Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.

Содержание работы

Введение - 3 -
1. Содержание государственного долга, его экономические и финансовые последствия. - 6 -
2. Внутренний государственный долг - 11 -
3. Внешний государственный долг - 17 -
4. Управление государственным долгом, его основные проблемы в Российской Федерации. - 23 -
Заключение - 32 -
Список использованной литературы - 34 -

Файлы: 1 файл

Государственный долг.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно выделить пять этапов развития российского рынка внутреннего долга. 1 этап  связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования ЦБ РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций. Этап 2 обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов. 3 этап  определяется системным финансовым кризисом, 4 этап - характеризуется постепенным преодолением. 5 - представляет современное развитие рынка внутреннего долга.

Государственный внутренний долг РФ на 1 ноября 2003 года составил 660,37 млрд. руб., уменьшившись за месяц на 9,31 млрд. руб.

 На 1 января 2004 года - 663,53 млрд. руб., увеличившись за месяц  на 3,16 млрд. руб.    

Государственный внутренний долг РФ на 1 марта 2004 года составил 685,506 млрд. руб., увеличившись за месяц на 13,897 млрд. руб. 
Финансирование расходов на обслуживание государственного внутреннего долга РФ в январе - августе 2005 года составили 33,4 млрд. руб. Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006г составил порядка 850 млрд. руб. против 756,82 млрд. руб. на 1 января 2005г

На 3 апреля 2006 года объем  внутреннего долга, выраженного  в государственных бумагах, составил 880 572,443 млн. руб., тогда как по состоянию на 1 января 2005 года он составлял 756820,0 млн. рублей. Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга за этот период составило 14,5 % или 123752,443 млн. руб.

По состоянию на 1 января 2008 года внутренний государственный  долг составил 1 301.2 млрд. руб. , а на 01.01.209 года – составил более 1 800 млрд. руб.

 

Таблица 1

Год погашения

По  видам долговых обязательств (в млрд. руб.)

ВСЕГО (в млрд. руб.)

ОФЗ-ПД

ОФЗ-ФК

ОФЗ-АД

ГСО-ФПС

ГСО-ППС

2009

41.011

33.828

18.649

   

93.488

2010

83,330

 

47,794

 

35,000

166,124

2011

78,771

 

31,000

 

0.415

110.186

2012

84,237

 

31.000

   

115.237

2013

42,650

 

2.600

   

45.250

2014

   

7.420

   

7.420

2015

   

47.420

   

47.420

2016

   

47.420

   

47.420

2017

   

56.417

   

56.417

2018

   

105.796

   

105.796

2019

   

53.124

   

53.124

2020

   

51.680

   

51.680

2021

   

74.573

   

74.573

2022

   

35.111

52.000

 

87.111

2023

   

34.111

39.000

 

73.111

2024

   

18.000

41.000

 

59.000

2025

   

19.000

   

19.000

2026

   

22.000

   

22.000

2027

   

20.000

   

20.000

2028

   

23.000

   

23.000

2029-2033

           

2034

   

29.228

   

29.228

2035

   

58.455

   

58.455

2036

   

29.228

   

29.228

ИТОГО

329.999

33.828

882.026

132.000

35.415

413.268


За прошедший год  доли облигаций нерыночного займа, краткосрочных облигаций и ОФЗ  с переменным купонным доходом отсутствовали  на рынке внутреннего долга, при этом на 9 процентных пунктов (п.п.) увеличился удельный вес ОФЗ с постоянным купонным доходом, а доля ОФЗ с фиксированным купонным доходом снизилась на 8 п.п. Соответственно прирост удельного веса ОФЗ с амортизацией долга составил 1 п.п. Увеличение внутреннего долга, наблюдающееся на протяжении последних лет, происходит в основном за счет прироста объема задолженности выраженной ОФЗ-АД, которая является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим хорошей ликвидностью.

