Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 18:01, курсовая работа
Вопрос о государственном долге связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Участие это в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен.
Необходимость государственного вмешательства обусловлена тем, что само по себе действие закона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальной прибыли путем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не в состоянии разрешать макроэкономические проблемы.
Введение 2
Глава 1. Государственный долг: понятие, сущность, виды 3
Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга 6
2.1 Динамика и структура государственного внешнего долга РФ 6
2.2 Динамика и структура внутреннего государственного долга РФ 10
Глава 3. Управление государственным долгом: проблемы и возможности 13
Заключение 15
Список использованной литературы: 16
Наращивание государственного долга за счет кредитных источников в нынешних экономических условиях преследует по большей части краткосрочные цели, связанные с выполнением текущих обязательств, в то время как эффективное управление государственным долгом требует разделения расходов по источникам их финансирования на текущие и инвестиционные. В этой связи представляется целесообразным определить в законодательных и программных документах, регулирующих вопросы бюджетной политики, разделение расходов на текущие и инвестиционные, предусмотрев соответствующие источники их финансирования. Целесообразно также отразить основные направления, цели и механизмы воздействия государственного долга на макро- и микропоказатели национальной экономики с одновременной реализацией принципа целевого и, желательно, инвестиционного назначения привлекаемых кредитных ресурсов.
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором, например такое двойственное положение Россия занимает в Парижском клубе. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков.
Особое положение в составе государственного долга занимает внутренний государственный долг, который на 1 апреля 2010 года составлял 2094,73 млрд. руб. На протяжении последних нескольких лет на фоне понижающего тренда объема совокупной задолженности в процентах к ВВП страны (с 108,6% ВВП в 1999 г. до 5,8% ВВП в 2008 г.) и сокращения абсолютного размера внешнего долга наблюдался устойчивый рост абсолютного объема государственного внутреннего долга. Что свидетельствовало о расширении внутренних источников дефицитного финансирования государственных расходов, которое неизбежно связано с масштабными эффектами вытеснения частного инвестиционного спроса на капитал.
Также не малое значение имеет и внешний долг РФ. Но целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:
1. снижается общий объем;
2. снижается долговая нагрузка на экономику;
3. из-за благоприятной внешней
конъюнктуры тенденция
В целом можно констатировать, что сложившаяся сегодня ситуация заставляет использовать наращивание государственного долга за счет кредитов на текущее финансирование социальных обязательств государства в ущерб инвестиционному и инновационному развитию национальной экономики, что в перспективе удлиняет фазу ее выхода из кризиса и не позволяет в полной мере осуществлять масштабные структурные преобразования. Именно поэтому является актуальным, сегодня внедрение в практику управления государственным долгом России программно-целевого метода финансирования государственных инвестиционных расходов, в том числе за счет привлекаемых государством кредитных ресурсов. Кредитное финансирование бюджетных дефицитов уже не одно десятилетие является наиболее популярным инструментом экономической политики государств в силу того, что оно позволяет в краткосрочной перспективе снизить политические издержки, связанные с наращиванием государственных расходов без повышения налоговой нагрузки.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 31.07.1998 № 145-ФЗ по состоянию на 1 ноября 2009 г.] - М.: Издательство Юрайт, 2009
2. Балабанов И.Т. Основы
3. Воронин Ю. С. Управление государственным долгом / Ю. С. Воронин // Экономист. - 2006 - №1 - С.58 - 67.
4. Златкис Б.И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках. // Финансы. 2008. - № 7. - С. 10 - 15. 37
5. Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России / А. И. Лебедев // Проблемы теории и практики управления - 2008 - №3 - С.37-40
6. Попкова Н.А. Управление государственным долгом6 проблемы и возможности. / Н.А. Попкова // Финансы. - 2010. - №1 - С.49-51.
7. Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России / В. Н. Шенаев // Бизнес и банки - 2009 - №26 - С.1-3.
8. Аналитическая лаборатория ”Веди”//www.vedi.ru
9. Интернет-журнал «Экономика России XXI век»//www.ruseconomy.ru
10. Министерство финансов Российской Федерации//www.minfin.ru
11. Счетная палата РоссийскойФедерации//www.ach.
12. Центральный банк Российской Федерации//www.cbr.ru