Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:33, реферат
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Введение 3
1.Теоритические взгляды на государственное регулирование 4
2. Объекты государственного регулирования 7
3. Средства государственного регулирования 10
4. Цели государственного регулирования экономики 14
5. Границы эффективности государственного регулирования экономики 15
6. Границы роста дохода государства 16
7.Регулирование российской экономики при переходе к рынку: ошибки и
некоторые необходимые меры 19
Заключение 21
Список литературы 22
4. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
Наряду с генеральной существует большое количество более конкретных целей, подчиненных генеральной, служащих ей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута.
Все эти цели в совокупности
с генеральной образуют дерево целей
(рис.1)
тация его к изменяющимся
условиям
выравнивание
экономического цикла
5. ГРАНИЦЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
На масштабы, инструменты и эффективность
государственного регулирования экономики
решающее воздействие оказали задачи,
вставшие перед экономикой отдельных
стран, материальные возможности государства,
отраженные в доле перераспределяемого
им ВВП и в абсолютных размерах средств,
которые оно может использовать на госрегулирование,
накапливаемый опыт и успехи в научных
разработках проблем государственной
экономической политики в условиях рыночного
хозяйства. Наряду с общетеоретическими
работами со второй половины 60-х годов
в развитых странах стало публиковаться
все больше конкретных прикладных исследований,
посвященные количественному анализу
последствий мер государственного регулирования.
Активизировалось и сотрудничество ученых
с правительственными органами, ответственные
за принятие экономико-политических решений.
Характер и направление научных исследований
в области регулирования экономики за
последние три-четыре десятилетия претерпели
существенные изменения. Если в начале
50-х годов обсуждался вопрос: “ Регулировать
или не регулировать экономику?”, то позднее
- « Какова должна быть степень этого регулирования?
С какими целями, в каких направлениях
и какими средствами надо регулировать?”.
Однако возможности госрегулирования
не безграничны. Его экономической основой
является часть ВВП, перераспределяемая
через государственный бюджет и внебюджетные
фонды, и государственная собственность.
Эффективность государственной экономической
политики при прочих равных условиях тем
выше, чем выше государственные доходы,
чем большая доля ВВП перераспределяется
государством, чем большую роль в экономике
играет государственный сектор. Но у государственных
доходов и у государственного сектора есть
относительные границы роста.
6.ГРАНИЦЫ
РОСТА ДОХОДА ГОСУДАРСТВА
В 50-х, 60-х годах государственные доходы в наиболее развитых странах с рыночной экономикой проявляли общую тенденцию к росту более высокими темпами, чем показатели ВВП и доходы юридических и физических лиц. В настоящее время наблюдается обратная тенденция, так как дальнейший рост налогообложения прибылей и капиталов подрывает мотивацию предпринимательской деятельности, снижает стимулы для инвестиций и может послужить толчком для оттока капиталов. Повышение налогов и сборов с лиц, работающих по найму, фермеров и лиц свободных профессий также не может продолжаться беспредельно. Налоги не могут забирать у населения основную часть доходов. Государственные доходы без увеличения налогов могут возрастать даже при некотором снижении налоговых ставок в условиях хозяйственного подъема. Существуют определенные относительные границы роста государственных доходов:
Ограничены и возможности государственной собственности, так как государственный сектор не может расти, захватывая все новые позиции в ключевых отраслях хозяйства, так как это противоречит интересам частной собственности.