В структуре погашения  долга относительно ровная кривая складывается после 2022 года. ( таблица 1) Часть, относящаяся к 2020-2030 гг., - это портфель ЦБ, который переоформили в ОФЗ. Рассмотрим подробнее стратегию правительства  в сфере внутреннего долга.

В апреле 2005г. Правительство  РФ рассмотрело долговую стратегию  на 2006-2010 гг., госдолг РФ и совокупный государственный долг должен уменьшаться  по отношению к ВВП, при этом доля государственного внутреннего долга  должна расти. Следующая позиция - развитие национального рынка государственных ценных бумаг и сохранение консервативной политики в области государственных заимствований, позволяющей не только привлекать средства на рынке, но и использовать ресурсы стабфонда для погашения текущего внешнего долга. Меняется структура долга. Правительство постепенно приближаемся цели: привести соотношение внутреннего и внешнего долга к значениям 50/50.

Стремительный рост объема долга, критической величины расходов на его обслуживание заставляет искать первопричины подобной динамики.

Если рассматривать заимствования Украины, то государственный внутренний долг Украины на март 2009 года составил 44.846.547,59 тыс.гривен. (24,1%) или 5.824.226,96 тыс.долларов США.

Гарантированный государством внутренний долг Украины – 2.000.966,25 тыс.гривен. (1,1%) или 259.865,75 тыс.долларов США.

На основе сказанного выше очевидный вывод состоит  в том, что, сокращая величину внешнего долга, государство не должно осуществлять экспансию внутренних заимствований. Безусловно, это значительно замедлит скорость увеличения удельного веса внутреннего долга в общей структуре долга России, однако это позволит избежать описанных выше негативных последствий. Более того, отказавшись от наращивания внутреннего долга, государство быстрее приблизится к цели обеспечения собственной возможности гарантированно выполнять обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга в будущем независимо от состояния государственного бюджета – первая цель правительственной долговой стратегии.

 

3. Внешний государственный долг

 

ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ - непогашенные прямые договорные обязательства органов государственного управления с фиксированным сроком перед нерезидентами (международными органами развития, зарубежными органами управления, иностранными банками и фирмами). К внешнему долгу относится задолженность: международным организациям развития, органам управления зарубежных государств, банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков. Пересчет в национальную валюту суммы долга, выраженного в иностранной валюте, производится по рыночному курсу, действующему на дату переоценки. Внешние займы увеличивают финансовые ресурсы государства в момент их получения. Привлечение внешних займов может приводить к росту спроса государства на товары и услуги национального производства, если средства направляются на эти цели. Однако займы иностранных государств и международных финансовых организаций могут использоваться на оплату импорта, для погашения ранее взятых займов и процентов по ним или направляться после конвертации в национальную валюту на финансирование расходных статей государственного бюджета, в частности на выплаты населению в виде пенсий, зарплаты работникам бюджетных организаций и т. д. Выплата долга и процентов по его обслуживанию ведут к уменьшению величины валового внутреннего продукта, которая могла бы быть использована на социально-экономическое развитие страны

Размер госдолга в  абсолютном выражении не дает полного  представления о состоянии экономики  и платежеспособности страны. Для  оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема госдолга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет неустойчивую тенденцию. Если в 2002г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2005г. - 14,19% , на 1.10.2008 года данный показатель увеличился до 32%, по состоянию на 1 января 2009 года процент увеличился до 35,6.

Поскольку внешняя задолженность  фиксируется, погашается и обслуживается в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг.

Под государственным  внешним долгом Российской Федерации понимают долг бывшего СССР и новый российский долг.

Внешний долг России складывается из :

•   кредитов Парижского и Лондонского клубов 2 кредиторов;

•   кредитов СССР по двусторонним соглашениям;

•   кредитов, выданных России с 1992 года по двусторонним соглашениям;

•   кредитов международных финансовых организаций (МВФ и МБРР);

•   рыночных займов (еврооблигаций).

