Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 09:33, контрольная работа
Сто лет тому назад, в 1901 – 1902 гг. при раскопках столицы древнего Элама города Сузы археологи обнаружили оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, которая ныне хранится в Лувре. Это был свод законов Вавилона, созданный в конце царствования царя Хаммурапи (около 1760 г. до н.э.). Это были одни из первых законов экономики (науки о богатстве).
В сложном переплетении биологических и социальных, материальных и
духовных сторон жизни человека экономическая теория анализирует решающую область жизнедеятельности людей, а именно сферу производства и
распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без
которой были бы невозможны все другие многообразные формы реализации
личностных и общественных интересов.
Введение………………………………………………………….. 3 стр.
Роль государства в рыночной экономике………………………. 4 стр.
Роль и значение экономического равновесия…………………...7 стр.
Методы государственного воздействия на рынок……………... 9 стр.
Проблемы и ограничения государственного вмешательства…. 12 стр.
Дерегулирование и приватизация………………………………. .13стр.
Государственное регулирование в сельском хозяйстве………...14 стр.
Заключение………………………………………………………….16стр.
Список литературы……………………………………………….. .17 стр.
Факультет подготовки государственных и муниципальных служащих
Кафедра общепрофессиональных дисциплин
Специальность – «Юриспруденция»
Дисциплина : экономика
Контрольная работа
Тема № Государство в рыночной экономике.
Преподаватель: Дятлов Ю.Н.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
Сто лет тому назад, в 1901 – 1902 гг. при раскопках столицы древнего Элама города Сузы археологи обнаружили оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, которая ныне хранится в Лувре. Это был свод законов Вавилона, созданный в конце царствования царя Хаммурапи (около 1760 г. до н.э.). Это были одни из первых законов экономики (науки о богатстве).
В сложном переплетении
биологических и социальных, материальных
и
духовных сторон жизни человека экономическая теория
анализирует решающую область жизнедеятельности
людей, а именно сферу производства и
распределения жизненных благ в условиях
ограниченных ресурсов, без
которой были бы невозможны все другие
многообразные формы реализации
личностных и общественных интересов.
Экономическая теория в изучении
человеческого общества исходит из важнейшей
предпосылки о том, что
человек является одновременно и производителем
и потребителем
экономических благ. Человек не только
создает, но и приводит в действие
и определяет способы использования техники
и технологии, которые, в свою
очередь, предъявляют и новые требования
к физическим и интеллектуальным
параметрам человека. Экономическая теория
выделяет в человеке главным
образом то, что отвечает задаче объяснения
экономического поведения
людей в различных хозяйственных системах
при ограниченности ресурсов и
безграничности человеческих потребностей.
Основоположником классической
школы в экономической науке А.Смитом
была дана формулировка понятия
«homo economics»- «экономический человек». А.Смит
считал, что основным
стимулом экономической активности человека
является частный интерес.
Реализовать свой интерес человек может
только путем взаимообмена с
другими людьми результатами частной
экономической активности, иначе
говоря, в процессе разделения труда. Преследуя
частные интересы, люди
объективно удовлетворяют потребности
друг друга. Процветание общества,
таким образом, возможно только на путях
индивидуального благополучия, а
частный интерес, ведущий к достижению
этого благополучия, это достаточно
мощный стимул. Конечно, образ «человека
экономического», или «homo
economicus» страдает определенной односторонностью,
поскольку человек -
не только «человек экономический». И,
тем не менее, экономическая
деятельность людей – существенная характеристика
реализации человеческой
личности, условие, основа и предпосылка
всех иных сторон жизни, как
отдельного человека, так и общества в
целом.
Роль государства в рыночной экономике.
Роль государства в механизме рыночной экономики – основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики – ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако с 30 – х гг. ХХ в. рыночная экономика потребовала активного государственного регулирования.
Кейнсианство знаменовало переход к принципиально новому пониманию рыночной экономики – к тому, что рыночная экономика нуждается в регулировании и что это регулирование может осуществить только государство. Однако кейнсианская политика оказалась неадекватной в рыночной экономики, поэтому с 70-х годов сформировался новый подход – монетаризм, который не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более «тонкий» экономический механизм государственного регулирования.
Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы, поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые не разрушая ее рыночную природу, в тоже время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность.
Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:
Таким образом, современная рыночная экономика является «государственно-регулируемой. Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.
Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:
- минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов,
- создание правовых, финансовых
и социальных предпосылок
- обеспечение социальной
защиты тех групп рыночного
общества, положение которых в
конкретной экономической ситуа
Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику. (Мамедов О.Ю. «Современная экономика 1995 год, 244 – 249стр.).
Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т.д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».
Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:
- жесткий контроль над ценами предприятий – монополистов,
- дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур,
- поддержку конкуренции,
- поощрение диверсификации,
- антимонопольную экспертизу принимаемых законов.
Формы монопольного статуса способны меняться, приспосабливаясь к специфике конкретных сфер. Поэтому антимонополизм образует постоянное направление государственного регулирования рыночной экономики.
Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы.
В строгом экономическом смысле инфляция есть рост цен, как результат опережение объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостном объектом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:
- или стабилизация
совокупного платежеспособного
спроса, что требует жесткого ограничен
- или переход к «равновесным»
(свободным) рыночным ценам,
- или увеличение предложения,
что требует стимулирования
Основным источником государственных доходов (в результате которых и образуется государственный бюджет) являются налоги, а также предпринимательская деятельность самого государства (доходы от госпредприятий, сдача объектов госсобственности в аренду, продажа лицензий и права на концессию, таможенные пошлины, эмиссия и продажа государственных ценных бумаг).(Сироткин В.Б. «Современные тенденции и проблемы экономического развития», 224 стр.)
Хотя размеры государственных доходов постоянно растут величина государственных расходов растет еще быстрее. Эта диспропорция объясняется основными направлениями использования государственного бюджета в современном обществе:
1 субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально-значимые сферы рыночной экономики, а также оказывать поддержку частным предприятиям, попадающим в кризисную ситуацию («средства на санацию»),
2 финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения,
3 стратегические инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, на оборону, поддержку экспорта, охрану окружающей среды,
4 государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг), стимулирующие прирост дополнительного спроса.
Понятно, что размеры по каждому из названных направлений способны оказать ощутимое влияние на деятельность рыночных субъектов в соответствующих сферах экономики.
В настоящее время государство обладает широким «набором» эффективных финансовых регуляторов: налоги, инвестиции, дотации, кредиты, ставки учетного процента, льготы для производящих приоритетную социальную продукцию, регулирование цен, финансирование крупных научно-технических программ, государственное предпринимательство.
Налоги – обязательные государственные сборы. Именно справедливость и рациональность налогообложения придает рыночной экономике цивилизованный характер. Современная налоговая система стремится реализовать следующие принципы:
1 обязательность и
всеобщность налогообложения
2 сочетание прямого и косвенного налогообложения,
3 стабильность и динамика налоговой ставки (в зависимости от сферы занятости и уровня доходов налогоплательщиков),
4 неотвратимость административной и финансовой ответственности налогоплательщиков за сокрытие доходов (объектов), подлежащих налогообложению.
Инвестиции – здесь государство применяет следующие методы: выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит.