Государство в рыночной экономике: его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:26, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является теоретическое исследование особенностей взаимодействия государства и рынка.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
Изучить понятие и признаки государства и рыночной экономики;
Исследовать исторический аспект экономической роли государства;
Проанализировать функции государства в рыночной экономике;
Проанализировать сущность государственного регулирования и выявить её недостатки;

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и признаки государства 4
1.1 Понятие государства 4
1.2 Признаки государства 5
2. Понятие и признаки рыночной экономики. 5
2.1 Понятие рыночной экономики 5
2.2 Признаки рыночной экономики 6
3. Экономическая роль государства: исторический аспект. 6
4. Функции государства в рыночной экономике. 7
4.1 Установление и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства. 8
4.2 Обеспечение рыночной конкуренции. 8
4.3 Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами. 8
4.4 Предоставление общественных товаров и услуг. 9
4.5 Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики. 9
4.6 Распределение и перераспределение национального дохода, и обеспечение социально-экономической поддержки. 10
4.7 Участие в хозяйственной деятельности. 10
5. Сущность государственного регулирования и её недостатки 10
Заключение. 12
Список литературы. 13

Файлы: 1 файл

Реферат Государство в рыночной экономике .doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО «Уральская государственная  медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра истории, экономики и правоведения

 

 

Реферат по экономике

на тему: Государство в рыночной экономике: его функции.

           

                                                                           

 

   Выполнил:

                                                                                            Группа №  401

                                                                     Шифр:

Подпись________________

                                                                       

                                                                       Дата выполнения:_10.09.2011 г.

                                                                        

         Проверил: _______________      (  _________ )

Оценка « » Дата ___________200__г.

Представлена  в деканат_________________

Передана  на кафедру____________________

 

 

 

 

Екатеринбург

2011 г.

Оглавление

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный мир - это мир смешанных экономик, где государство функционирует  в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой - несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций "ночного сторожа", а предполагает более широкое поле деятельности.

Главный признак  экономики рыночного типа – раскрепощение от внешнего вмешательства, подчиненные законам и воле людей формы и способы экономической деятельности, дающее возможность в полной мере проявиться хозяйственной самостоятельности и инициативе. Коротко можно было бы дать такое определение: «Рыночная экономика – это экономика свободного предпринимательства».

Основной для  любого государства является факт государственного вмешательства в экономику. Государство  постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.

Государственное регулирование рыночной экономики проявляется двояко. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

С усложнением  системы экономических правоотношений вопрос взаимодействия рынка и государства  приобретает все большую актуальность.

Проблема взаимодействия государства и рынка – одна из центральных в макроэкономической теории. Рынок (развитый или ущербный, полноценный или деформированный) существует при любой экономической организации общества, если производство товарное. Поэтому экономическая теория, говоря о взаимодействии государства и рынка, имеет обычно в виду государство в рыночной экономике, или, как обычно говорят, смешанную рыночную экономику, т.е. рыночную экономику с регулирующей деятельностью государства в ней.

Проблема эта, как уже сказано, прежде всего? макроэкономическая, но она выходит и на микроуровень как проблема взаимодействия государства с отдельными фирмами и домохозяйствами.

Вокруг этой проблемы «скрещиваются копья» практиков – политиков, предпринимателей, хозяйственников – и теоретиков-экономистов, правоведов, социологов.

Целью настоящей работы является теоретическое исследование особенностей взаимодействия государства и рынка.

Достижение  указанной цели обусловило необходимость  постановки и решения следующих задач:

  1. Изучить понятие и признаки государства и рыночной экономики;
  2. Исследовать  исторический аспект экономической роли государства;
  3. Проанализировать функции государства в рыночной экономике;
  4. Проанализировать сущность государственного регулирования и выявить её недостатки;

 

 

 

1. Понятие и  признаки государства

1.1 Понятие государства

Главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это  вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение  в XX в., считают, что народные массы  не способны осуществить власть, управлять  общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные  приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят  из того, что первоисточником и  первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей  природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская  теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему  классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая  сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Классовый подход при раскрытии сущности государства — крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств по меньшей мере теоретически неверно.

Да, классовый  характер, классовая направленность деятельности государства — его  сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная  классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

В развитых демократических  странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

Иначе говоря, в  демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

1.2 Признаки государства

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Каковы же эти признаки?

1. Территориальная организация  населения и осуществление публичной  власти в территориальных пределах. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Принципиальная  особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она  воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

3. Государственный суверенитет. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство  государственной власти внутри страны обозначает:

  • универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;
  • ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);
  • наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

4. Неразрывная связь государства  и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

2. Понятие и  признаки рыночной экономики.

2.1 Понятие рыночной экономики

Государство не может существовать, нормально функционировать  и развиваться без экономического фундамента, базиса, под которым обычно понимаются система экономических (производственных) отношений данного общества, существующие в нем формы собственности. От базиса во многом зависит и собственно государственная финансово-экономическая основа (государственный бюджет).

Исторический  опыт показывает, что оптимальной  экономической основой современного государства может служить социально  ориентированная рыночная экономика, опирающаяся на многообразие форм собственности, которые на равных должны конкурировать друг с другом и доказывать свои преимущества.

Рынок (market) - это совокупность сделок купли и продажи товаров.

В такие сделки повседневно  вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине.   Рынок - это условное место встречи продавцов и покупателей. Между  ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. Рыночная цена = свободная, договорная.

Рыночная  экономика представляет собой систему отношений в которой связи покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на один и тот же товар постоянно стремятся уравняться. Кроме того, рыночная экономика подразумевает господство частной собственности.

2.2 Признаки рыночной экономики

Главное отличие  рыночной экономики заключается:

Для покупателя

Для продавца

• Свобода выбирать товары из множества взаимозаменяемых и независимых благ.

• Свобода отыскивать продавца из числа тех, кто лучше  обслужит и продаст продукт по сходным условиям.

•  Свобода  выбирать наиболее подходящего покупателя.

•   Свобода  иметь возможность распоряжаться  деньгами, вырученными от продажи товаров, по своему усмотрению.


Рыночную сделку можно представить в виде простой  схемы:

3. Экономическая  роль государства: исторический  аспект.

Современная экономика  представляет синтез рыночного механизма  и элементов государственного регулирования.

Представители меркантилизма - первой экономической школы - стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности.

Информация о работе Государство в рыночной экономике: его функции