Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита как экономической категории.
- процентные займы, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, так как именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах;
- дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;
- выигрышные займы, доход по которому осуществляется на основе тиражей выигрыша. Они наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени;
- индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.
4) По сроку заимствования
средств займы могут быть
5) По методу размещения займы подразделяются на:
Каждому методу размещения займов способствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их по существу обязательными. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.
2.Анализ состава государственных заимствований России
2.1Российская федерация как заемщик
Для покрытия бюджетного дефицита Россия длительный период времени была вынуждена привлекать заемные средства. В результате заемной деятельности образуется государственный долг.
К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса. (ст. 97 БК).
Следует различать
государственный и
Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств. (ст. 98 БК):
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
1) кредитам, привлеченным
от имени Российской Федерации
как заемщика от кредитных
организаций, иностранных
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
3) бюджетным кредитам, привлеченным
в федеральный бюджет из
4) государственным гарантиям Российской Федерации;
5) иным долговым обязательствам,
ранее отнесенным в
На практике заемные
средства РФ привлекала в
В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, Бюджетный кодекс РФ делит их на две группы: внутренние и внешние. Группы отличаются друг от друга по видам заемных инструментов, условиям размещения, составу кредиторов.
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года составил 4 190 553,0 млн. рублей, что на 1 250 161,4 млн. рублей больше, чем на 1 января 2011 года.
Структура и объем государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2011 год представлены в таблице 1.
Таблица 1.
(млн. рублей)
Виды долга |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации |
Изменение | |||
на 01.01.2011 |
на 01.01.2012 |
млн. рублей |
% | ||
Объем государственного внутреннего долга – всего: |
2 940 391,6 |
4 190 553,0 |
1 250 161,4 |
142,5 | |
Государственные ценные бумаги – всего, в том числе: |
2 461 591,1 |
3 546 435,5 |
1 084 844,4 |
144,1 | |
ОФЗ-ПД |
1 338 592,1 |
1 823 701,6 |
485 109,5 |
136,2 | |
ОФЗ-АД |
815 583,7 |
1 079 583,7 |
264 000,0 |
132,4 | |
ГСО |
307 415,1 |
553 150,0 |
245 734,9 |
179,9 | |
ОВОЗ |
- |
90 000,0 |
90 000,0 |
- | |
Прочие |
0,2 |
0,2 |
0,0 |
100,0 | |
Государственные гарантии |
472 249,8 |
637 334,0 |
165 084,2 |
135,0 | |
Государственные долговые товарные обязательства |
6 550,7 |
6 783,5 |
232,8 |
103,6 |
Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что наибольшая доля в государственном внутреннем долге Российской Федерации приходится на государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, что составляет 83,7 % (на 1 января 2011 года) и 84,6 % (на 1 января 2012 года).
В 2011 году Министерство финансов Российской Федерации осуществляло заимствования, носящие в основном среднесрочный характер.
В результате операций, проведенных
Минфином России в 2011 году, государственный
внутренний долг Российской Федерации,
выраженный в государственных ценных
бумагах Российской Федерации, по состоянию
на
1 января 2012 года составил 3 546 435,5 млн. рублей
(по состоянию на 1 января 2011 года – 2 461
591,1 млн. рублей).
Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2011 год составило 44,1 % или 1 084 844,4 млн. рублей.
Наибольший удельный вес в финансировании бюджетного дефицита страны занимают государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и облигации федеральных займов (ОФЗ), ГКО впервые были выпущены в 1993 г. ГКО являются краткосрочным заемным инструментом. Первоначально они выпускались на три месяца, позднее стали выпускаться на шесть и двенадцать месяцев. Реализация ГКО осуществляется со скидкой с номинала.
В целях упрощения расчетов цена устанавливается в процентах к номиналу. Погашение производится Банком России по номиналу. Таким образом, доход инвестора складывается за счет разницы между ценой реализации (или ценой погашения) и ценой покупки.
Основным недостатком этих ценных бумаг был короткий период тх обращения – до одного года. Однако они сыграли исключительно важную роль в становлении отечественного рынка государственных ценных бумаг.
Именно на базе ГКО отрабатывался весь механизм выпуска, размещения, регулирования и погашения государственных ценных бумаг впервые создаваемых в России. ГКО стали тем инструментом, на котором учились работать с ценными бумагами коммерческие банки, население и другие инвесторы. Около 5 лет ГКО обеспечивали финансирование дефицита федерального бюджета и оставались основным заемным инструментом РФ на внутреннем рынке.
Изменение объемов государственного долга Российской Федерации за 2007 – 2011 годы представлено в таблице 2.
Таблица 2.
(млн. рублей)
Показатель |
на 01.01.2008 |
на 01.01.2009 |
на 01.01.2010 |
на 01.01.2011 |
на 01.01.2012 |
Государственный долг Российской Федерации – всего |
2 402 801,7 |
2 692 013,1 |
3 233 151,2 |
4 158 154,0 |
5 343 217,4 |
к ВВП(%) |
7,2 |
6,5 |
8,3 |
9,2 |
9,8 |
в том числе: |
|||||
Государственный внутренний долг Российской Федерации |
1 301 151,9 |
1 499 824,4 |
2 094 730,6 |
2 940 391,6 |
4 190 553,0 |
к ВВП(%) |
3,9 |
3,6 |
5,4 |
6,5 |
7,7 |
Государственный внешний долг Российской Федерации |
1 101 649,8 |
1 192 188,7 |
1 138 420,6 |
1 217 762,4 |
1 152 664,4 |
к ВВП(%) |
3,3 |
2,9 |
2,9 |
2,7 |
2,1 |
Дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг привело к значительному изменению его состава и структуры в сторону увеличения доли долгосрочных бумаг, снижение, а позднее и отказа от выпуска краткосрочных. В настоящее время рынок представлен как показано в таблице 3.
Таблица 3.
(млн. рублей)
Сроки обращения ОФЗ/ГСО, установленные при выпуске |
на 01.01.2011 |
на 01.01.2012 |
до 1 года |
0,0 |
0,0 |
от 1 года до 5 лет |
1 129 429,3 |
1 412 462,5 |
от 5 лет до 30 лет |
1 332 161,6 |
2 133 972,8 |
На погашение государственных
долговых товарных обязательств в 2011 году
направлено 10,2 млн. рублей, однако,
за счет роста цен на товары народного
потребления государственный
2.3 Внешние займы и внешний долг Российской Федерации
Объем государственного внешнего
долга Российской Федерации на
1 января 2012 года составил 1 152 664,4 млн. рублей
(35 801,4 млн. долларов США), что на 65 098,0 млн.
рублей (4 155,5 млн. долларов США) меньше,
чем на 1 января 2011 года. Структура и объем
государственного внешнего долга Российской
Федерации представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Виды долга |
на 01.01.2011 |
на 01.01.2012 |
Изменение | |||
млн. долл. США |
млн. рублей |
млн. долл. США |
млн. рублей |
млн. долл. США |
млн. рублей | |
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации – всего, в том числе: |
39 956,9 |
1 217 762,4 |
35 801,4 |
1 152 664,4 |
- 4 155,5 |
- 65 098,0 |
- по кредитам правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, международных финансовых организаций |
6 812,2 |
207 614,3 |
5 584,6 |
179 803,2 |
- 1 227,6 |
- 27 811,1 |
- по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте |
32 231,5 |
982 314,9 |
29 207,8 |
940 377,8 |
- 3 023,7 |
- 41 937,1 |
- по государственным гарантиям
Российской Федерации, |
913,2 |
27 833,2 |
1 009,0 |
32 483,4 |
+ 95,8 |
+ 4 650,2 |