Определенные границы имеет и государственное регулирование, поощряющее самофинансирование. Конечной материальной основой самофинансирования является валовая прибыль - разница между ценой и действительными издержками производства. Самофинансирование осуществляется как один из вариантов санкционированного государством использования прибылей, а возможности присвоения прибылей и их размеры неразрывно связаны с фазой производственного цикла, в которой находится экономика страны. Государственное регулирование при помощи самофинансирования базируется на возможности искусственно увеличивать стимулы для инвестиций во время спада. Но деятельность государства в этой области ограничена возможностями бюджета. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда бюджетные доходы сокращаются, а расходы на поддержание экономики растут, оно вынуждено предоставлять фирмам дополнительные инвестиционные льготы для самофинансирования и тем самым еще больше сокращать свои доходы. Составной частью самофинансирования являются нераспределенные прибыли. Поощрение роста доли нераспределенных прибылей в ущерб дивидендам тоже не беспредельно. На пути к этому стоят интересы акционеров. Одним из важнейших и действенных средств госрегулирования экономики и главным элементом самофинансирования является ускоренное амортизационное списание основного капитала. Но и этот действенный инструмент сам оказывается в сильной зависимости от состояния конъюнктуры. В период кризиса или депрессии сокращается загрузка производственных мощностей и выпуск продукции, а правительство разрешает списывать все большую часть основного капитала в амортизационный фонд. Но издержки и без того растут -затрудняются платежи покупателей, разоряются поставщики, растут затраты на хранение и сбыт продукции. Даже если амортизационные отчисления рассчитывать по прежним нормам списания, они раскладываются на меньшее число единиц продукции в связи с сокращением производства. Возможности роста цен в кризисной ситуации если не исключены, то существенно ограничены по сравнению с периодами благоприятной конъюнктуры. Уменьшение валовых прибылей может привести к такому положению, когда возможности укрытия прибылей в амортизационный фонд в целях их дальнейшего использования для финансирования инвестиций будут исключены, то есть правительственные разрешения на увеличение доли списания основного капитала не будут использованы, так как разрешенные списания окажутся больше действительной прибыли.
Государственное регулирование
экономики через налоги и
Главная граница
Перечисленные границы
7. РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНКУ: ОШИБКИ И НЕКОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ
Продолжить начатую тему можно множеством примеров из самых разнообразных сфер приложения государственной экономической политики. Разумеется, разгосударствление собственности предприятий, реорганизация банковской системы, либерализация цен и другие решения направлены на создание условий для развития конкуренции и повышение действенности рыночных методов саморегулирования и стимулирования производства. Однако поспешность реализации программ приватизации и акционирования госсобственности привели не к ожидаемому наполнению бюджета и появлению в России мощного класса государственников - собственников, а к продаже огромного по количеству и стоимости государственного имущества по бросовым ценам представителям криминальных структур и теневого бизнеса. Это обусловлено как отсутствием у населения реальных денег, так исторически сложившимся в стране преобладанием крупных и очень крупных предприятий с очень дорогими основными фондами
То же случилось и с банками - попавшим в руки либо теневиков, либо партноменклатурного аппарата, совершенно не умеющих делать вложения в производство, зато прекрасно уловивших способы и методы игры на повышение курса доллара, а так же выгоды цепочки «экспорт сырья - импорт ширпотреба» с оставлением всех излишков валюты за рубежом. Коммерческое использование инвестиционных денежных средств увеличивало рублёвые ресурсы в кредитно-финансовой сфере, откуда их относительный избыток переводился на валютный рынок, подталкивая и без того обессиленный рубль к экономической пропасти. В результате - крах банковской системы, так и не научившейся инвестировать развитие производственного сектора, однако научившейся заводить частные коллекции произведений искусства. Между тем, создать реальную производственную инвестиционную активность предприятий и ограничить отвлечение их денежных средств в финансовые операции на денежном рынке можно, изменив критерии функционирования денежного капитала. Для этого следует восстановить государственное регулирование кредитно-финансовой инфраструктуры, сферы вторичной по отношению к производству. Нельзя допускать, чтобы банки и другие организации денежного рынка обогащались за счёт ограничения поступления инвестиционных финансовых ресурсов в производственную сферу, угнетения производства.
В рамках государственной
Экономисты сходятся во мнении,
что для обвального
Получилось
так, что цена, являющаяся важнейшим
экономическим рычагом
В качестве промышленной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сказать, что минимально
необходимые границы регулирования
реального рынка определяются организацией
денежного обращения, производством
общественных товаров и устранения внешних
эффектов. Максимально допустимые
границы вмешательства государства в
экономику определяются перераспределением
доходов, обеспечением некоторого
уровня занятости, противодействием
монополизму и инфляции, развитием фундаментальных
исследований, проведением региональной
политики, реализацией национальных интересов
в мировой экономике.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лившиц А.Я., Никулина И.Н., "Введение в рыночную экономику",
Москва, "Высшая школа", 1995 г.
2. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории – М.:1996.
3. Экономика: Учебник / Под. ред. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. И доп. –
М.: БЕК, 1999.
4.Современная экономика. Под.ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону:
Феникс, 1996.
5.Основы экономической теории / - Под ред. Николаева И. – ЮНИТИ-ДАНА,
2001.
6. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика:
СПбУЭФ, 1998.
7. Экономическая теория: Учебник / под общ. ред. акад. В.И.Видяпина,
А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА-М,2003.
Информация о работе Границы государственного вмешательства в экономику