Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о государственном долге связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Участие это в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен.
Необходимость государственного вмешательства обусловлена тем, что само по себе действие закона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальной прибыли путем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не в состоянии разрешать макроэкономические проблемы.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Государственный долг: понятие, сущность, виды 3
Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга 6
2.1 Динамика и структура государственного внешнего долга РФ 6
2.2 Динамика и структура внутреннего государственного долга РФ 10
Глава 3. Управление государственным долгом: проблемы и возможности 13
Заключение 15
Список использованной литературы: 16

Файлы: 1 файл

Курсовая. Гос долг.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Показатель "государственный долг/доходы" используется международными финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.

Поскольку внешняя задолженность  фиксируется, погашается и обслуживается  в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности. К первой группе относятся страны, у которых первый показатель выше 80% или превышает 220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 и 132% соответственно.

Валютная составляющая государственного долга для бюджетной системы  страны наиболее опасна, так как  продолжающаяся девальвация национальной валюты неизбежно ведет к удорожанию самого долга и его обслуживания. В 2000 г. удельный вес государственного внешнего долга РФ в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствовала странам с высоким уровнем внешней задолженности. За пределами 2005 г. Россия устойчиво перешла к странам с низким уровнем государственного внешнего долга.

Международные финансовые организации  часто пользуются показателем "резервы/платежи  по внешнему долгу", являющимся, по их мнению, важнейшим индикатором потенциальных  проблем страны с ликвидностью - способностью правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства по внешнему долгу, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки. Критическим значением является уровень в 100%, отражающий равенство официальных резервов и объема срочного в течение года внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того, что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной иностранной валюты. Золотовалютные резервы РФ в 2005г. составили 138,9 млрд. долл., а платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга - 17,15 млрд. долл. Таким образом, "резервы/платежи по внешнему долгу" равны 2,3%, что значительно ниже критического уровня.

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства  бывшего СССР, принятые РФ) складывается из:

1. задолженность перед официальными  кредиторами - членами Парижского  клуба; 

2. задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба;

3. задолженность перед официальными  кредиторами - бывшими странами  СЭВ;

4. коммерческая задолженность бывшего  СССР;

5. задолженность перед международными  финансовыми организациями;

6. задолженность по еврооблигационным займам;

7. задолженность по ОВГВЗ;

8. задолженность по гарантиям  РФ в иностранной валюте.

В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем  долга составляют задолженность по еврооблигационным займам. Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 1 апреля 2010 года 25 487,0 млн. долл. США.

Задолженность перед международными финансовыми организациями на 1 апреля 2010 составляет 3 588,9 млн. долл. Международные финансовые организации - это межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утверждениями странами - членами. Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

1. Международный валютный фонд (МВФ);

2. Международный банк реконструкции  и развития (МБРР);

3. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Данные организации относятся  к специализированным учреждениям  ООН так называемой Бреттон-Вудской  группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный  валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.

По состоянию на 1 апреля 2010 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 1 811,2 млн. долл. США.  Постановлением Правительства "О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР" Министерству финансов Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов.

Облигации внутреннего государственного валютного займа - государственные  ценные бумаги. Выпущены с целью  переоформления задолженности бывшего  СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Задолженность по ОВГВЗ на 1 апреля 2010 года составлял 1 313, 0 млн. долл.

По состоянию на 1 апреля 2010 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 1 265,5 млн. долл. Кроме осуществления денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности.

К обязательствам Российской Федерации  перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками  в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет девятнадцать стран - крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). По состоянию на 1 апреля 2010 года задолженность перед странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 902,0 млн. долл.

Двойственное положение России в Парижском клубе заключается  в том, что она выступает здесь  в качестве должника одних стран  и, одновременно, кредитора других.

Задолженность по кредитам иностранных  коммерческих банков и фирм включает в себя обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. В 2000 г. Российской Федерации  удалось договориться с Лондонским клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую России не удалось осуществить с Парижским клубом. Оставшиеся 2/3 задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким образом задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике.

Коммерческая задолженность является наиболее сложной с точки зрения урегулирования. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются следующие  инструменты: коммерческие кредиты (контракты  с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.

