Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 17:09, курсовая работа
Цель исследования: определить роль и функции государства в микроэкономике.
Задачи исследования:
- дать определение микроэкономике,
- раскрыть суть содержания функций микроэкономики,
- рассмотреть микроэкономику как часть современной экономической теории,
- раскрыть содержание основных функций государства в микроэкономике.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Сущность микроэкономики…………………………………………………….5
1.1 Микроэкономика как часть современной экономической теории……5
1.2 Функции современной микроэкономики……………………………..10
1.3 Позитивная и нормативная микроэкономика………………………...14
1.4 Предмет микроэкономики……………………………………………..16
1.5 Объект микроэкономики………………………………………………18
1.6 Проблема выбора в качестве объекта микроэкономического анали-за……………………………………………………………………………..20
2. Теоретический аспект понятия роли и функций государства в микроэкономике…………………………………………………………………23
2.1 Основные функции государства в экономике………………………..23
2.2 Механизмы реализации функций……………………………………..25
2.2.1 Кредитно- денежная политика…………………………………25
2.2.2 Фискальная политика…………………………………………...26
2.2.3 Инвестиционная политика……………………………………...28
2.2.4 Правовая база……………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………..34
Наиболее полную разработку концепция налогов нашла в работах американского профессора А. Лэффера. Суть концепции заключается в том, что замедление темпов экономического роста вызвано повышением уровня налогов, которые подрывают стимулы к инвестициям и способствуют сокращению потребительского спроса. Высокие ставки налогов толкают субъектов хозяйственной деятельности к уклонения от уплаты налогов, а также формируют теневую экономику. Данная идея о том, что уменьшение налоговых ставок приводит, в конечном счёте, к увеличению поступлений в госбюджет, играет важную роль в финансовой политике государств с развитой рыночной системой.
2.2.3 Инвестиционная политика
Инвестиционная политика государства имеет тесную взаимосвязь с финансовой и кредитной политикой и реализуется, как было указано при рассмотрении раньше, посредством её механизмов. Но инвестиционной политикой имеется и собственный механизм, который связан с амортизацией.
В отличие от других издержек производства - материальных и заработной платы, какие регулируются рынком, издержки средств труда регулируются, как правило, государством. То есть, государством оказывается влияние на темпы научно- технического прогресса. Кроме того, оно препятствует укрытию части прибыли от налогообложения отнесением её к амортизационным отчислениям. Для того, чтобы ускорить развитие науки и техники, технично обновить производство, государство повышает ставки амортизационных отчислений и этим ускоряет возвращение стоимости основного капитала как источника модернизации производства. О значении этого способа развития производства свидетельствует тот факт, что реформа амортизации была одним с главных мер «рейганомики».
2.2.4 Правовая база
Если внимательно проанализировать сущность вышерассмотренных механизмов государственного регулирования, то можно заметить, что в их основе лежат нормативно- правовые акты или законы. То есть правовая база, которая является результатом законодательной деятельности, выступает в роли основополагающего механизма государственного регулирования экономики. В этой связи представляется необходимым различать создание законов в качестве государственной функции, а уже сами законы – в качестве методов государственного регулирования. Государственное вмешательство в экономику будет только тогда необходимым и стабилизирующем, когда нормативно- правовые акты будут разрабатываться с осознанием и учетом экономических законов. Лишь в этом случае, государственное вмешательство будет целесообразным, способствуя сглаживанию недостатков чистого рыночного механизма. Среди кодексов законов наибольшего внимания заслуживает антимонопольное законодательство, с помощью которого государство защищает конкуренцию. Начало ему было положено в США, что явилось реакцией со стороны потребителей и профсоюзов на усиление власти монополистов в экономике. Наивысшей точкой острого общественного возмущения монополиями стало принятие в 1890 году антитрестовского закона Шермана. В различных странах содержанием антимонопольного законодательства имеются свои особенности, однако обязательными являются следующие положения[19]:
- охрана и поощрение конкуренции;
-контроль над фирмами, занимающими господствующее положение;
-защита и содействие развитию среднего и малого бизнеса.
Многими авторами также выделяются и другие механизмы реализации государством своих функций, выступающие в форме бюджетной, ценообразовательной, торговой политик, политики занятости, составляющих совокупную государственную экономическую политику. Но, представляется целесообразным утверждать, что при определённой глубине их детализации станет очевидным, что все эти «политики» базируются на трёх основных, выделенных мною. Так бюджетная политика является составной частью фискальной, впрочем как и финансовая, налоговая; торговая политика реализуется с помощью соответствующей законодательной базы, устанавливающей размеры пошлин как на ввозимую, так и вывозимую продукцию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как отмечалось ранее, все реально функционирующие сегодня экономические системы - это системы «смешанные», то есть они включают в себя два звена: рынок и государство.
Каждым из этих звеньев выполняются свои, присущие только ему функции. Неоходимость этих звеньев хозяйственного механизма в настоящее время никем не оспаривается. Спор в экономической науке идет лишь вокруг вопроса о границах и направлениях государственного вмешательства в экономику.
