Государство в рыночной экономике: его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:26, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является теоретическое исследование особенностей взаимодействия государства и рынка.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
Изучить понятие и признаки государства и рыночной экономики;
Исследовать исторический аспект экономической роли государства;
Проанализировать функции государства в рыночной экономике;
Проанализировать сущность государственного регулирования и выявить её недостатки;

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и признаки государства 4
1.1 Понятие государства 4
1.2 Признаки государства 5
2. Понятие и признаки рыночной экономики. 5
2.1 Понятие рыночной экономики 5
2.2 Признаки рыночной экономики 6
3. Экономическая роль государства: исторический аспект. 6
4. Функции государства в рыночной экономике. 7
4.1 Установление и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства. 8
4.2 Обеспечение рыночной конкуренции. 8
4.3 Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами. 8
4.4 Предоставление общественных товаров и услуг. 9
4.5 Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики. 9
4.6 Распределение и перераспределение национального дохода, и обеспечение социально-экономической поддержки. 10
4.7 Участие в хозяйственной деятельности. 10
5. Сущность государственного регулирования и её недостатки 10
Заключение. 12
Список литературы. 13

Файлы: 1 файл

Реферат Государство в рыночной экономике .doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.

Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А. Смита и Д. Рикардо обосновывали лозунг "экономической свободы" и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь.

По мнению А. Смита, государство должно выполнять  три обязанности:

  • ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;
  • ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;
  • создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.

Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

Теоретически  необходимость государственного регулирования  экономики обосновал Дж.М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте  и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем  государственных расходов можно  повернуть ход развития экономики  в нужном направлении.

Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период.

Таковы различные  взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.

4. Функции государства в рыночной экономике.

Выделяют следующие  основные функции государства в  рыночной экономике:

  1. Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
  2. Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.
  3. Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
  4. Предоставление общественных товаров и услуг
  5. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
  6. Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.
  7. Участие в хозяйственной деятельности.

4.1 Установление и обеспечение  соблюдения правовых основ и  законодательства.

Можете ли вы представить себе спортивные соревнования, в которых правила борьбы за победу устанавливаются самими участниками? Кто смог бы контролировать исполнение правил и назначать штрафные очки за их нарушение? Интенсивность рыночной конкуренции не уступает накалу спортивных состязаний. Каждый участник рыночного обмена преследует собственные интересы и стремится получить выгоду. В этой ситуации необходимо вмешательство независимой и незаинтересованной стороны - арбитра, способного разработать, установить и контролировать соблюдение правил игры. В роли арбитра в условиях рынка выступает государство, которое берет на себя задачу обеспечения правовой базы, необходимой для эффективного функционирования рыночной экономики. Государственные органы обеспечивают равные права всем участникам хозяйственной деятельности, играют важную роль при рассмотрении и урегулировании спорных вопросов, возникающих между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, обеспечивают защиту прав собственности, контролируют деятельность фирм в целях недопущения незаконных финансовых операций или нарушения прав потребителей, а также применяют власть для наложения соответствующих наказаний. Законодательно гарантированные права собственности жизненно необходимы для существования и роста экономики свободного предпринимательства. Только с помощью государства могут быть установлены и соблюдены законы, правила и предписания, регулирующие эффективное функционирование рынка и взаимные обязательства его участников.

4.2 Обеспечение рыночной конкуренции.

Свободное предпринимательство  не всегда обеспечивает открытость рынков для конкуренции. Если компании на определенном рынке ограничивают конкуренцию и повышают цены, у потребителей сужается выбор, а производители теряют мотивацию, побуждающую их сокращать издержки и повышать эффективность производства. Государство должно играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, которая является важным принципом рыночной системы экономики.

Антимонопольное регулирование представляет собой  комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством с целью обеспечения  условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование направлено на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке, и включает регулирование уровня концентрации производства, ценовое и налоговое регулирование. В настоящее время государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства РФ осуществляется Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

4.3 Решение вопросов, связанных  с внешними эффектами: издержками  и выгодами.

Государство играет важную роль в решении вопросов, связанных с внешними эффектами, нейтрализация которых не подвластна ценовому механизму рынка. Внешние эффекты – это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг выгоды или издержки потребителей и фирм, не являющихся непосредственными участниками видов деятельности, приводящих к внешним эффектам. Выгоды или издержки, о которых идет речь, появляются, когда участники экономической системы принимают решения, не неся альтернативных затрат (издержек) в связи со своим выбором.

Примером внешних  издержек может служить деятельность фирмы по ремонту и очистке  водного транспорта, в технологии производства которой используется много воды.

Когда рынок  не может регулировать такие издержки, государство предпринимает всевозможные шаги, чтобы побудить людей считаться  с внешними издержками, которые в  результате их неумышленных действий приходится нести другим людям.

