Границы вмешательства государства в рыночную экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики. Стали появляться новые исследования, которые носят уже более взвешенный характер. Они достаточно критически, но в то же время и более реалистично оценивают роль государства в условиях советской системы, учитывая как негативные, так и позитивные её стороны, пытаются определить какую роль государство должно играть в условиях переходной экономики, а также найти те общие тенденции, которые будут характерны для развития государства в ХХI в.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….2
1.Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику.. 5
2.Функции государства в рыночной экономике …………………………11
2.1 Методы государственного воздействия на рынок……………………14
3. Границы вмешательства государства в рыночную экономику ………21
Заключение……………………………………………………………….…27
Список использованных источников …………………………………….29

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В  процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обуславливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Функции, выполняемые  государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к  реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти сферы.

Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. К таким людям относятся дети, безработные, люди преклонного возраста. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов. Здесь минимальная граница вмешательства государства является подвижной, на нее влияют текущее состояние экономики, уровень жизни в стране, определяющий потребительские стереотипы. А максимальная граница определяется следующим: размером социальных выплат, которые должны быть согласованы с возможностями государства; размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы владельцев факторов производства; при определении объемов и сроков выплат соц. пособий необходимо учитывать негативные эффекты рабочей силы и рыночный механизм в целом.

Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством не мало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.

Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при освоении перспективных видов новой техники и технологии.

Реализация  национальных интересов в мировой  экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и др.

Таковы верхние максимально  допустимые границы вмешательства  государства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

Если же государство  пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживать административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защиту населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности, что сопровождается негативными последствиями. Появляются так называемые изъяны или «провалы» государства. Изъян государства - это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответственно социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.

В соответствии с теорией  общественного выбора на выработке и реализации управленческих решений негативно сказываются ограниченность доступной информации, неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов  на свои действия, несовершенство политического процесса, ограниченность контроля над государственным аппаратом и др. На практике выбор оптимальных форм и методов государственного регулирования оказывается не таким простым, как могло показаться на первый взгляд.

Например, принятие решений  государственными институтами часто сопровождается соображениями о личной выгоде. Среди множества факторов, влияющих на эффективность государственного регулирования, выделяют и конъюнктурные внутриполитические обстоятельства. Стабильно чередуются определённые формы экономической политики, обусловленные движением рейтинга правительства и тем, на какой стадии находится борьба за политическую власть (выборы). Колебания объёма производства и занятости, связанные с изменением экономической политики для победы на выборах, назвали политико-экономическим циклом.

Качество принимаемых  решений зависит от квалификации, профессионализма и компетентности государственных чиновников, их восприимчивости к инновациям. Важную роль при этом играют относительная автономия аппарата экономического управления, изоляция его от воздействия чисто политических факторов, преемственность управленческих кадров и эффективная система их материального стимулирования.

В результате негативных эффектов правительственные программы  не столько устраняют недостатки рынка, сколько способствуют неэффективному распределению ресурсов и неравенству доходов. На практике редко встречаются идеальные решения. Однако наличие изъянов государства само по себе не предполагает однозначного выбора в пользу ничем не ограниченного действия рыночных сил, поскольку существуют изъяны рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги настоящей  работе, можно сделать вывод, что  воздействие государства на экономические  процессы базируется на сочетании рыночного  саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда обособленных товаропроизводителей; стимулирование повышения ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.

Под концепцией социально-экономического развития Российской Федерации понимается система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах их реализации.

В России созданы материальные, технологические и социальные основы индустриального общества. Таким образом, стратегическая цель развития экономики страны — постепенное преобразование ее в постиндустриальное общество на основе внедрения передовых технологий, резкого возрастания выпуска качественной продукции, перехода от товаропроизводящей к наукоемкой экономике, ввода элементов рационального контроля над технологическими и социальными изменениями, увеличения численности занятых в сфере услуг, повышения качества жизни.

Концепция развития экономики  разрабатывается как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу. В ней конкретизируются варианты социально-экономического развития страны, определяются возможные цели этого развития, а также пути и средства достижения целей. Элементы концепции освещаются в одном из разделов послания, с которым Президент Российской Федерации ежегодно обращается к Федеральному Собранию. В нем характеризуется состояние экономики страны, формируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления их реализации, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, а также приводятся целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие на среднесрочную перспективу.

Государственное программирование позволяет предвидеть перспективы развития, предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Программирование придает рынку более целенаправленное развитие.

При программно-целевом  подходе обеспечивается концентрация ресурсов, достижение конечных результатов, потребностей. С его помощью решаются основные проблемы экономического, социального  и научно-технического развития, имеющие  важное хозяйственное значение и, как правило, межотраслевой или межрегиональный характер. Программирование является достаточно жестким методом воздействия на процессы воспроизводства и, следовательно, применяется в тех случаях, когда использование других методов регулирования не может принести требуемых результатов.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Албегова И. М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под ред. А. В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 1998.
    1. Бартлинг Г., Луциус Г. Основы учения о рыночной экономике / Под ред. И. И. Столярова. М.: Агент, 1997.
    1. Бусыгин В. П., Кокович С. Г., Цыплаков А. А. Методы микроэкономического анализа: фиаско рынка. Новосибирск, 1996.
    2. Государственное регулирование рыночной экономики. Уч. пособие. М.: Дело, 2001.
    3. Государственное регулирование экономики в современных условиях. М.: ИЭ РАН, 1998.
    4. Долан Э. Д., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. М.: «Автокомп», 1996.
    5. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебное пособие, 1998.
    6. Колтунова В. М. Основы рыночной экономики. Ч.2. Новгород, 1998.
    7. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.
    8. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. М.: Дело, 1995.

 

    1. Лившиц А. Ю. Экономика реформ в России и её цена. М.: Экономика, 1994.
    2. Лившиц А. Ю. Введение в рыночную экономику. М.: Высшая школа, 1996.
    3. Луссе А. Микроэкономика. Краткий курс. С.-П.: «Питер», 2001.
    4. Национальное богатство в условиях формирования рыночных отношений. М.: Наука, 1995.
    5. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2001.
    6. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: ИЭ РАН, 1997.
    7. Рыночная экономика. Учебник. Ч.1 /Под ред. В. Ф. Максимова. М.: «Соминтек», 1996.
    8. Современная экономика. / Под ред. Мамедова О. Ю. – Ростов на Дону: Феникс, 1998.
    9. Юрьева Т. В. Социальная рыночная экономика. М.: Русская деловая литература, 1999.

 

 




Информация о работе Границы вмешательства государства в рыночную экономику