Государство в микроэкономике: роль и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить роль и функции государства в микроэкономике.
Задачи исследования:
- дать определение микроэкономике,
- раскрыть суть содержания функций микроэкономики,
- рассмотреть микроэкономику как часть современной экономической теории,
- раскрыть содержание основных функций государства в микроэкономике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Сущность микроэкономики…………………………………………………….5
1.1 Микроэкономика как часть современной экономической теории……5
1.2 Функции современной микроэкономики……………………………..10
1.3 Позитивная и нормативная микроэкономика………………………...14
1.4 Предмет микроэкономики……………………………………………..16
1.5 Объект микроэкономики………………………………………………18
1.6 Проблема выбора в качестве объекта микроэкономического анали-за……………………………………………………………………………..20
2. Теоретический аспект понятия роли и функций государства в микроэкономике…………………………………………………………………23
2.1 Основные функции государства в экономике………………………..23
2.2 Механизмы реализации функций……………………………………..25
2.2.1 Кредитно- денежная политика…………………………………25
2.2.2 Фискальная политика…………………………………………...26
2.2.3 Инвестиционная политика……………………………………...28
2.2.4 Правовая база……………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Государство в микроэкономике… ГОТОВОdoc.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Из схемы т.ж. следует, что составной частью предмета микроэкономики принято считать поведение людей в качестве покупателей и продавцов на самых различных рынках, а сами рынки выступают в качестве важнейшего объекта изучения со стороны этой науки.

Субъектом экономики является государство, но микроэкономикой рассматривается его в основном как внешний для экономики фактор. Государство следит за тем, чтобы экономика нормально функционировала, чтобы ее субъекты соблюдали установленные законы и правила, принимая необходимые меры к нарушителям.

Субъектами экономики могут быть и различные общественные объединения и организации. Это общества по защите прав потребителей, объединения по борьбе с наркотиками, проституцией, порнографией и т.п. Однако деятельность подобных субъектов также не привлекает особого внимания микроэкономики[15].

В целом микроэкономика имеет дело с субъектами экономики как производителями и потребителями и, соответственно, как покупателями и продавцами, объясняя их поведение в системе экономических отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления товарных благ. Эти отношения и составляют предмет данной науки.

 

 

 

1.6 Проблема выбора в качестве объекта микроэкономического анализа

 

Главной проблемой, которую рассматривает микроэкономика, выступает проблема выбора в условиях рыночной экономики. Перед ней стоят все субъекты экономики.

Прежде всего возникает проблема выбора целей экономической деятельности, которые у разных субъектов экономики могут быть разные. Но если говорить о целях товаропроизводителей, то микроэкономика сводит их к максимизации прибыли. Когда же товаропроизводитель становится продавцом, то его цель заключается в максимизации получаемого от продажи товара дохода. Целью покупателя считается максимизация приобретаемой полезности, а целью потребителя - максимальное удовлетворение потребностей при данных расходах на приобретение товарных благ.

Отмеченные цели различных субъектов микроэкономики могут быть достигнуты различными путями. Так, получение прибыли возможно в результате производства и продажи самых разных товаров. Значит, перед производителем стоит проблема выбора выгодного товара. Как делается такой выбор, какими правилами при этом надо руководствоваться . все это объясняет микроэкономика. Объясняет эта наука и поведение потребителей при выборе товарных благ с целью максимизации степени удовлетворения своих потребностей[16].

Определением цели предполагается и выбор средств ее достижения. В любой экономике это означает осуществление выбора ресурсов и выбора путей, способов их использования. В рыночной экономике для предприятий как товаропроизводителей наряду с трудовыми, капитальными, материальными и природными ресурсами важное значение приобретают денежные ресурсы, способные превращаться в любые ресурсы как производственного, так и непроизводственного назначения.

Представляются возможными самые различные варианты использования денежных средств, причем в силу их ограниченности приобретение на них одних ресурсов предполагает отказ от приобретения других.

Понятие «редкость» выступает в ключевой роли для микроэкономики как науки. В данном случае этим понятием имеется не физический, а экономический смысл, так как им отражается состояние экономики и происходящие в ней процессы. С одной стороны, в нем отражается факт безграничности потребностей субъектов экономики, с другой - ограниченность имеющихся у общества экономических ресурсов. Именно редкость обусловливает отношения собственности, закрепляющие право пользования редкими благами за определенными собственниками. Поэтому все субъекты экономики рассматриваются микроэкономикой как собственники различных благ и ресурсов.

Понятие «редкость» микроэкономика тесно увязывает с понятием «эффективность». Эффективность здесь характеризует степень полноты достижения поставленной цели при данных ресурсах. Вот почему микроэкономика много внимания уделяет анализу условий, при которых можно максимизировать поставленную цель, например, получить максимум прибыли или максимальное удовлетворение потребностей, и одновременно минимизировать необходимые для этого ресурсы.

Хорошо известно, что стремление человека максимизировать потребление и минимизировать свое участие в производстве характеризует его как человека рационального. Именно человек рациональный является объектом внимания микроэкономики. Вот почему микроэкономику называют также наукой о рациональном поведении субъектов рыночной экономики.

Микроэкономика считает, что принимать эффективные экономические решения помогает именно рынок, посылая рациональным субъектам соответствующие импульсы и сигналы. Решающую роль в этом играет конкуренция и цены. Конкуренция заставляет принимать эффективные решения и действия, а цены дают необходимую для этого информацию. Благодаря им производители знают, что, сколько, как и для кого производить, а потребители - какие и сколько товаров приобретать при минимальных затратах на них и как их потреблять (в каком сочетании) для максимального удовлетворения своих потребностей[17].

В связи с этим микроэкономикой значительное внимание уделяется вопросам функционирования рыночного механизма, законам, которым он подчиняется, и тому, как он определяет поведение субъектов экономики.

 

 

2. Теоретический аспект понятия роли и функций государства в микроэкономике

2.1 Основные функции государства в экономике

 

Известно, что роль государства в экономике определяется его функциями. Поэтому рассмотрим важнейшие из них.

      Законодательная

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также осуществление контроля за их исполнением.

Создание законодательной базы является установлением правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты- производители, потребители само государство. В числе этих правил представляется возможным отметить законодательные и нормативные акты, которыми защищаются права частной собственности и определяются формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий. Их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации.

      Контролирующая

С целью предотвращения последствий, которые связаны с несовершенством конкуренции, государством используются меры государственного регулирования, основывающиеся на антимонопольном законодательстве, устанавливая контроль над ценами и поступление налогов, прибегает к разделению монополий , препятствуя их слиянию. Государство может в судебном порядке изымать незаконно полученную прибыль. Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними.

Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянии экономики в целом.

      Стабилизирующая функция

Стабилизирующая функция - третье не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики. Её можно определить как деятельность правительства, направленную на повышение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Равновесие экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию экономических циклов.

      Распределительная функция

Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является эффективное распределение ресурсов. Но в определённых ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные блага, несовершенство конкуренции, возникает проблема нерационального распределения ресурсов. Тут необходимо государственное вмешательство для социально справедливого и рационального решения этой проблемы.

      Перераспределение доходов

Не менее важной является и функция перераспределения доходов.

Рыночная система является беспристрастным механизмом, обеспечивающим большие доходы только тем, кто более способен, физически крепок, имеет лучшее оборудование. Эта часть общества в такой системе чувствует себя комфортно и её жизненный уровень достаточно высок. Но есть и другие члены общества, обладающие меньшими способностями, получившие скромное образование и квалификацию, не унаследовавшие никаких материальных средств. Их доходы очень незначительны. Кроме того, в обществе всегда есть люди престарелые, с умственными и физическими недостатками, одинокие женщины, на содержании которых имеются дети, безработные (лица, которые по объективным причинам не могут участвовать в производстве и за счёт него обеспечивать своё существование).

В условиях неравномерного распределения доходов, порождающих социальное расслоение и бедность, государство берёт на себя функцию защиты малоимущих и социально незащищённых граждан. Её цель - обеспечение социальной стабильности, защищенности разных слоёв населения.

