Государство в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 09:33, контрольная работа

Описание работы

Сто лет тому назад, в 1901 – 1902 гг. при раскопках столицы древнего Элама города Сузы археологи обнаружили оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, которая ныне хранится в Лувре. Это был свод законов Вавилона, созданный в конце царствования царя Хаммурапи (около 1760 г. до н.э.). Это были одни из первых законов экономики (науки о богатстве).
В сложном переплетении биологических и социальных, материальных и
духовных сторон жизни человека экономическая теория анализирует решающую область жизнедеятельности людей, а именно сферу производства и
распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без
которой были бы невозможны все другие многообразные формы реализации
личностных и общественных интересов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….. 3 стр.
Роль государства в рыночной экономике………………………. 4 стр.
Роль и значение экономического равновесия…………………...7 стр.
Методы государственного воздействия на рынок……………... 9 стр.
Проблемы и ограничения государственного вмешательства…. 12 стр.
Дерегулирование и приватизация………………………………. .13стр.
Государственное регулирование в сельском хозяйстве………...14 стр.
Заключение………………………………………………………….16стр.
Список литературы……………………………………………….. .17 стр.

Файлы: 1 файл

КР по экономике..doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 Дотации – денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов.

 Учетные ставки – разница между номиналом ценных бумаг и размером их досрочной оплаты.

 Регулирование цен  – государство в праве установить  цены на продукцию предприятий  монополистов.

Особым направлением в государственном регулировании  рыночной экономики является защита отдельных социальных групп.

Направления социальной защиты:

1 гарантия минимума заработной платы.

2 обеспечение занятости

3 индексация фиксированных  доходов.

(Мамедов О.Ю. «Современная экономика 1995 год, 248 – 256стр.).

 

 

                Роль и значение экономического равновесия.

 

  Залогом эффективного функционирования любого живог7о организма, будь то природа или общество, является стремление к состоянию равновесия. Отклонение от равновесия, т.е. от нормы, вызывает болезнь, а целью лечения является достижение утраченного равновесия. Данная непреложная истина справедлива как для физического тела, так и для экономики, которая постоянно находится в поиске равновесия.

   Макроэкономическое равновесие – центральная проблема общественного воспроизводства. Это ключевая категория экономической теории, характеризующаяся сбалансированностью экономических процессов. Недаром проблема «выхода» экономической системы на равновесие экономисты интересуются уже несколько веков: «Экономическая таблица» Франсуа Кенэ (XVIIIв.), схемы воспроизводства Карла Маркса (XIXв.), теория «затраты – выпуск» Василия Леонтьева (XXв.) и др.

Равновесие отражает такое состояние общества, которое устраивает всех его членов.

Однако подобное положение возможно лишь в идеальных условиях при совершенной конкуренции, не нарушаемых побочными эффектами, такими как циклические структурные кризисы, инфляция, нечестная конкуренция и т.д. Все они выводят экономику из сбалансированности. Но даже в этих условиях экономическую систему можно привести в динамическое равновесие. Значит, в реальной жизни идеальное равновесие является исключительным, мимолетным моментом, которое редко достигается. «Нормальное» состояние экономики предполагает возможность отклонения на отдельных рынках от состояния общего равновесия. Однако, несмотря на несовпадение идеального и реального равновесия, равновесный анализ широко используется, так как в достижении равновесия заинтересованы все экономические агенты. Различают частичное и общее равновесие.

 

Частичным называется равновесие на отдельно взятом рынке товаров, услуг, факторов производства.

Общим экономическим равновесием называется такое состояние национальной экономики, при котором на всех рынках одновременно обеспечивается равенство спроса и предложения, и ни один из экономических агентов не заинтересован в изменении объема своих покупок или продаж.

 

   Понятие общего экономического равновесия разработано Л. Вальрасом. В его трактовке – это состояние, при котором эффективное предложение и эффективный спрос на производственные услуги уравниваются на рынке услуг, эффективное предложение и эффективный спрос на продукты уравниваются на рынке продуктов и, наконец, продажная цена равна издержкам производства, выраженным в производственных услугах.

