Государство в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 09:33, контрольная работа

Описание работы

Сто лет тому назад, в 1901 – 1902 гг. при раскопках столицы древнего Элама города Сузы археологи обнаружили оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, которая ныне хранится в Лувре. Это был свод законов Вавилона, созданный в конце царствования царя Хаммурапи (около 1760 г. до н.э.). Это были одни из первых законов экономики (науки о богатстве).
В сложном переплетении биологических и социальных, материальных и
духовных сторон жизни человека экономическая теория анализирует решающую область жизнедеятельности людей, а именно сферу производства и
распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без
которой были бы невозможны все другие многообразные формы реализации
личностных и общественных интересов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….. 3 стр.
Роль государства в рыночной экономике………………………. 4 стр.
Роль и значение экономического равновесия…………………...7 стр.
Методы государственного воздействия на рынок……………... 9 стр.
Проблемы и ограничения государственного вмешательства…. 12 стр.
Дерегулирование и приватизация………………………………. .13стр.
Государственное регулирование в сельском хозяйстве………...14 стр.
Заключение………………………………………………………….16стр.
Список литературы……………………………………………….. .17 стр.

Файлы: 1 файл

КР по экономике..doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)


 

                                       ФГОУ  ВПО  ПЮИ  ФСИН  России 

          Факультет  подготовки государственных и  муниципальных служащих

 

                          Кафедра общепрофессиональных дисциплин

                                  

                                 Специальность – «Юриспруденция»

 

Дисциплина : экономика

                                  Контрольная работа

 

                 

                   Тема №   Государство в рыночной экономике.

 

 

 

 

 

Преподаватель: Дятлов Ю.Н.

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Студент: Баннова А.П.

                                                                                      Курс: 1  учебная группа 694

                                                                                      Место жительства:  г. Псков

                                                                                      ул. Новгородская 14а – 31

                                                                                      телефон 62-33-47

                                                                                      регистрационный номер

                                                                                      от «   »                              20   г.

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

                                                           Псков

                                                             2010                    
         

 

 СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

  1. Введение………………………………………………………….. 3 стр.
  2. Роль государства в рыночной экономике………………………. 4 стр.
  3. Роль и значение экономического равновесия…………………...7 стр.
  4. Методы государственного воздействия на рынок……………... 9 стр.
  5. Проблемы и ограничения государственного вмешательства…. 12 стр.
  6. Дерегулирование и приватизация………………………………. .13стр.    
  7. Государственное регулирование в сельском хозяйстве………...14 стр.   
  8. Заключение………………………………………………………….16стр.
  9. Список литературы……………………………………………….. .17 стр.                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Введение.

 

       Сто  лет тому назад, в 1901 – 1902 гг. при раскопках столицы древнего Элама города Сузы археологи обнаружили оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, которая ныне хранится в Лувре. Это был свод законов Вавилона, созданный в конце царствования царя Хаммурапи (около 1760 г. до н.э.). Это были одни из первых законов экономики (науки о богатстве).

В сложном переплетении биологических и социальных, материальных и 
духовных сторон жизни человека экономическая теория анализирует решающую область жизнедеятельности людей, а именно сферу производства и 
распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без 
которой были бы невозможны все другие многообразные формы реализации 
личностных и общественных интересов. Экономическая теория в изучении 
человеческого общества исходит из важнейшей предпосылки о том, что 
человек является одновременно и производителем и потребителем 
экономических благ. Человек не только создает, но и приводит в действие 
и определяет способы использования техники и технологии, которые, в свою 
очередь, предъявляют и новые требования к физическим и интеллектуальным 
параметрам человека. Экономическая теория выделяет в человеке главным 
образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения 
людей в различных хозяйственных системах при ограниченности ресурсов и 
безграничности человеческих потребностей. Основоположником классической 
школы в экономической науке А.Смитом была дана формулировка понятия 
«homo economics»- «экономический человек». А.Смит считал, что основным 
стимулом экономической активности человека является частный интерес. 
Реализовать свой интерес человек может только путем взаимообмена с 
другими людьми результатами частной экономической активности, иначе 
говоря, в процессе разделения труда. Преследуя частные интересы, люди 
объективно удовлетворяют потребности друг друга. Процветание общества, 
таким образом, возможно только на путях индивидуального благополучия, а 
частный интерес, ведущий к достижению этого благополучия, это достаточно 
мощный стимул. Конечно, образ «человека экономического», или «homo 
economicus» страдает определенной односторонностью, поскольку человек -  
не только «человек экономический». И, тем не менее, экономическая 
деятельность людей – существенная характеристика реализации человеческой 
личности, условие, основа и предпосылка всех иных сторон жизни, как 
отдельного человека, так и общества в целом.  