Процесс выделения микроэкономики произошло в экономической теории относительно недавно – в 30-х годах ХХ века. Изучение ее особенностей дает возможность полнее брать во внимание их в механизме регулирования и решения микроэкономических проблем.
Слово «микроэкономика» представляет собой производное от слов «микро» и «экономика». Сейчас необходимо определить значение слова «микро».
В переводе с греческого слово «микро» означает «малый». Получается, что дословно «микроэкономика» представляет собой «малую экономику». Но это не вполне точно. За понятием «микроэкономика», как и за понятием «экономика», представляется необходимым видеть два смысла:
Во-первых, микроэкономика представляет собой науку, выступающую в качестве части общей экономической науки, точнее, как раздел экономической теории.
Во-вторых, микроэкономика представляет собой объект изучения, который является только частью экономики в качестве общественного хозяйства.
Микроэкономикой исследуются цели и средства отдельных экономических субъектов, условия совместимости их хозяйственных планов, механизм взаимодействия и координации индивидуальных хозяйств.
Как и в экономической теории, в микроэкономике представляется возможным произвести выделение следующих функций:
- познавательную,
- теоретическую,
- методологическую,
- практическую,
- идеологическую функции.
Микроэкономикой утверждается, что процесс повышения цен на товар становится причиной увеличения его предложения на рынке, но в экономике в целом не всегда ростом цен на всю товарную массу предполагается увеличение объемов национального производства.
Представляется целесообразным подчеркнуть, что в процессе формирования теоретической базы современная микроэкономика широко использует не только «собственные», но и специальные знания, выработанные отраслевыми и функциональными разновидностями экономической науки, включая экономическую статистику, экономику предприятия, экономико-информационные науки и т. д. Это заметно облегчает выполнение микроэкономикой соответствующих функций.
То, что изучается наукой, представляется её предметом.
Главным объектом внимания со стороны микроэкономики в качестве науки представляются люди в качестве объектов (агентов) экономики, причем не экономики вообще, а рыночной экономики. Этим означается, что им свойственна экономическая свобода, самостоятельно определяя свое поведение в экономике. В этой связи микроэкономику прежде всего принято считать наукой о поведении хозяйствующих субъектов.
Известно, что роль государства в экономике определяется его функциями, среди которых:
Законодательная
Контролирующая
Стабилизирующая функция
Распределительная функция
Перераспределение доходов
Список использованной литературы
1. Нельсон Р.Р.,Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений. – М.: Дело,2002
2. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2003
3. Тарасевич Л., Гребенников П., Леусский А. Микроэкономика: Учебник. – Спб.: СПбГУЭФ, 2004
4. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник. 2008
5. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику - «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007
6. Грегори Мэнкью Макроэкономика - «МГУ», 2006
7. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика - «Дело и Сервис», 2009
8. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – М., 2003
9. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика - «Инфа-М», 2008
10. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику - «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007
11. Лемешевский И.М. Экономическая теория. Ч.2. Микроэкономика. - Мн: ООО «ФУАинформ», 2003
12. Галаева Е.В., Корсакова А.А., Марыганова Е.А., Назарова Е.В., Юрьева Макроэкономика — «Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права», 2007
13. Лутохина Э.А. Основы микроэкономики. 2005
14. Гальперин М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика, М.:"Экономическая школа", 2003
15. Нельсон Р.Р.,Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений. – М.: Дело,2002
16. Лемешевский И.М. Экономическая теория. Ч.1. Основы. Вводный курс.- Мн: ООО «ФУАинформ», 2002
17. Бьюкенен Дж.М. Минимальная политизация рыночного порядка//От плана к рынку: будущее посткоммунистических республик: Пер. с англ.- М.,1993
[1] Нельсон Р.Р.,Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений. – М.: Дело,2002
[2] Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2003
[3] Тарасевич Л., Гребенников П., Леусский А. Микроэкономика: Учебник. – Спб.: СПбГУЭФ, 2004
[4] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник. 2008
[5] Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику - «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007
[6] Грегори Мэнкью Макроэкономика - «МГУ», 2006
[7] Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика - «Дело и Сервис», 2009
[8] Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – М., 2003
[9] Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика - «Инфа-М», 2008
[10] Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику - «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007
[11] Лемешевский И.М. Экономическая теория. Ч.2. Микроэкономика. - Мн: ООО «ФУАинформ», 2003
[12] Галаева Е.В., Корсакова А.А., Марыганова Е.А., Назарова Е.В., Юрьева Макроэкономика — «Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права», 2007
[13] Ивашковский С.Н. Макроэкономика - «Дело», 2008
[14] Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика - «Дело и Сервис», 2009
[15] Лутохина Э.А. Основы микроэкономики. 2005
[16] Гальперин М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика, М.:"Экономическая школа", 2003
[17] Нельсон Р.Р.,Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений. – М.: Дело,2002
[18] Лемешевский И.М. Экономическая теория. Ч.1. Основы. Вводный курс.- Мн: ООО «ФУАинформ», 2002
[19] Бьюкенен Дж.М. Минимальная политизация рыночного порядка//От плана к рынку: будущее посткоммунистических республик: Пер. с англ.- М.,1993
Информация о работе Государство в микроэкономике: роль и функции