Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:40, доклад
С середины ХХ века начинают формироваться версии гуманизма, не связанные непосредственно с традициями предшествующих столетий – ни с конкретными конфессиональными идеями, ни с рационалистическим пафосом Просвещения. Они явились отражением тех качественных изменений, которые произошли в наиболее развитых в экономическом отношении странах мира. Эти изменения связаны с повышением качества жизни, деятельности, информации, культуры, образования, науки и т. д. Поскольку идея общества как социальной машины исчерпала себя, резервы развития экономики, технологии и науки стали искать в самих людях. Иными словами, современное общество пришло к осознанию того, что без учёта и использования личностных ресурсов людей дальнейшее усовершенствование его различных подсистем оказывается невозможным.
Тема 1 ГУМАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
С середины ХХ века начинают
формироваться версии гуманизма, не
связанные непосредственно с
традициями предшествующих столетий –
ни с конкретными
Поскольку идея общества как
социальной машины исчерпала себя,
резервы развития экономики, технологии
и науки стали искать в самих
людях. Иными словами, современное
общество пришло к осознанию того,
что без учёта и использования
личностных ресурсов людей дальнейшее
усовершенствование его различных
подсистем оказывается
Гуманизация общественных отношений представляет собой изменение форм организации общества, направленное на обогащение его содержания ради повышения социальной стабильности. Её необходимость диктуется следствиями социальных катастроф, к которым относится возникновение в 20 в. фашистских и тоталитарных режимов, а также угрозой глобальных кризисов, возникающих вследствие необдуманной человеческой деятельности. В последнем случае речь идёт об экологических, продовольственных, энергетических, демографических кризисах, угрозе распространения неизвестных до недавнего времени болезней и т. д. Проблема гуманизации общественных отношений возникает также в связи с неправильным пониманием сущности человека, характерным для современного промышленного производства, которое рассматривает его не как личность, а как свою функцию.
Поскольку различные социальные
системы вынуждены сотрудничать
в решении глобальных проблем, возникает
необходимость выработки общих
представлений о правах, свободах
и достоинстве человека. На основе
этих представлений, которые не должны
противоречить различным
Под общечеловеческими ценностями имеются в виду явления общественной жизни и природы, имеющие непреходящее значение для человека и общества. Эти ценности, сближающие различные народы, религии, культуры и эпохи, нашли своё отражение в документах о правах человека. Основу этих документов образует Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ОНН 10 декабря 1948 г. Её основная идея заключается в том, что идеала свободной человеческой личности можно достичь только в том случае, если будут созданы такие условия, при которых каждый человек сможет пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами. Эти права понимаются как закрепление в законодательстве страны таких условий жизни её граждан, которые позволяют каждому человеку свободно развивать свою природу, а также жить со своими близкими в человеческих отношениях, не опасаясь насильственного разрушения своего благосостояния. Их понимание основывается на следующих предпосылках: 1) права человека всеобщи. Они должны осуществляться без какой бы то ни было дискриминации по расовому, половому, языковому, религиозному, политическому, национальному, социальному или любому другому признаку; 2) права человека прирожденны. Индивиды получают их не в результате удачного происхождения или каких-либо преимуществ, а в силу того, что они появились на свет в том государстве, которое признаёт их основополагающий характер; 3) права человека неотъемлемы. Никто не должен ущемлять права людей в экономической, социальной и культурной областях или отнимать их; 4) права человека целостны. Ущемление одного какого-либо права или пренебрежение им может привести к тому, что человек не сможет пользоваться другими правами. Таким образом, права человека можно рассматривать как необходимое условие всестороннего развития личности, необходимость которого вытекает из природы современного общества.
Проблема прав человека традиционно привлекает к себе внимание политиков, а также философов, социологов, юристов и других исследователей. В последнее время она находится в центре внимания такой сферы теоретической и практической деятельности, как социальная работа. Более того, милосердие и выражающую его в практике сегодняшнего дня социальную работу можно определить в терминах прав человека. Социальная работа представляет собой профессиональную деятельность, направленную на помощь нуждающимся. Её возникновение в странах Запада относится к концу 19 – началу 20 в., а в России – к началу 90-х годов прошлого столетия. Социальная работа возникла на основе предпосылок, сложившихся в истории культуры. К этим предпосылкам относятся различные формы помощи нуждающимся, развивавшиеся со времён древности как на Востоке, так и на Западе [1, с. 3]. Важнейшими из них являлись благотворительность, а также государственная помощь нуждающимся.
