Границы вмешательства государства в рыночную экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики. Стали появляться новые исследования, которые носят уже более взвешенный характер. Они достаточно критически, но в то же время и более реалистично оценивают роль государства в условиях советской системы, учитывая как негативные, так и позитивные её стороны, пытаются определить какую роль государство должно играть в условиях переходной экономики, а также найти те общие тенденции, которые будут характерны для развития государства в ХХI в.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….2
1.Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику.. 5
2.Функции государства в рыночной экономике …………………………11
2.1 Методы государственного воздействия на рынок……………………14
3. Границы вмешательства государства в рыночную экономику ………21
Заключение……………………………………………………………….…27
Список использованных источников …………………………………….29

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 Государственный аппарат  стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.

Между тем стремительное  увеличение государственного сектора  и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определённые ограничения.

Прежде всего, недопустимы  такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т.д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Методы государственного  воздействия на рынок. 

 

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои

 

расходы, налогообложение, регулирование и государственное 

 

предпринимательство.

 

Государственные расходы . считаются одним из важных элементов 

 

макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода,

 

так и ресурсов. Государственные  расходы состоят из государственных 

 

закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки  представляют

 

собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на

 

оборону, строительство  и содержание школ, автодорог, научных центров и

 

т.д.). Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые 

 

доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям 

 

населения в виде пособий  по безработице, выплат в связи с  инвалидностью и 

 

т.д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в

 

национальный доход  и непосредственно используют ресурсы, в то время как 

 

трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством.

 

Государственные закупки  приводят к перераспределению ресурсов от

 

частного к общественному  потреблению товаров. Они дают возможность 

 

гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи 

 

имеют другое значение: они  изменяют структуру производства товаров 

 

индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев

 

населения, выплачиваются  другим. Однако те, кому предназначаются 

 

трансферты, тратят эти  деньги на иные товары, чем и достигается  изменение 

 

структуры потребления.

 

Другим важным инструментом государственной политики является _

 

налогообложение. Налоги - основной источник бюджетных средств. В 

 

государствах с рыночной экономикой взимаются различные  виды налогов.

 

Одни из них носят  видимый характер, например подоходный налог, другие

 

не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых

 

ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем  в виде более 

 

высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы.

 

В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например, в США

 

около 30 процентов всей стоимости производимых товаров  и услуг).

 

Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового

 

бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии 

 

прогрессивности налогообложения  – отношения суммы, взимаемой в виде

 

налога с дохода конкретного  работника к величине этого дохода.

 

-пропорциональный налог (сумма  налога пропорциональна доходу  работника);

 

-регрессивный налог  (в процентном отношении налог  взимается тем ниже, чем выше  доход работника);

 

-прогрессивный налог  (в процентном отношении чем  выше доход, тем выше налог).

 

Как мне представляется, наиболее справедливым является прогрессивный 

 

налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным,

 

чтобы не ослаблять стимулы к труду, а следовательно - к большим

 

заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому 

 

принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически

регрессивными, так как  они в большинстве случаев  перекладываются на

 

потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную 

 

долю.

 

Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы  обеспечить

 

потребности бюджета  и одновременно не вызвать недовольства

 

налогоплательщиков. При  слишком высоких налоговых ставках начинается

 

массовое уклонение  от уплаты налогов. На современном этапе  в России

 

происходит именно такая  ситуация. Государству не хватает  средств, оно 

 

повышает налоги, предприниматели  все чаще уклоняются от их уплаты,

 

следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять

 

повышает налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что  в данной

 

ситуации резонно понизить налоги. Это уменьшит стимулы к  неуплате,

 

сделает 3честное 0предпринимательство  более прибыльным, приведет к 

 

большим доходам государства  и снизит уровень криминализации бизнеса.

 

Государственное регулирование. 0призвано координировать экономические 

 

процессы и увязывать  частные и общественные интересы. Оно 

 

осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной

 

формах. Законодательная  форма регулирования регламентирует деятельность

 

предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные  законы.

 

Налоговая и кредитная  формы регулирования предусматривают 

 

использование налогов  и кредитов для воздействия на национальный объем

 

производства. Изменяя  налоговые ставки и льготы, правительство 

 

воздействует на сужение  или расширение производства. При  изменении 

 

условий кредитования государство  влияет на уменьшение или увеличение

 

объема производства.