Без вмешательства  государства ориентированные на минимизацию издержек предприятия, работающие в условиях рынка, не стали  бы тратить деньги на эти дорогостоящие  мероприятия. Необходимость соблюдения государственных стандартов приводит к увеличению издержек предприятий и снижает влияние отрицательных внешних эффектов. Другим примером отрицательного внешнего эффекта является так называемое вторичное курение, когда от курения одного человека страдают окружающие. В сфере производства отрицательный внешний эффект возникает, когда происходит выброс дыма или иных загрязнений в воздух или ближайшие водоемы, осуществляемый, например, химическими заводами. Государство может также ввести дополнительный налог на прибыль предприятий, загрязняющих окружающую среду, и использовать полученные средства для очистки водоемов или, наоборот, выплачивать дотации производителям образовательных услуг или обучающимся либо и тем и другим, чтобы сделать образование более доступным для большинства граждан.

4.4 Предоставление общественных товаров и услуг.

Механизм свободного рынка позволяет людям удовлетворить  только те потребности, которые выражаются через платежеспособный спрос. Большинство  товаров и услуг, производимых и  реализуемых на рынке, являются частными благами, т.е. предназначенными для индивидуального потребления.

Предоставление  населению общественных благ становится одной из функций государства  в рыночной экономике, а их финансирование ложится на центральные и местные  бюджеты, которые формируются за счет налогов.

Необходимо  отметить, что в ряде случаев непросто отделить общественные блага от частных. Есть немало видов услуг, имеющих  признаки и тех, и других. К их числу относятся услуги образования, учреждений культуры. С одной стороны, они близки к общественным благам. Люди потребляют их совместно и поровну, например школьники, обучающиеся в одном классе, посетители музеев и кинотеатров и т.д. С другой стороны, они близки к частным благам, так как не отвечают принципу неисключаемости их потребления. Высокая плата за обучение, посещение музея или кинотеатра может исключить из состава потребителей лиц с низкими доходами. Политика государства в отношении таких услуг должна быть достаточно гибкой: их нельзя полностью осуществлять за счет государства, но и недопустима полная их приватизация. Например, во всем мире большинство школ и других учебных заведений являются государственными. Поэтому в условиях рыночной экономики, как правило, используется промежуточный вариант: наряду с государственными колледжами, университетами существуют и частные, пользующиеся поддержкой государства.

4.5 Стимулирование экономического  роста и стабилизация экономики.

Государство имеет  возможность вносить определенный вклад в предотвращение резких спадов и подъемов производства, сокращение уровня безработицы, стабилизации цен и обеспечения экономического роста. Однако это не легкая задача, потому что эти цели иногда вступают в противоречие. Например, попытки снизить уровень безработицы могут закончиться ростом цен. Экономисты спорят, может ли государство обеспечить экономическую стабильность и не лучше ли предоставить решение этой задачи рынку. Некоторые считают даже, что попытки по стабилизации экономики иногда приводят совершенно к противоположному эффекту. Тем не менее, полная занятость (т.е. поддержание безработицы на естественном уровне), стабильные цены и экономический рост признаются важнейшими целями государственного регулирования.

4.6 Распределение и перераспределение  национального дохода, и обеспечение  социально-экономической поддержки.

Цель многих правительственных программ – перераспределение  доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоев  населения.

Во многих странах  государственные программы перераспределения  доходов делятся на две основные категории.

  1. Программы по увеличению дохода: социальное страхование, пенсионные программы, государственные пособия, продовольственные талоны и страхование по безработице, являются примерами таких программ.
  2. Программы, направленные на устранение причин бедности и экономически неблагоприятных условий.

Целью данных программ, является обеспечение социальных и  экономических условий для развития образования, здравоохранения и  инвестиций в человеческий капитал.

Многие экономисты считают, что участие государства  в перераспределении доходов позволяет добиться справедливости. Но реализация политики, направленной на более справедливое распределение доходов, порой приводит к искажению стимулов труду, изменению поведения людей и снижению эффективности использования ресурсов.

4.7 Участие в хозяйственной деятельности.

Государство участвует  в рыночной экономике не только в  качестве арбитра и менеджера, крупнейшего  производителя и потребителя  товаров и услуг. В качестве потребителя  государство приобретает товары и услуги специфического назначения, например, военные самолеты, танки, боевые корабли и другое оборудование, необходимое для осуществления национальной обороны. В качестве производителя - предоставляет обществу так называемые общественные блага и услуги (например, здравоохранение, национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и прочие), поскольку к их производству безразличен рынок.

5. Сущность государственного регулирования и её недостатки

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро - и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.

Российские экономисты отмечают ряд негативных последствий активной роли государства в экономике.

1. Недостаточная информированность государства о последствиях своей деятельности.

Недостаточная информированность заключается  в том, что результаты многих действий государства трудны для осознания  и непредсказуемы. Когда Правительство  бывшего СССР приняло Программу борьбы с алкоголизмом, оно имело ввиду самые благородные цели. Однако жизнь показала, что сокращения потребления алкоголя не произошло, зато были вырублены ценнейшие сорта винограда, утеряны рецепты производства редчайших вин, остановлены ряд винзаводов и т.д. Словом, государство не всегда может предсказать следствия предпринимаемых шагов и в полной мере решить стоящие перед ним задачи.

Информация о работе Государство в рыночной экономике: его функции