Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:21, курсовая работа
Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.
Введение - 3 -
1. Содержание государственного долга, его экономические и финансовые последствия. - 6 -
2. Внутренний государственный долг - 11 -
3. Внешний государственный долг - 17 -
4. Управление государственным долгом, его основные проблемы в Российской Федерации. - 23 -
Заключение - 32 -
Список использованной литературы - 34 -
Можно выделить пять этапов развития российского рынка внутреннего долга. 1 этап связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования ЦБ РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций. Этап 2 обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов. 3 этап определяется системным финансовым кризисом, 4 этап - характеризуется постепенным преодолением. 5 - представляет современное развитие рынка внутреннего долга.
Государственный внутренний долг РФ на 1 ноября 2003 года составил 660,37 млрд. руб., уменьшившись за месяц на 9,31 млрд. руб.
На 1 января 2004 года - 663,53 млрд. руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд. руб.
Государственный внутренний долг РФ
на 1 марта 2004 года составил 685,506 млрд. руб.,
увеличившись за месяц на 13,897 млрд. руб.
Финансирование расходов на обслуживание
государственного внутреннего долга РФ
в январе - августе 2005 года составили 33,4
млрд. руб. Государственный внутренний
долг РФ на 1 января 2006г составил порядка
850 млрд. руб. против 756,82 млрд. руб. на 1 января
2005г
На 3 апреля 2006 года объем внутреннего долга, выраженного в государственных бумагах, составил 880 572,443 млн. руб., тогда как по состоянию на 1 января 2005 года он составлял 756820,0 млн. рублей. Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга за этот период составило 14,5 % или 123752,443 млн. руб.
По состоянию на 1 января 2008 года внутренний государственный долг составил 1 301.2 млрд. руб. , а на 01.01.209 года – составил более 1 800 млрд. руб.
Таблица 1
Год погашения |
По видам долговых обязательств (в млрд. руб.) |
ВСЕГО (в млрд. руб.) | |||||||
ОФЗ-ПД |
ОФЗ-ФК |
ОФЗ-АД |
ГСО-ФПС |
ГСО-ППС | |||||
2009 |
41.011 |
33.828 |
18.649 |
93.488 | |||||
2010 |
83,330 |
47,794 |
35,000 |
166,124 | |||||
2011 |
78,771 |
31,000 |
0.415 |
110.186 | |||||
2012 |
84,237 |
31.000 |
115.237 | ||||||
2013 |
42,650 |
2.600 |
45.250 | ||||||
2014 |
7.420 |
7.420 | |||||||
2015 |
47.420 |
47.420 | |||||||
2016 |
47.420 |
47.420 | |||||||
2017 |
56.417 |
56.417 | |||||||
2018 |
105.796 |
105.796 | |||||||
2019 |
53.124 |
53.124 | |||||||
2020 |
51.680 |
51.680 | |||||||
2021 |
74.573 |
74.573 | |||||||
2022 |
35.111 |
52.000 |
87.111 | ||||||
2023 |
34.111 |
39.000 |
73.111 | ||||||
2024 |
18.000 |
41.000 |
59.000 | ||||||
2025 |
19.000 |
19.000 | |||||||
2026 |
22.000 |
22.000 | |||||||
2027 |
20.000 |
20.000 | |||||||
2028 |
23.000 |
23.000 | |||||||
2029-2033 |
|||||||||
2034 |
29.228 |
29.228 | |||||||
2035 |
58.455 |
58.455 | |||||||
2036 |
29.228 |
29.228 | |||||||
ИТОГО |
329.999 |
33.828 |
882.026 |
132.000 |
35.415 |
413.268 |
За прошедший год доли облигаций нерыночного займа, краткосрочных облигаций и ОФЗ с переменным купонным доходом отсутствовали на рынке внутреннего долга, при этом на 9 процентных пунктов (п.п.) увеличился удельный вес ОФЗ с постоянным купонным доходом, а доля ОФЗ с фиксированным купонным доходом снизилась на 8 п.п. Соответственно прирост удельного веса ОФЗ с амортизацией долга составил 1 п.п. Увеличение внутреннего долга, наблюдающееся на протяжении последних лет, происходит в основном за счет прироста объема задолженности выраженной ОФЗ-АД, которая является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим хорошей ликвидностью.
В структуре погашения долга относительно ровная кривая складывается после 2022 года. ( таблица 1) Часть, относящаяся к 2020-2030 гг., - это портфель ЦБ, который переоформили в ОФЗ. Рассмотрим подробнее стратегию правительства в сфере внутреннего долга.
В апреле 2005г. Правительство РФ рассмотрело долговую стратегию на 2006-2010 гг., госдолг РФ и совокупный государственный долг должен уменьшаться по отношению к ВВП, при этом доля государственного внутреннего долга должна расти. Следующая позиция - развитие национального рынка государственных ценных бумаг и сохранение консервативной политики в области государственных заимствований, позволяющей не только привлекать средства на рынке, но и использовать ресурсы стабфонда для погашения текущего внешнего долга. Меняется структура долга. Правительство постепенно приближаемся цели: привести соотношение внутреннего и внешнего долга к значениям 50/50.