        Роль государства в рыночной экономике.

 

 

   Роль государства в механизме рыночной экономики – основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики – ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако с 30 – х гг. ХХ в. рыночная экономика потребовала активного государственного регулирования.

 Кейнсианство знаменовало  переход к принципиально новому пониманию рыночной экономики – к тому, что рыночная экономика нуждается в регулировании и что это регулирование может осуществить только государство. Однако кейнсианская политика оказалась неадекватной в рыночной экономики, поэтому с 70-х годов сформировался новый подход – монетаризм, который не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более «тонкий» экономический механизм государственного регулирования.

 Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы, поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые не разрушая ее рыночную природу, в тоже время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность.

  Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

  1. при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те  социально – значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из – за малой прибыльности).
  2. государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.
  3. государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
  4. государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облегченно.
  5. особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

Таким образом, современная  рыночная экономика является «государственно-регулируемой. Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

Государственное регулирование  рыночной экономики преследует три  цели:

- минимизацию неизбежных  негативных последствий рыночных процессов,

- создание правовых, финансовых  и социальных предпосылок эффективного  функционирования рыночной экономики,

- обеспечение социальной  защиты тех групп рыночного  общества, положение которых в  конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Для достижения названных  целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику. (Мамедов О.Ю. «Современная экономика 1995 год, 244 – 249стр.).

Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т.д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

 - жесткий контроль над ценами предприятий – монополистов,

 - дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и   коммерческих структур,

 - поддержку конкуренции,

 - поощрение диверсификации,

 - антимонопольную экспертизу принимаемых законов.

Формы монопольного статуса  способны меняться, приспосабливаясь к специфике конкретных сфер. Поэтому  антимонополизм образует постоянное направление  государственного регулирования рыночной экономики.

Столь же актуальна и  дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку  современной рыночной  экономике  присущи деформирующие ее инфляционные процессы.

В строгом экономическом  смысле инфляция есть рост цен, как результат опережение объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостном объектом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:

- или стабилизация  совокупного платежеспособного  спроса, что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения,

- или переход к «равновесным»  (свободным) рыночным ценам, что  в условиях инфляции всегда  означает рост цен,

- или увеличение предложения,  что требует стимулирования предпринимательской  активности.

Основным источником государственных доходов (в результате которых и образуется государственный бюджет) являются налоги, а также предпринимательская деятельность самого государства (доходы от госпредприятий, сдача объектов госсобственности в аренду, продажа лицензий и права на концессию, таможенные  пошлины, эмиссия и продажа государственных ценных бумаг).(Сироткин В.Б. «Современные тенденции и проблемы экономического развития», 224 стр.)

Хотя размеры государственных  доходов постоянно растут величина государственных расходов растет еще быстрее. Эта диспропорция объясняется основными направлениями использования государственного бюджета в современном обществе:

 1 субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально-значимые сферы рыночной экономики, а также оказывать поддержку частным предприятиям, попадающим в кризисную ситуацию («средства на санацию»),

 2 финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения,

 3 стратегические инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, на оборону, поддержку экспорта, охрану окружающей среды,

 4 государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг), стимулирующие прирост дополнительного спроса.

Понятно, что размеры  по каждому из названных направлений  способны оказать ощутимое влияние  на деятельность рыночных субъектов в соответствующих сферах экономики.

 В настоящее время государство обладает широким «набором» эффективных финансовых регуляторов: налоги, инвестиции, дотации, кредиты, ставки учетного процента, льготы для производящих приоритетную социальную продукцию, регулирование цен, финансирование крупных научно-технических программ, государственное предпринимательство.

Налоги – обязательные государственные сборы. Именно справедливость и рациональность налогообложения  придает рыночной экономике цивилизованный характер. Современная налоговая  система стремится реализовать  следующие принципы:

1 обязательность и  всеобщность налогообложения физических  и юридических лиц,

2 сочетание прямого  и косвенного налогообложения,

3 стабильность и динамика  налоговой ставки (в зависимости  от сферы занятости и уровня  доходов налогоплательщиков),

4 неотвратимость административной и финансовой ответственности налогоплательщиков за сокрытие доходов (объектов), подлежащих налогообложению.

 Инвестиции – здесь государство применяет следующие методы: выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит.

Информация о работе Государство в рыночной экономике