Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита как экономической категории.

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам и кредиту.docx

— 54.68 Кб (Скачать файл)

- процентные займы, доход  по которым устанавливается в  виде фиксированного процента  от номинала. Этот тип займа  является основным, так как именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах;

- дисконтные займы, доход  по которым инвестор получает  за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;

- выигрышные займы, доход по которому осуществляется на основе тиражей выигрыша. Они наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени;

- индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.

4) По сроку заимствования  средств займы могут быть подразделены  на краткосрочные (со сроком  обращения бумаг продолжительностью  до 1 года), среднесрочные (со сроком  обращения бумаг от1 года до 5 лет), и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше 5 лет).

5) По методу размещения  займы подразделяются на:

    1. Добровольные займы;
    2. Займы размещенные по подписке;
    3. Принудительные займы.

Каждому методу размещения займов способствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими  учреждениями. Принудительные займы  распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность  за уклонение от покупки облигаций. Займы размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их по существу обязательными. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.

  

 

2.Анализ состава государственных заимствований России

2.1Российская федерация как заемщик

  Для покрытия бюджетного дефицита Россия длительный период времени была вынуждена привлекать заемные средства. В результате заемной деятельности образуется государственный долг.

   К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса. (ст. 97 БК).

   Следует различать  государственный и общегосударственный  долги. Последнее понятие более  широкое и включает задолженность  не только правительства РФ, но  и органов управления низовыми  звеньями, входящими в состав  государства. 

   Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств. (ст. 98 БК):

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным  от имени Российской Федерации  как заемщика от кредитных  организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным  кредитам (заимствованиям) международных  финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным  бумагам, выпущенным от имени  Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным  в федеральный бюджет из других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации;

4) государственным гарантиям  Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии  с законодательством Российской  Федерации на государственный  долг Российской Федерации.

  На практике заемные  средства РФ привлекала в основном  двумя путями: размещением долговых  ценных бумаг и получением  кредитов у специализированных  финансово-кредитных институтов. Порядок  выпуска и и размещения первых регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. №136- ФЗ.

В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, Бюджетный кодекс РФ делит их на две группы: внутренние и внешние. Группы отличаются друг от друга по видам заемных инструментов, условиям размещения, составу кредиторов.

 

 

    1. Внутренние займы и внутренний долг Российской Федерации

    Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации на            1 января 2012  года составил 4 190 553,0  млн. рублей, что на 1 250 161,4 млн. рублей больше, чем на 1 января 2011 года.

   Структура и объем государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2011 год представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

(млн. рублей)

 

Виды долга

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации

Изменение

на 01.01.2011

на 01.01.2012

млн. рублей

%

Объем государственного внутреннего  долга – всего:

2 940 391,6

4 190 553,0

1 250 161,4

142,5

Государственные ценные бумаги – всего,   в том числе:

2 461 591,1

3 546 435,5

1 084 844,4

144,1

ОФЗ-ПД

1 338 592,1

1 823 701,6

485 109,5

136,2

ОФЗ-АД

815 583,7

1 079 583,7

264 000,0

132,4

ГСО

307 415,1

553 150,0

245 734,9

179,9

ОВОЗ

-

90 000,0

90 000,0

-

Прочие

0,2

0,2

0,0

100,0

Государственные гарантии

472 249,8

637 334,0

165 084,2

135,0

Государственные долговые товарные обязательства

6 550,7

6 783,5

232,8

103,6


 

Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что наибольшая доля в государственном внутреннем долге Российской Федерации приходится на государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, что составляет 83,7 %   (на 1 января 2011 года) и 84,6 % (на 1 января 2012 года).

В 2011 году Министерство финансов Российской Федерации осуществляло заимствования, носящие в основном среднесрочный характер.

В результате операций, проведенных  Минфином России в 2011 году, государственный  внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, по состоянию  на 
1 января 2012 года составил 3 546 435,5 млн. рублей (по состоянию на 1 января 2011 года – 2 461 591,1 млн. рублей).

Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации  за 2011 год составило 44,1 % или 1 084 844,4 млн. рублей.

Наибольший удельный вес  в финансировании бюджетного дефицита страны занимают государственные краткосрочные  бескупонные облигации (ГКО) и облигации  федеральных займов (ОФЗ), ГКО впервые  были выпущены в 1993 г. ГКО являются краткосрочным  заемным инструментом. Первоначально  они выпускались на три месяца, позднее стали выпускаться на шесть и двенадцать месяцев. Реализация ГКО осуществляется со скидкой с  номинала.