Стремительный рост объема долга, критической величины расходов на его обслуживание заставляет искать первопричины подобной динамики.
Если рассматривать заимствования Украины, то государственный внутренний долг Украины на март 2009 года составил 44.846.547,59 тыс.гривен. (24,1%) или 5.824.226,96 тыс.долларов США.
Гарантированный государством внутренний долг Украины – 2.000.966,25 тыс.гривен. (1,1%) или 259.865,75 тыс.долларов США.
На основе сказанного выше очевидный вывод состоит в том, что, сокращая величину внешнего долга, государство не должно осуществлять экспансию внутренних заимствований. Безусловно, это значительно замедлит скорость увеличения удельного веса внутреннего долга в общей структуре долга России, однако это позволит избежать описанных выше негативных последствий. Более того, отказавшись от наращивания внутреннего долга, государство быстрее приблизится к цели обеспечения собственной возможности гарантированно выполнять обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга в будущем независимо от состояния государственного бюджета – первая цель правительственной долговой стратегии.
ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ДОЛГ - непогашенные прямые договорные
обязательства органов
Размер госдолга в
абсолютном выражении не дает полного
представления о состоянии
Поскольку внешняя задолженность фиксируется, погашается и обслуживается в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг.
Под государственным внешним долгом Российской Федерации понимают долг бывшего СССР и новый российский долг.
Внешний долг России складывается из :
• кредитов Парижского и Лондонского клубов 2 кредиторов;
• кредитов СССР по двусторонним соглашениям;
• кредитов, выданных России с 1992 года по двусторонним соглашениям;
• кредитов международных финансовых организаций (МВФ и МБРР);
• рыночных займов (еврооблигаций).
Лондонский клуб - в основном представляют частные банки и компании-экспортеры, которые при распаде СССР оказались в положении кредитора по отношению к российским импортерам (тогда еще агентам государства). Парижский клуб кредиторов представлен в основном странами большой семерки, заинтересованными в развитии демократических преобразований в странах бывшего социалистического лагеря.
На мировом рынке также обращается часть внутреннего долга России, оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ).
Кредиты международных финансовых организаций характеризуются тем, что они выдавались на покрытие дефицита бюджета, т.е. в буквальном смысле на поддержку рыночных и демократических преобразований в стране, чтобы смягчить удар реформ по уровню жизни населения. В то же время выполнение условий, которыми было обставлено получение этих кредитов, имело общее негативное воздействие на экономическую ситуацию, что привело к серьезному пересмотру отношения общества к рыночным (точнее, либеральным) реформам.
Российское правительство утверждает, что страна не может полностью погашать свои текущие обязательства по внешним долгам. Оно выработало принципы разделения долгов на собственно российские, т.е. возникшие начиная с 1992 г., и советские, образовавшиеся до 1992 г. Правительство готово отвечать полностью по российскому долгу и стремится реструктуризовать советский. До 2000 года долг бывшего СССР значительно превосходил новый российский, сегодня эта разница не столь велика.
Парижский клуб крупнейший кредитор России, причем практически вся задолженность была сформирована в 70- 80-е годы. К середине 80-х, госдолг СССР составлял 35 млрд. долл. За следующие пять лет этот долг возрос вдвое, превысив 70 млрд. долл. К началу 1992 года долг СССР Парижскому клубу составил 37,6 млрд. долларов.
Россия является одной
из главных стран - должников Лондонскому
клубу (после Бразилии, Мексики и
Аргентины). Ее долг перед клубом унаследован
от бывшего СССР и представляет собой
задолженность по межбанковским
кредитам, предоставленным Внешэкономбанк
Структура государственного внешнего долга по материалам Министерства Финансов РФ представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации
по состоянию на 01 января 2009 года
Категория долга |
млрд. долларов США |
млрд. евро |
Государственный
внешний долг Российской Федерации
(включая обязательства |
40.5 |
28.7 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
1.4 |
1.0 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1.9 |
1.3 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
1.4 |
1.0 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
1.2 |
1.9 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
4.5 |
3.2 |
Задолженность по еврооблигационным займам |
27.7 |
19.6 |
Задолженность по ОВГВЗ |
1.8 |
1.3 |
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте |
0.6 |
0.4 |
Как видно по данным таблицы, наибольший удельный вес занимает долг СССР, принятый Российской Федерацией, а вот долг перед Парижским клубом составляет всего 1.9 млрд. долларов США.
Для погашения внешнего государственного долга, и, прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004г. Стабилизационный фонд.
Если рассматривать внешний долг США (государственного и частного сектора), то он по состоянию на март 2008 года составляет около 14 триллионов долларов. А в целом долг государственного и частного сектора - ГИГАНТСКАЯ СУММА в 100 (!!!) ТРИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ, из них долг государственного сектора составляет 61 трлн. долларов, в том числе Государственный долг США (федерального правительства): более 10 трлн., внешний: 3,05 трлн., внутренний публичный: 2,5 трлн., займы у трастовых фондов: 3,5 трлн.; долг частного сектора: 38,2 трлн. долларов, в том числе долг домохозяйств: 12,8 трлн., корпоративный долг: 9,0 трлн., долг финансового сектора: 14,2 трлн.