Границы государственного вмешательства в экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:33, реферат

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоритические взгляды на государственное регулирование 4
2. Объекты государственного регулирования 7
3. Средства государственного регулирования 10
4. Цели государственного регулирования экономики 14
5. Границы эффективности государственного регулирования экономики 15
6. Границы роста дохода государства 16
7.Регулирование российской экономики при переходе к рынку: ошибки и
некоторые необходимые меры 19
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

микроэкономика.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Санкт-Петербургский  Государственный  Университет

Экономики и Финансов

(Новгородский  филиал) 
 
 

Реферат

по  дисциплине «Микроэкономика»

на  тему:

 

Границы государственного вмешательства  в экономику

   
 
 
 

                    Выполнила:

                    студентка гр. Д.03.5

                    Сосудина  Е. С. 
                     
                     

                    Проверила:

                    Евдокимова  М.В. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Великий Новгород

2005 

Содержание 

Введение            3

1.Теоритические взгляды на государственное регулирование   4

2. Объекты государственного регулирования      7

3. Средства государственного регулирования             10

4. Цели государственного  регулирования экономики            14

5. Границы эффективности  государственного регулирования  экономики      15

6. Границы роста  дохода государства              16

7.Регулирование  российской экономики при переходе  к рынку: ошибки и

   некоторые  необходимые меры               19

Заключение                  21

Список литературы                 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

В обеспечении  нормального функционирования любой  современной экономической системы  важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории  своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.

Не менее  важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление  населения, объем национального  производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

Вне зависимости  от господствующих экономических доктрин  никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование рыночной экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой  экономической системе, в том  числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах  оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ  НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ.

 

    Отношение к государственному вмешательству  в экономику на разных этапах её становления было различным. 

          а) Меркантилисты. 

      История государственного регулирования   восходит  к  концу средневековья.  В  то время основной экономической  школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство  государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота.  В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.  

        б) Классическая теория. 

         Следующей ступенью  развития  представлений  о роли государства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой, он утверждал, что свободная игра рыночных сил (принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство.

    В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно.  В своем описании  системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению  своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития,  увеличивая  в  конечном  итоге  благосостояние, как его самого, так и общества в целом.      Главное заключалось в том,  что для  всех  субъектов  хозяйственной  деятельности  должны  быть гарантированы основные экономические свободы,  а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. 

    в) Кейнсианская теория. 

    В 30-е года нашего века,  после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль  государства.  Теорию  Кейнса  можно назвать  "кризисной",  так  как  он  рассматривает  экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться  в  экономику  по  причине отсутствия у свободного рынка механизмов,  которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики  из  кризиса.  Кейнс считал,  что государство должно воздействовать на рынок в целях  увеличения  спроса,  так  как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.

    Он  предлагал несколько инструментов. 

    Это гибкая  кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная  политика  позволяет  перешагнуть  через один из серьезнейших барьеров - не эластичность заработной платы.  Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег  в  обращении.  При  увеличении  денежной массы реальная зарплата уменьшится,  что будет  стимулировать  инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет  этих  средств  финансировать нерентабельные предприятия.

    Это не только уменьшит безработицу,  но  и  снимет  социальную напряженность.

    Главными  чертами кейнсианской модели регулирования  являются:

-   высокая доля национального   дохода,  перераспределяемая через  госбюджет;

- создание  обширной  зоны  государственного  предпринимательства  на  основе  образования  государственных и смешанных предприятий;

- широкое   использование  бюджетно-финансовых  и  кредитно-финансовых регуляторов  для стабилизации экономической  конъюнктуры,  сглаживания циклических  колебаний, поддержания высоких  темпов роста и высокого уровня занятости.

         Модель государственного    регулирования,    предложенная  Кейнсом,  позволила ослабить  циклические колебания  в   течение более чем двух послевоенных  десятилетий. Однако примерно  с начала 70-х гг.  стало проявляться  несоответствие между  возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями.  Кейнсианская модель могла быть  устойчивой только  в условиях высоких темпов роста.  Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без  ущерба  накоплению  капитала.  Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились.  Был, опровергнут закон  Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль.  Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная  перестройка  системы  государственного регулирования и сложилась новая,  неоконсервативная модель регулирования. 

        г) Неоклассическая теория. 

       Теоретической основой неоконсервативной модели  послужили концепции  неоклассического  направления  экономической мысли. Трансформация модели государственного  регулирования  заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого -  использование  косвенных  мер  воздействия  на предложение.  Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и  возродить свободу   частного   предпринимательства.  Экономический  пост рассматривается как функция от  накопления  капитала,  которое осуществляется   из   двух  источников:  за  счет  собственных средств,  т.е.  капитализации части прибыли и за счет  заемных средств  (кредитов).  Поэтому  в  соответствии  с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса  накопления капитала и повышения производительности производства.     

         Главные преграды на этом пути - высокие налоги  и  инфляция. Высокие налоги ограничивают  рост капиталовложений, а инфляция  удорожает кредит и тем   самым  затрудняет, использование заемных средств, для накопления.  Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе  рекомендаций   монетаристов  и  предоставление  налоговых  льгот предпринимателям.

        Сокращение налоговых  ставок сократит и доходы госбюджета, и увеличит его дефицит,  что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно,  следующим шагом станет сокращение государственных расходов,  отказ  от  использования  бюджета  для  поддержания спроса  и  осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести  и  политику  приватизации  государственной собственности.

         Следующий комплекс мер - реализация  политики  дерегулирования.  Это  означает ликвидацию регламентаций  по ценам и заработной плате,  либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

         Таким образом, в неоконсервативной  модели государство может лишь  косвенно влиять на экономику.  Главная же роль в реализации  экономического развития страны  отводится рыночным  силам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2. ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 

    Объекты  государственного регулирования  экономики - это сферы, отрасли,  регионы, а также ситуации, явления  и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые лишь в отдаленном будущем при помощи рыночных механизмов, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

    Основные  объекты государственного регулирования  это:

  • экономический цикл;
  • секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
  • условия накопления капитала;
  • занятость;
  • денежное обращение;
  • платежный баланс;
  • цены;
  • условия конкуренции;
  • социальные отношения, социальное обеспечение;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • окружающая среда;
  • внешнеэкономические связи.

Информация о работе Границы государственного вмешательства в экономику