышением жизненного уровня населения;

6) в целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление и т.п. Это позволит профинансировать в начальный период развития рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения;

7) сохранение финансирования  лишь важнейших социальных программ;

8) совершенствование  планирования и развитие системы  платных услуг в непроизводственной сфере. Здесь весьма своевременным является переход к планированию расходов учреждений непроизводственной сферы по научно обоснованным финансовым нормативам, скорректированным с учетом возможностей бюджета - нормативам бюджетной обеспеченности. При этом определенная часть расходов в непроизводственной сфере должна покрываться за счет внебюджетных источников, прежде всего, доходов от оказания платных услуг населению;

9) корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;

10) составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;

11) развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;

12) принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решаются сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит и увеличиваются платежи в бюджет[6,с.269 ]

Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита и государственного долга, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

Принимая во внимание этот факт, считаем целесообразным внести некоторые уточнения в практику бюджетного планирования. В частности, из общего объема государственных расходов выделить расходы, не покрываемые реальными доходами с указанием целевого их направления.

Это значит, что  расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются за балансом бюджета в расходной его части и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов либо привлеченных средств (кредитов, займов, выпуска денег), а оставшиеся расходы сбалансируются с доходами.

Не должно быть никаких  принципиальных различий между государством и всеми другими категориями заемщиков. Государство обязано возвращать взятые в долг ресурсы. Это предъявляет определенные требования к выбору объектов финансирования. Направляя средства на инвестиции, надо быть уверенным, что они будут окупаемы. Одновременно необходимо установить жесткий контроль не только за использованием средств, направленных на капитальные вложения, но и за доходом (прибылью), полученным от вложения инвестиций. Имеется в виду, что с момента получения объектом прибыли, она должна участвовать в погашении государственного долга.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мировая финансовая система приобрела долговой характер. В мире не осталось государств, за исключением некоторых стран-экспортеров нефти, не имеющих внешней задолженности. Итак, государственный долг – это общий размер задолженности федерального правительства гражданам и организациями своей страны. Он выступает в двух видах: внутреннем и внешнем.

Внешний государственный  долг – задолженность федерального правительства страны гражданам  и организациям других стран. Сущность внешнего долга многогранна. Привлечение внешних ресурсов является возможностью дополнительного финансирования национальной экономики. Также внешние займы являются неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита.

Внутренний государственный  долг – задолженность федерального правительства гражданам  и организациям своей страны (займы, выпускаемые в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь; кредитов Национального банка Республики Беларусь; других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь).

 Известно, что государственный  долг корнями уходит в бюджетный  дефицит страны. Бюджетный дефицит- это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом, государственный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей гособлигаций (ценных бумаг государственного заимствования).

Динамика государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга сопровождается расширением денежной массы за счет работы печатного станка, расходованием сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к сжатию денежной массы, которое снижает темпы экономического роста.

В настоящее время  показатели величины государственного долга не вызывают опасений по поводу долговой безопасности государства, и в дальнейшем мы должны избегать использования иностранных кредитов, с другой -- участие иностранного капитала в экономике страны должно быть более широким, быстрая экономическая трансформация без внешней финансовой помощи невозможна.

Наше Государство должно усилить свои функции по регулированию экономических и социальных процессов в обществе, выработать программу эффективных действий, противостоящих развитию и увеличению государственного долга. Бюджетный дефицит  должен стать случайным явлением и финансироваться за счет резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недостаточности - привлеченных ресурсов.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. “О внутреннем государственном долге Республики Беларусь”. Закон Республики Беларусь от 27 мая 1993 г. №2328

2. "О внешнем государственном долге Республики Беларусь". Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998 г. №170-З

3. Агапова Т. А. Макроэкономика: Учебник/Т. А. Агапова им.,М. В. Ломоносова, С. Ф. Серёгина. - Москва, 2002- 380 c.

4. Антипина В. И. Экономическая теория: Учебник/В. И. Антипина, И.Э. Белоусова и др., -Минск, 2007

5. Бардхов Г. Особенности организации вторичного рынка государственных

ценных бумаг в Республике Беларусь; Банковский вестник/ Г.Бардхов 1998 г.

6. Базылев Н. И. Экономическая теория»: Учебное пособие /Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М.Н. Базылева и др.

7. Бутырскова Т. С. Экономика: Учебное пособие/ Т.С. Бутырскова и др; под ред. К. И. Вахитова, Т. С. Ванеркиной. - Минск: ЗАО Издательство « Экономика, 2004

8. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник/ В. Я. Иохин – Москва: Экономист, 2004

9.  Корнеев В.Е.Стабилизация государственного долга: проблемы и пути решения /В. Е. Корнеев :- Минск: Веснiк БДЭУ, 2004

10.  Кравцовой Г. И. Деньги, кредит, банки: под общей редакцией Г.И.Кравцовой,- Минск: ООО “Мисанта”, 1997

11. Лобковича Э. И. Курс экономической теории. Конспект лекции / под редакцией Э.И.Лобковича.- Минск, 1997г.

12. Лутохиной Э. А. Макроэкономика: социально-ориентированный подход под редакцией  Э. А. Лутохиной.- Минск ,2005

13. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов/С. С. Носова Издательская  торговая корпорация « Дашков и К ».

14. Романовской М. В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/ М. В. Романовской и др. - Минск, 2001

15. naviny.by [Электронный ресурс], Статья «Внешний и внутренний государственный долг Республики Беларусь»

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

Внешний государственный  долг  Республики Беларусь

( млн. долл. США)

 

01.01.08 г.

01.01.08 г.

01.01.08 г.

01.01.10 г.

01.10.10 г.

01.01.11г.

 

Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь)

 

 

 

545

 

 

 

517,205

 

 

 

2 100,35

 

 

 

3 588,8

 

 

 

6 074 ,1

 

 

 

9 687,2

 

Кредиты, привлеченные резидентами  под гарантии Правительства Республики Беларусь

 

 

 

283,3

 

 

 

 

304,75

 

 

 

266,35

 

 

 

130,1

 

 

 

117,1

 

 

 

  201,0

 

Всего

 

828,3

 

821,955

 

2 366,7

 

3 718,9

 

6 191 ,2

 

 9 888,2




Таблица № 1

 

 

 

Примечание - Источник: [собственная разработка на основе [15]

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица № 2

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь  
(млн. Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь ( млн. долл. США)

 

Показатели кредитоспособности

 

Норматив МБРР.

 

01.01.2010 г.

 

01.01.2011 г.

отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и  услуг, %

220%

31,8

 

 

32,5

отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, %

50%

16,5

 

 

17,8

отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров  и услуг, %

25%

1,3

 

2,6


 

 

Примечание - Источник: [собственная разработка на основе [15]

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Таблица № 3

 

 

Внутренний  государственный долг Республики Беларусь

( млн. Br. руб.)

 

01.01.09 г.

01.07.09 г.

01.01.10 г.

01.03.10 г.

01.08.11 г.

Задолженность, uарантированная Правительством

 

1 807 030,0

 

1 785 600,0

 

2 759 623,39

 

2 765 153,7

 

3 560 086

Задолженность Центрального Правительства

 

4 440 400,0

 

4 449 300,0

 

5 817 452,1

 

5 731 479,9

 

6 285 568

 

Всего

 

 

6 247 430,0

 

6 234 900,0

 

8 410 661,4

 

8 496 633,6

 

9 845 654,3


 

Примечание - Источник: [собственная разработка на основе [15]

 


Информация о работе Государственный долг: понятия, виды, причины и социально-экономические последствия