Благотворительная деятельность, уходящая своими корнями в «осевое время», всегда рассматривалась как безвозмездная помощь нуждающимся. Люди, которые занимались ею, руководствовались соображениями нравственности, а не материальной выгоды. Они могли быть не только частными лицами или религиозными деятелями, но и членами общественных организаций, которые со второй половины 19 в. стали доминировать в сфере благотворительности. Эти организации добились больших успехов в деле помощи нуждающимся, однако они не могли справиться с теми социальными проблемами, которые буквально обрушились на страны Запада после промышленного переворота. Поэтому акцент в этом деле стал смещаться «с добровольной благотворительности на научную филантропию. Началась борьба за то, чтобы армия добровольных работников получала гарантированный заработок и соответствующую подготовку. Соединение благотворительной деятельности и государственной помощи нуждающимся, создающей для неё правовую основу, привело в начале 20 в. к появлению новой профессии, которую стали называть социальной работой. Возникнув в рамках западной культуры, эта профессия вышла впоследствии за них, став явлением современного мира. Её предназначение заключается в том, чтобы смягчать негативные последствия развития частной собственности в условиях рыночных отношений.
Согласно традиционному пониманию, благотворительная деятельность является помощью нуждающимся. Это проявление милосердия в действии. Социальная работа также является помощью нуждающимся, но осуществляемой на профессиональной основе. Её объект составляют люди, испытывающие трудности в решении проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. Типичными для социальной работы являются проблемы охраны здоровья населения, проблемы гуманизации общественных отношений, проблемы современной семьи, проблемы защиты материнства, проблемы защиты детства, проблемы детей-сирот, проблемы несовершеннолетних, проблемы молодёжи, проблемы женщин и др. Однако с ними мы сталкиваемся и тогда, когда говорим о нарушении прав человека, которые включают в себя право на труд, образование, охрану здоровья, социальное обеспечение и т. д. Так, нарушение права семьи на защиту со стороны общества и государства, зафиксированное в ст. 16 Всеобщей декларации прав человека, приводит её к проблемам, в решении которых она может рассчитывать на помощь социальных работников. Вообще социальную работу можно определить как профессиональную деятельность, направленную на обеспечение прав людей.
Под профессией имеется в виду деятельность, которая не только является источником существования для тех, кто ею занимается, но и требует от них определённой подготовки. Та или иная деятельность становится профессией только тогда, когда она получает общественное признание. Иными словами, общество «приписывает статус профессии группам, от которых ждёт выполнения определённого предназначения». В профессиональной деятельности социального работника велика роль его личностных качеств, которые можно разделить на три группы. К первой из этих групп относятся такие характеристики, от которых зависят способности социального работника к выполнению своих профессиональных обязанностей, ко второй – качества, характеризующие его как личность, а к третьей – такие качества, от которых зависит эффект его личного обаяния. К личностным качествам социального работника относятся гуманистическая направленность личности, чувства добра, справедливости, собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, а также вежливость, готовность понять других и прийти к ним на помощь, порядочность, терпимость, эмпатичность и т. д.
Гуманисты создали мировоззрение,
которое имело не религиозный, а
светский характер. Создание нового мировоззрения,
в центре которого находился человек
с его земными проблемами, привело
к изменению мотивации
Современное общество пришло
к осознанию того, что без учёта
и использования личностных ресурсов
людей дальнейшее усовершенствование
его различных подсистем
Тема 2. Ценности семейной жизни
Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно, государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье: повышение реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность и т.д.
Семья - продукт общественной системы, она меняется с изменением этой системы. Но не смотря на это острой общественной проблемой являются разводы.
Развод - это эмоциональное сильнейшее и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно. Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей.
Развод оценивается, как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается - воспитание детей.
1.Ценности семьи
Являясь ячейкой общества,
семья отражает его идейно-политические
и нравственные устои. В ряду духовных
ценностей семьи важнейшее
Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети.
Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.) К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.
2.Нравственные основы семьи
Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий.
Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.
С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.
3.Статусные диспозиции в семье
Степень и качество проявления статусных диспозиций в семье измеряется с помощью следующих показателей:
1) отношение детей к
проявлениям родительской
2) авторитет родителей в оценках детей и самооценках родителей;
3) доверительность отношений «родители-дети» по взаимных оценкам;
4) качество родительского контроля по отношению к детям (требовательность, категоричность, последовательность);
5) сплоченность и иерархия
отношений между детьми в
6) распределение домашних обязанностей;
7) право решающего голоса в семье;
8) интенсивность и качество
коммуникационных связей с
4.Система правил поведения в семье
С точки зрения влияния
на процесс воспитания, этот ценностный
критерий выполняет в семье функцию,
близкую к родительскому
Эффективность усвоения ребенком воспитательных усилий родителей по передаче системы правил поведения в семье измеряется посредством следующих показателей:
1) обязательность соблюдения
в семье установленного
Информация о работе Гуманизация общественных отношений. Ценности семейной жизни