  Новейшие исследования в области равновесия позволяют сделать ряд существенных дополнений к работам Вальраса. Экономическая теория имеет дело не со стабильным равновесием, а с постоянным его нарушениями, что образно названо «равновесие – неравновесие». Из этого следует три существенных вывода.

1 Равновесие надо рассматривать как абстрактный модельный идеал (его никогда не было и не может быть, но с него необходимо начинать исследование).

2 Равновесие есть динамическое оптимальное неравновесие. Это означает, что оно, представляя собой отклонение цен от стоимости, результатов – от затрат.

3 Равновесие играет негативную, разрушительную роль, понуждая экономические субъекты действовать вопреки их глубинным интересам, как интересам общества в целом.

   Равновесие всей экономической системы в целом называется макроэкономическим равновесием и проявляется в виде пропорциональности:

а) между производством продукции и ее потреблением,

б) между вовлеченными в оборот ресурсами и их использованием,

в) между предложением товаров и их спросом,

г) между материально-вещественными и финансовыми потоками.

Согласованность всех этих единичных пропорций общественного воспроизводства приводит к сбалансированному развитию экономической системы в целом. (Гукасьян Г.М. «экономическая теория», 303- 305тр.)

 

 

 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК.

 
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.  
Государственные расходы. 0считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей.

  1. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т. д. )
  2. Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т. д.

Нужно заметить, что государственные  закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны  с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления. (Селищев А. С. «Макроэкономика», 2000 год, 270 – 280 стр.) 
 Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например в США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг).  
Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии 2прогрессивности 0налогообложения - отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода:  
1 -пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);  
2 -регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);  
3 -прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше налог). (Шамхалов Ф. «Государство и экономика», 2000 год, 70 - 90стр.) 
     Как мне представляется, наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду, а следовательно - к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю.  
Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуации резонно понизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает 3честное 0предпринимательство более прибыльным, приведет к большим доходам государства и снизит уровень криминализации бизнеса.  
Государственное регулирование . 0призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.  
Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночным ценам. (Ильенкова С.Д. «Экономически – статистический анализ», 158 стр.)  
      Государственное предпринимательство 0осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т. д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией. (Архипова А.И., Нестеренко А.Н., «Экономика»  524 – 530 стр.) 
       Государственное предпринимательство должно развиваться только в тех сферах, где просто нет иного выхода. Дело в том, что по сравнению с частными государственные предприятия являются менее эффективными. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т. д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т. д.).  
   Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т. д. (Чепурена М.Н., Киселева Е.А. «Курс экономической теории», 425 стр.) 
Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.  
Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО                      ВМЕШАТЕЛЬСТВА.

 
Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т. д.  
      Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам. (Шишкин А.Ф. «Экономическая теория», 340стр.)  
Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.  
Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.  
 

                            Дерегулирование и приватизация.  
 
        Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.  
По оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год. В силу определенных несовершенств государственное вмешательство иногда влечет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос о дерегулирование экономики и о приватизации. Дерегулирование предполагает снятие законодательных актов, которые сдерживают вхождение потенциальных конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги. Например, в США в 80-е годы дерегулирование затронуло грузовой автотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В результате снизились цены и улучшилось обслуживание пассажиров. Американскому обществу дерегулирование грузовых перевозок, воздушного и железнодорожного транспорта принесло выгоду, оцениваемую соответственно в 39-63 млрд. дол., 15 млрд. дол. и 9-15 млрд. дол. в год.  (Гукасьян Г.М. «экономическая теория», 300 - 307стр.)