В целях упрощения расчетов цена устанавливается в процентах  к номиналу. Погашение производится Банком России по номиналу. Таким образом, доход инвестора складывается за счет разницы между ценой реализации (или ценой погашения) и ценой  покупки.

Основным недостатком  этих ценных бумаг был короткий период тх обращения – до одного года. Однако они сыграли исключительно важную роль в становлении отечественного рынка государственных ценных бумаг.

Именно на базе ГКО отрабатывался  весь механизм выпуска, размещения, регулирования  и погашения государственных  ценных бумаг впервые создаваемых  в России. ГКО стали тем инструментом, на котором учились работать с  ценными бумагами коммерческие банки, население и другие инвесторы. Около 5 лет ГКО обеспечивали финансирование дефицита федерального бюджета и  оставались основным заемным инструментом РФ на внутреннем рынке.

Изменение объемов государственного долга Российской Федерации за 2007 – 2011 годы представлено в таблице 2.

 

Таблица 2.

(млн. рублей)

 

Показатель

на 01.01.2008

на 01.01.2009

на 01.01.2010

на 01.01.2011

на 01.01.2012

Государственный долг Российской Федерации – всего

2 402 801,7

2 692 013,1

3 233 151,2

4 158 154,0

5 343 217,4

к ВВП(%)

7,2

6,5

8,3

9,2

9,8

в том числе:

         

Государственный внутренний долг Российской Федерации

1 301 151,9

1 499 824,4

2 094 730,6

2 940 391,6

4 190 553,0

к ВВП(%)

3,9

3,6

5,4

6,5

7,7

Государственный внешний  долг Российской Федерации

1 101 649,8

1 192 188,7

1 138 420,6

1 217 762,4

1 152 664,4

к ВВП(%)

3,3

2,9

2,9

2,7

2,1


 

 

Дальнейшее развитие рынка  государственных ценных бумаг привело  к значительному изменению его  состава и структуры в сторону  увеличения доли долгосрочных бумаг, снижение, а позднее и отказа от выпуска  краткосрочных. В настоящее время рынок представлен как показано в таблице 3.

Таблица 3.

(млн. рублей)

Сроки обращения ОФЗ/ГСО, установленные  при выпуске

на 01.01.2011

на 01.01.2012

до 1 года

0,0

0,0

от 1 года до 5 лет

1 129 429,3

1 412 462,5

от 5 лет до 30 лет

1 332 161,6

2 133 972,8




 

 

На погашение государственных  долговых товарных обязательств в 2011 году направлено 10,2  млн. рублей, однако, за счет роста цен на товары народного  потребления государственный внутренний долг Российской Федерации по данному  виду обязательств на 1 января 2012 года  увеличился по сравнению с 1 января 2011 года на 232,8 млн. рублей.

 

2.3 Внешние займы  и внешний долг Российской  Федерации

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации на  
1 января 2012 года составил 1 152 664,4 млн. рублей (35 801,4 млн. долларов США), что на 65 098,0 млн. рублей (4 155,5 млн. долларов США) меньше, чем на 1 января 2011 года. Структура и объем государственного внешнего долга Российской Федерации представлены в таблице 4.

 

Таблица 4.

 

Виды долга

на 01.01.2011

на 01.01.2012

Изменение

млн. долл. США

млн. рублей

млн. долл. США

млн. рублей

млн. долл. США

млн. рублей

Объем государственного внешнего долга  Российской Федерации – всего, в  том числе:

39 956,9

1 217 762,4

35 801,4

1 152 664,4

- 4 155,5

- 65 098,0

- по кредитам правительств  иностранных государств, иностранных  коммерческих банков и фирм, международных  финансовых организаций

6 812,2

207 614,3

5 584,6

179 803,2

- 1 227,6

- 27 811,1

- по государственным ценным  бумагам Российской Федерации,  выраженным в

иностранной валюте

32 231,5

982 314,9

29 207,8

940 377,8

- 3 023,7

- 41 937,1

- по государственным гарантиям  Российской Федерации, выраженным  в иностранной валюте

913,2

27 833,2

1 009,0

32 483,4

+ 95,8

+ 4 650,2

Информация о работе Государственный кредит