Коммерческая задолженность образовалась в 1989-1991 годах в результате деятельности организаций государственного сектора, выступавших на международных рынках товаров и услуг по поручениям Правительства Российской Федерации, союзных министерств и ведомств, а также в результате операций различных организаций, получивших к тому времени право осуществления внешнеторговой деятельности.

Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности были определены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1994 года №1107, на основании которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление Правительства Российской Федерации "О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами".

В соответствии с указанным Заявлением Правительства  Российской Федерации, в коммерческую задолженность бывшего СССР включаются:

1. контракты с рассрочкой платежа; 

2. краткосрочные  или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;

3. тратты и  векселя с платежом по предъявлении;

4. отзывные  и безотзывные аккредитивы, включая  аккредитивы с рассрочкой платежа; 

5. инкассо; 

6. другие коммерческие  обязательства, которые могут  быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.

К 1 апрелю 2010 года коммерческая задолженность бывшего  СССР составлял 813,2 млн. долл.

Внешняя задолженность - сумма финансовых обязательств государства по иностранным  займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 1 апреля 2010 года составляет 841,0 млн. долл.

В последние годы наметилась тенденция  к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 1998 г. он составил 158,7 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2010 г. снизился до 37,6 млрд. долл.

Для погашения внешнего государственного долга, и прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004 г. Стабилизационный фонд.

Отсутствие серьезной программы  долгосрочного развития экономики  стало одной из главных причин разногласий по поводу использования средств Стабилизационного фонда и широкого разброса соответствующих предложений.

В Государственной Думе неоднократно ставится вопрос о внешнем государственном  долге России. К сожалению, в России до сих пор нет концепции погашения внешнего долга страны. Если во всех программах правительства, начиная с 1992 г., отсутствует концепция внешнеэкономических отношений, то без этого нельзя решить проблемы внешнего долга. Проблемы внешней задолженности государства тесно взаимосвязаны с денежно-кредитной, валютной, финансовой политикой, с платежным балансом, расчетным балансом, развитием экономики, наконец, с процессами, происходящими на внутренних и мировых рынках ссудного капитала.

Следующая проблема относится к  источникам погашения внешнего долга. Обычно они предусматриваются в государственном бюджете, для чего отводится специальная статья. Однако, как уже упоминалось, в последнее время не только бюджет характерен профицитом с 2000 г., но и создан так называемый Стабилизационный фонд в 2004 г., главная функция которого -- погашение внешней задолженности. В настоящее время правительство делает упор на средства из дополнительных источников, а именно -- на средства Стабилизационного фонда. При погашении внешнего государственного долга необходимо соблюдать сроки платежей, хотя поступление дополнительных доходов может и запаздывать. Поэтому дополнительные доходы не гарантируют погашение внешнего долга в установленный срок, хотя это и важный источник. К тому же у государства есть и другие серьезные потребности: повышение жизненного уровня населения, укрепление безопасности страны в условиях обострения международного положения. Правительство рассчитывает использовать значительную часть дополнительных поступлений для погашения внешней задолженности.

В целом можно выделить положительные  моменты в вопросе внешнего долга:

1. снижается общий объем;

2. повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ);

3. снижается долговая нагрузка  на экономику; 

4. из-за благоприятной внешней  конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.

2.2 Динамика и структура внутреннего государственного долга РФ

 

Внутренний долг государственный - финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

В РФ включает в себя долговые обязательства  Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими  лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Структура современного внутреннего долга РФ:

1. Государственные сберегательные  облигации с постоянной процентной  ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), с фиксированной процентной ставкой  купонного дохода (ГСО-ФПС):

2. Облигаций федерального займа  с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Купонные облигации могут выпускаться  с фиксированной процентной ставкой, доход по которой выплачивается  постоянно на протяжении всего срока  обращения облигации. Установление фиксированной процентной ставки возможно при стабильной экономике, когда колебания цен и процентных ставок весьма незначительны. В условиях высоких и резко изменяющихся процентных ставок установление фиксированной номинальной доходности чревато большим риском для эмитента. При снижении процентных ставок эмитент должен будет выплачивать инвесторам доход по ставке, зафиксированной при эмиссии облигаций.

Информация о работе Государственный долг