Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита как экономической категории.

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам и кредиту.docx

— 54.68 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

   Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика кредитора и гаранта.

Если государство берет  на себя ответственность за погашение  займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.

   Государственный кредит является одним из основных инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов.

В условиях развитых товарно- денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальным способом их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда в руках государства.

  Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, можно отметить, что государственный кредит играет очень важную роль в экономике. От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также положение страны на мировой арене.

   Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита как экономической категории.

 

1.Сущность и функции государственного кредита

    1. Экономическое содержание государственного кредита

   В условиях увеличения доли  ВВП, перераспределяемой  через государственный бюджет, одной из важных задач  экономической  политики различных государств, стало стимулирование экономического роста, решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, поиск способов финансирования бюджетного дефицита. Исследования   ученых- экономистов показали допустимость в период экономического спада стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита, а также обосновали возможность балансировки бюджета не на ежегодной основе, а на протяжении экономического цикла. Применение этих теоретических положений на практике потребовало поиска инструментов для финансирования значительных бюджетных дефицитов с помощью государственного кредита. Государственный кредит в современных условиях - это совокупность финансовых отношений, в которых в качестве одной стороны выступает государство, а с другой – физические и юридические лица. В сфере этих отношении государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятие, банки,  фонды – в качестве кредиторов. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. Это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств вышеупомянутых физических и юридических лиц. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которого государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то обязанность по выполнению этих обязательств переходит к государству. Следовательно, выступление государства в сделке в качестве гаранта не влечет за собой автоматического увеличения государственного долга. Вместе с тем, как показала практика, государственные гарантии не требуются заемщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы. В гарантиях кредитов нуждаются, как правило, надежные  заемщики.

   В рамках отношений государственного кредита государство может выступать и как кредитор, предоставляя различные виды ссуд иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. В качестве кредитора государство направляет свои кредитные ресурсы на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, но имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов может быть также продиктовано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или же политическими соображениями. Государственные кредиты могут быть предоставлены как Министерством финансов РФ непосредственно, так и через коммерческие банки.

  Государственный кредит отличается от банковского, прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, то есть не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита и приводит к появлению государственного долга.

Анализ содержания государственного кредита позволяет сделать ряд  выводов:

- сущность государственного  кредита заключается в перераспределении капитала от частного сектора к государству на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга;

- современная фискальная  политика признает возможным  использование несбалансированных  бюджетов для целей стабилизации  экономики. Основным фактором, обуславливающим возникновение и рост государственного долга, является дефицит бюджета;

- возникновение дефицита  бюджета, обуславливающее наличие  государственного долга, порождается  неравномерностью развития экономической  активности и чрезвычайными обстоятельствами;

- государственный долг  оказывает на экономику регулирующее  влияние посредством воздействия  на уровень инвестиций, кредитную  политику коммерческих банков, общий  объем денежной массы. Кроме  того, процентные ставки по государственным  ценным бумагам лежат в основе  системы процентных ставок по  банковскому кредиту и корпоративным  ценным бумагам (долговым обязательствам).

 

 

    1. Управление государственным кредитом

  Высшим органом управления государственным кредитом РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств, для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета.

  В соответствии с Конституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ Правительство разрабатывает  две программы:

  1. Программа государственных внешних заимствований;
  2. Программа государственных внутренних заимствований.

Программы предоставляются  Федеральному собранию одновременно с  проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.

В процессе управления государственным  кредитом решаются следующие задачи:

  1. Минимизация стоимости долга для заемщика.
  2. Недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса.
  3. Эффективного использования мобилизованных средств и контроля за целевым использованием выделенных кредитов.
  4. Обеспечения своевременного возврата кредитов.
  5. Минимизации вывоза полученных доходов из страны

  Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства осуществляют Министерство финансов и Казначейство совместно с ЦБ РФ. Так, в рамках Министерства финансов РФ созданы два департамента:

-Департамент управления  государственным внутренним долгом;

-Департамент управления  государственным внешним долгом.

  В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого департаменты Министерства финансов РФ ведут Государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ.

Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу  субъекта или муниципальную долговую книгу.

  Министерство финансов выступает эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации и определяет конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ ЦБ РФ бесплатно осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга. При эмиссии каждого выпуска  облигаций все суммарные и  единичные сертификаты подлежат передаче Минфином на хранение и учет в депозитарий. Функции депозитария  выполняет ЦБ РФ или иная организация, уполномоченная им. ЦБ РФ осуществляет по поручению Министерства финансов РФ и за счет средств федерального бюджета выплаты владельцам облигаций  при погашении выпусков.

 

 

1.3 Понятия «государственные заимствования » и «государственный кредит»

 В системе кредитных  отношений государственный кредит  выступает в следующих формах:

  1. Государственные займы;
  2. Обращение части вкладов населения в государственные займы;
  3. Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
  4. Казначейские ссуды;
  5. Гарантированные ссуды;

  Государственные займы  характеризуются тем, что временно  свободные денежные средства  физических и юридических лиц  привлекаются на финансирование  общественных потребностей путем  выпуска государственных ценных  бумаг: облигаций, казначейских обязательств и других.

  Облигация представляет  собой ценную бумагу, символизирующую  государственное долговое обязательство  и дающую право её владельцу  по истечению определенного срока  получить обратно сумму долга  и проценты.

Продавая облигацию, государство  обязуется вернуть сумму долга  в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход  в течение всего срока пользования  заемными средствами, а по истечении  срока вернуть и сумму долга.

   Государство устанавливает  неотрицательную стоимость (номинальную  цену) облигаций. Она обозначается  на облигации и выражает денежную  сумму, предоставленную держателем  облигации государству во временное  пользование. Именно эта сумма  выплачивается  владельцу облигации в момент её погашения и на неё начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу относятся: величина дохода выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигаций, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумагами, привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, состояние хозяйственной конъюнктуры, степень доверия населения правительству.

   Свободная котировка облигаций государственных займов на фондовой бирже является механизмом учета всех факторов, отражающихся на курсовой цене процентных бумаг. Функционирование полноценного фондового рынка, который невозможен без высокой степени ликвидности доходных бумаг,  способствует преодолению негативного психологического фактора. Последний состоит в настороженном отношении займодателей к государственным кредитам операциям; он порожден отходом от требований законов развития фондового рынка и нарушения государством своих обязательств; принудительным распределением займов, резким ограничением ликвидности ценных бумаг государства, замораживанием государственного долга и так далее.

   Устранению известного недоверия займодателей к кредитным операциям государства способствует разнообразие условий выпуска займов по срокам. Если государство ориентируется только на длительные кредитные операции, то это затрудняет  вовлечение в покупку облигаций свободных денежных средств краткосрочного и среднесрочного характера, а также заставляет подумать потенциального кредитора о целесообразности вложения и долгосрочных сбережений.

   Другим видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели.     Средства от реализации казначейских  обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей, или не выплачиваться вообще. По казначейским обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и реализации только среди населения.

   Государственные  внутренние займы классифицируют  по нескольким признакам.

  1. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:

- центральным правительством;

- республиканскими правительствами;

-местными органами власти.

   Широкое распространение  получила практика выпуска государственных займов центральным правительством.

  1. По признаку держателей  ценных бумаг, займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, то есть предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.
  2. По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующие виды:

Информация о работе Государственный кредит