    Приватизация - продажа государственных предприятий частным лицам или организациям - направлена на повышение хозяйственной рациональности. Она вызвана тем, что государственные предприятия оказываются убыточными и неэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственный сектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получению мощной прибыли, как это делает частное предпринимательство. Для предпринимателя - одно из двух: прибыль или убытки. Если частное предприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается. Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может не стремиться к повышению своей рентабельности.  
Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство нужно только там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок более эффективно решит поставленные экономические задачи.  

 

Государственное регулирование в сельском хозяйстве.  

В современной западной экономике сельское хозяйство - одна из важнейших сфер активного вмешательства. В этой области производства главный  принцип свободного рынка, а именно игра спроса и предложения, оказывается практически неприменим. Правда, и государственное вмешательство - далеко не панацея. Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяют большое внимание проблемам аграрного рынка, однако ни производители, ни потребители не удовлетворены положением дел в аграрном секторе.  
Источник проблем в том, что в развитых странах благодаря высокой производительности труда производство аграрной продукции значительно превышает потребности населения.  
Цели государственного регулирования в сфере сельского хозяйства включают:  
а) повышение производительности путем внедрения технического прогресса и рационализации производства, максимально эффективному использованию всех производственных факторов, особенно рабочей силы;  
б) обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни сельского населения;  
в) стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции;  
г) гарантированное снабжение внутреннего рынка;  
д) забота о поставках аграрной продукции потребителям по "разумным ценам". (В. Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве"-МЭиМО,1992г., стр.139.) 
Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка. Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет.  
Функционирование этого механизма можно проиллюстрировать на примере рынка зерна. Исходным пунктом является ориентировочная цена, рекомендуемая государством. Она несколько превышает рыночную цену, чем гарантируются не только доходы сельских хозяев, но и создаются стимулы к расширению производства. В результате предложение превышает спрос. Когда рыночная цена снижается до определенного уровня, предлагаемое сельскими хозяевами зерно скупается государством по так называемой "интервенционной цене" в неограниченных количествах.( Куторжевский  Г.А. «Экономика основы теории»,  265стр.) 
Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести риск сбыта, на деле это правило не действует в отношении производителей многих аграрных продуктов. Существуют и механизмы защиты от дешевого импорта и поощрения экспорта. Это означает, что при ввозе устанавливается ввозная пошлина, приравнивающая цену продукта к внутренней цене. При вывозе же государство выплачивает экспортерам разницу между внутренней ценой и ценой мирового рынка. Надо заметить, что данная политика спровоцировала много проблем. С одной стороны, накоплены огромные запасы продовольствия, с другой - недовольства крестьян, считающих, что не обеспечен их прожиточный минимум. В данной ситуации крупные агропромышленные предприятия получают приличные доходы, в то время как мелкие производители едва сводят концы с концами. Таким образом, сельское хозяйство остается слабым местом государственного регулирования. Однако, по-видимому, положение дел в сельском хозяйстве останется неизменным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучение экономики и государственной политики в сфере  экономики дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на каждом конкретном уровне, в самой начальной точке производства. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.  
Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.  
Трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.  
Основная задача государства состоит в том, что не вмешиваясь контролировать рыночную экономику.  
 
 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., «Экономика»  М.:1998 год, «Проспект»    790 стр.

  2. В. Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве", МЭиМО, N 10-11, 1992 год.  
  3. Гукасьян Г.М. «экономическая теория», Санкт – Петербург 2004 год, «Питер», 480стр.

  4. Ильенкова С.Д. «Экономически – статистический анализ», Москва 2002 год, 215 стр.

  5. Казаков А.П., Минаев Н.П. «Экономика» Москва  «издательство ЦИПНКАП» 1996 год, 392 стр.

  6. Куторжевский  Г.А. «Экономика основы теории»,  Москва «издательство Экономика», 2004год, 382стр.

  7. Мамедов О.Ю. «Современная экономика», Ростов – на – Дону, «Феникс», 1995 год, 605 стр.

  8. Селищев А. С. «Макроэкономика», Санкт – Петербург 2000 год, «Питер» 440 стр.

Информация о работе Государство в рыночной экономике