 

Субвенционная форма  регулирования предполагает предоставление

 

государственных субсидий или налоговых льгот отдельным  отраслям либо

 

предприятиям. К их числу  обычно относят отрасли, формирующие  общие 

 

условия для формирования общественного капитала(инфраструктуры). На

 

основе субсидий может  оказываться поддержка и в  сфере науки,

 

образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ.

 

Существуют также и  специальные, или целевые субсидии, которые 

 

предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным

 

программам. Доля субвенций  в ВНП развитых стран составляет 5-10

 

процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство  тем 

 

самым изменяет распределение  ресурсов, и субсидируемые отрасли 

 

получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть

 

по рыночных ценах.

 

Государственное предпринимательство  осуществляется в тех областях, где 

 

хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются 

 

огромные вложения средств  и риск. Основное отличие от частного

 

предпринимательства состоит  в том, что первоочередная цель

 

государственного предпринимательства  состоит не в получении дохода, а в 

 

решении социально-экономических  задач, таких как обеспечение 

 

необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний,

 

поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса  и 

 

т.д. Данная форма регулирования  обеспечивает поддержку 

 

малорентабельных предприятий  и отраслей хозяйства, которые жизненно

 

важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической

 

инфраструктуры(энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым

 

государственным предпринимательством, относятся также предоставление

 

населению льгот в  различных областях социальной инфраструктуры, помощь

 

жизненно важным наук и капиталоемким отраслям экономики  в целях 

 

ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе

 

позиций страны в мировом  хозяйстве, проведение региональной политики –

 

строительство в экономически отсталых районах промышленных

 

предприятий, создание рабочих  мест, охрана окружающей среды путем 

 

внедрения безотходных  технологий, строительства очистных сооружений,

 

развитие фундаментальных  научных исследований, производство товаров,

 

являющееся по закону государственной монополией.

 

Я считаю, что государственное  предпринимательство должно развиваться 

 

только в тех сферах, где просто нет иного выхода.

 

Дело в том, что по сравнению с частными государственные  предприятия 

 

являются менее эффективными. Государственное предприятие, пусть даже

 

наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает 

 

от частного в степени  хозяйственной самостоятельности. В деятельности

 

госпредприятия наверняка  присутствуют как рыночные, так и  нерыночные,

 

идущие от государства мотивы. Политические мотивы переменчивы, они

 

зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому 

 

госпредприятия часто  оказываются в сложной и неясной  обстановке,

 

предсказать которую  намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

 

Спрогнозировать вероятные  колебания спроса и цен гораздо  легче, чем 

 

предугадать поведение  нового министра или же чиновника, решения 

 

которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять

 

политические цели, которые  не имеют никакого отношения к рыночному

 

поведению (стремление увеличить  поступления в бюджет, желание 

 

сохранить штаты и  повысить заработную плату и т.д.).

 

Как правило, государственные  предприятия не готовы к рыночному 

 

соперничеству, поскольку  рассчитывают не только на себя, но и на особое

 

отношение со стороны  властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в 

 

рамках госзаказов). У  государственных предприятий нет  обязательств перед 

 

акционерами, банкротство  им обычно не грозит. Все это негативно 

 

сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий,

 

качестве организации  производства и т.д.

 

Конкуренция в сфере  коммерческой деятельности недопустима  еще и 

 

потому, что частный  сектор втягивается в коррупцию: через взятку

 

чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения

 

издержек.

 

Если экономика обременена избыточным количеством государственных 

 

предприятий, в сложное  положение попадают их работники. Именно они 

 

становятся первой жертвой  правительственной политики, направленной на

 

преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в 

госсекторе, первыми ощущают  замораживание зарплаты. Видимо поэтому 

волна приватизации, прокатившаяся  в 80-е годы по экономикам западных

 

стран не вызвала широких  протестов со стороны основной массы занятых в

 

государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись  от

 

государственного давления, они сумеют в полной мере использовать

 

преимущества рыночного  хозяйства, стать совладельцами  частных 

 

предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Границы вмешательства государства в рыночную экономику

Рыночный механизм свободной  конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все  же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции  не срабатывает и требуется вмешательство государства. Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм, свободного рынка позволяет удовлетворять  потребности, которые выражаются в  денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, вакцинация, охрана общественного порядка и др. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

Информация о работе Границы вмешательства государства в рыночную экономику