Системой социальной защиты государства, в первую очередь, предусматривается стимулирование высокой трудовой и деловой активности трудоспособной части населения, обеспечения её рабочими местами, создавая условия для отдыха и оздоровления.

К социальной функции государства относятся также вопросы правового регулирования отношений между работодателями и наёмными рабочими с точки зрения сбалансированности их экономических интересов, а также вопросы социального страхования.

 

 

 

2.2 Механизмы реализации функций

2.2.1 Кредитно- денежная политика

 

Одним из новых экономических методов государственного регулирования экономики является кредитно- денежная политика, основополагающей целью которой является регулирование экономики с целью достижения общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции, то есть макроэкономическая стабилизация.

Имеют место три основных средства кредитно- денежного контроля[18]:

1.Операции на открытом рынке.

2.Изменение нормы обязательных резервов

3.Изменение учётной ставки.

Операции на открытом рынке являются средством контроля денежного предложения. В результате, когда центральными банками покупаются ценные бумаги на открытом рынком, резервы коммерческих банков увеличиваются, и наоборот, когда имеет место продажа,- наблюдается уменьшение резервов коммерческих банков.

Что же заставляет коммерческие банки и население идти на продажу или покупку ценных государственных бумаг у центрального банка? Известно, что цены и процентные ставки облигаций находятся в обратной зависимости. Когда правительство решает покупать государственные облигации, спрос на них возрастает. Следовательно, цены поднимаются, а процентные ставки падают. Это побуждает коммерческие банки и других владельцев продавать их Центральному банку. И наоборот, когда правительство решает продавать гособлигации, дополнительное их предложение на рынке понижает цены и поднимает процентные ставки, делая тем самым их привлекательной покупкой для банков и населения.

 

 

 

2.2.2 Фискальная политика

 

Фискальная политика представляет собой является неотъемлемый и важный атрибут экономической системы. Фискальная политика в государстве должна устраивать государственные налоги и расходы так, что они, во-первых, не тормозили, а активизировали экономическую деятельность субъектов хозяйствования; во- вторых, помогали снижению колебаний экономического цикла и, в-третьих, служили развитию экономики высокой занятости, избегая чрезмерной инфляции. Реализуя экономические функции государства, фискальная политика становится в его руках острым инструментом, который следует применить умело, рационально и эффективно. История свидетельствует, что в недавнем будущем экономические циклы протекали болезненно, сопровождались серьёзными потерями и потрясениями. Таким образом, фискальная политика представляет совокупность финансовых мероприятий государства в отношении регулирования правительственных расходов и прибылей для достижения определённых социально- экономических целей, поэтому в современных условиях она используется как один из важнейших рычагов выполнения экономической роли и функций государства в рыночной экономике.

Материальной основой проведения фискальной политики служит сосредоточение в руках государства немалых материальных и финансовых ресурсов. В развитых капиталистических странах государство распоряжается от 1/3 до 3/5 национального дохода и выступает покупателем 1/3 продукта.

Современная фискальная политика регулирует основные направления финансовых ресурсов государства, средства финансирования и главные источники покрытия государственных расходов. Существуют прямые и непрямые финансовые методы регулирования экономики. К прямым методам относятся прежде всего средства бюджетного регулирования. Средства госбюджета используются для финансирования затрат на расширенное воспроизводство и покрытие непроизводственных затрат государства, на госинвестиции, на проведение структурной политики. Государственные финансы активно используются для предоставления прямых и непрямых субсидий и дотаций отдельных предприятиям и отраслям, целевых кредитов. Большое значение имеют государственные закупки товаров и услуг, которые служат целям стабилизации хозяйственной конъюнктуры. К непрямым методам относятся меры, с помощью которых государство влияет на финансовые возможности товаропроизводителей и на размеры потребительского спроса. Важнейшая роль в данном случае играется системой налогообложения. Главной формой мобилизации доходов государства являются прямые и непрямые налоги. В современных условиях быстро растут взносы в фонды социального страхования.

Информация о работе Государство в микроэкономике: роль и функции