Лондонский клуб - в основном представляют частные банки и компании-экспортеры, которые при распаде СССР оказались в положении кредитора по отношению к российским импортерам (тогда еще агентам государства). Парижский клуб кредиторов представлен в основном странами большой семерки, заинтересованными в развитии демократических преобразований в странах бывшего социалистического лагеря.

На мировом рынке  также обращается часть внутреннего  долга России, оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ).

Кредиты международных финансовых организаций характеризуются тем, что они выдавались на покрытие дефицита бюджета, т.е. в буквальном смысле на поддержку рыночных и демократических преобразований в стране, чтобы смягчить удар реформ по уровню жизни населения. В то же время выполнение условий, которыми было обставлено получение этих кредитов, имело общее негативное воздействие на экономическую ситуацию, что привело к серьезному пересмотру отношения общества к рыночным (точнее, либеральным) реформам.

Российское правительство утверждает, что страна не может полностью погашать свои текущие обязательства по внешним долгам. Оно выработало принципы разделения долгов на собственно российские, т.е. возникшие начиная с 1992 г., и советские, образовавшиеся до 1992 г. Правительство готово отвечать полностью по российскому долгу и стремится реструктуризовать советский. До 2000 года долг бывшего СССР значительно превосходил новый российский, сегодня эта разница не столь велика.

Парижский клуб крупнейший кредитор России, причем практически вся задолженность была сформирована в 70- 80-е годы. К середине 80-х, госдолг СССР составлял 35 млрд. долл. За следующие пять лет этот долг возрос вдвое, превысив 70 млрд. долл. К началу 1992 года долг СССР Парижскому клубу составил 37,6 млрд. долларов.

Россия является одной  из главных стран - должников Лондонскому  клубу (после Бразилии, Мексики и  Аргентины). Ее долг перед клубом унаследован  от бывшего СССР и представляет собой  задолженность по межбанковским  кредитам, предоставленным Внешэкономбанку СССР частными коммерческими банками ФРГ, США, Великобритании, Франции, Японии, Италии и других зарубежных стран в советское время, т.е. до 1 января 1992 г., а также по некоторым внешнеторговым векселям того же периода.

Структура государственного внешнего долга по материалам Министерства Финансов РФ представлена в таблице 2.

 

Таблица 2

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации 

по состоянию на 01 января 2009 года

Категория долга

млрд. долларов США

млрд. евро

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

40.5

28.7

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации

1.4

1.0

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1.9

1.3

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ

1.4

1.0

Коммерческая  задолженность бывшего СССР

1.2

1.9

Задолженность перед международными финансовыми организациями

4.5

3.2

Задолженность по еврооблигационным займам

27.7

19.6

Задолженность по ОВГВЗ

1.8

1.3

Предоставление  гарантий Российской Федерации в  иностранной валюте

0.6

0.4


 

Как видно по данным таблицы, наибольший удельный вес занимает долг СССР, принятый Российской Федерацией, а вот долг перед Парижским клубом составляет всего 1.9 млрд. долларов США.

Для погашения внешнего государственного долга, и, прежде всего  Парижскому клубу, был создан в 2004г. Стабилизационный фонд.

Если рассматривать  внешний долг США (государственного и частного сектора), то он по состоянию на март 2008 года составляет около 14 триллионов долларов. А в целом долг  государственного и частного сектора - ГИГАНТСКАЯ СУММА в 100 (!!!) ТРИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ, из них долг государственного сектора составляет 61 трлн. долларов, в том числе Государственный долг США (федерального правительства): более 10 трлн., внешний: 3,05 трлн., внутренний публичный: 2,5 трлн., займы у трастовых фондов: 3,5 трлн.; долг частного сектора: 38,2 трлн. долларов, в том числе долг домохозяйств: 12,8 трлн., корпоративный долг: 9,0 трлн., долг финансового сектора: 14,2 трлн.

Информация о работе Государственный долг