Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 08:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства как системы мер по предупреждению и преодолению инфляции.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность инфляции, причины ее возникновения, экономические и социальные последствия.
Изучить механизмы антиинфляционного регулирования и методы борьбы с инфляцией.
Провести анализ инфляции в России с целью определения причин данного явления и выявления особенностей борьбы с ней.
Раскрыть цели и инструменты антиинфляционной политики.
Введение
5
1 Теоретические аспекты антиинфляционной политики государства
7
1.1 Понятие и необходимость антиинфляционной политики государства
7
1.2 Цели, задачи и направления антиинфляционной политики
12
1.3 Подходы к определению антиинфляционной политики
16
2 Характеристика антиинфляционной политики в России
22
2.1 Особенности и направления антиинфляционной политики
22
2.2 Методы и инструменты антиинфляционной политики
23
2.3 Проблемы осуществления политики
29
2.4 Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ
31
Заключение
33
Библиографический список
Экономические взгляды монетаристов
легли в основу стандартного набора
рекомендаций Международного валютного
фонда (МВФ) развивающимся и
Структурализм
Ключевой элемент этой
концепции - утверждение о наличии
"инерционной инфляции", не связанной
с расширением денежной массы. Такая
инерция вызывается явлениями долгосрочной
адаптации экономики к высокому
уровню инфляции, в частности возникновением
у экономических субъектов
В рамках данной концепции
произошла определенная интеграция
собственно структуралистских идей
с концепциями поздних
Это привело структуралистов
к мысли о принципиальной
Итак, рыночная система
хозяйства не является
_________________
10 Тарасевич Л.С., Гребенников П. Макроэкономика. М., 2010. 654с.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
2.1 Особенности и направления антиинфляционной политики
Инфляция в России имеет ряд особенностей. Например, монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в пределах 5-6 %), а удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой.11 Таким образом, антиинфляционная программа в России не сможет иметь успеха, пока не будет сформирована полноценная рыночная среда с высоким уровнем развития предпринимательства, пока не будут созданы институциональные и финансовые предпосылки для сокращения инфляционного потенциала. Поэтому, антиинфляционная политика должна проводиться совместно с другими макроэкономическими и институциональными мерами по повышению эффективности сложившейся социально-экономической ситуации в стране. Затянувшаяся инфляция в России является следствием неэффективной экономической политики. Основой антиинфляционной программы в России должна быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее стабилизацию, подъем производства товаров и услуг на конкурентной основе.
Инфляция и антиинфляционная политика в России12
Антиинфляционная политика России в 2013 году направлена на:
а) Совершенствование структуры отраслей промышленности (диверсификация экономики);
_______________
11Инфляция//SEMESTR.RU: интернет
изд. 2013. 1янв. URL: http://www.semestr.ru/ks261?
12 Там.же.
б) Повышение эффективности естественных монополий (снижение предельных издержек);
в) Введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;
г) Стимулирование внедрение биржевых механизмов на рынке сельхозпродукции (сахар, зерно, молочные продукты, мясо). Первый этапе (в течение 2-3 лет) – внедрение инструментов двойных складских расписок, поставочных контрактов. Второй этап( через несколько лет) - использование фьючерсов и опционов на бирже.
в) Отмена транспортного налога (замена его на взимание через акцизы на бензин).
2.2 Методы и инструменты антиинфляционной политики
Цель антиинфляционной политики
не подавление инфляции любой ценой,
а управление инфляционным процессом
(рыночными и государственными методами)
в интересах подъема
Основными мерами, применяемыми в рамках антиинфляционной политики в России, являются:
а) Регулирование ставки рефинансирования,
б) Регулирование обязательных резервов,
в) Регулирование цен и тарифов.
Анализ изменения ставки рефинансирования в России в период с 2000 по 2013 гг. (таблица 2) свидетельствует о том, что реального воздействия на уровень инфляции этот инструмент пока не оказывает.13
_______________
13 Уровень Инфляции
в Российской Федерации//INFLATIONINRUSSIA.
Таблица 2 - Динамика изменения ставки рефинансирования и инфляции в России
в процентах
Год |
Ставка рефинансирования, на конец года |
Уровень инфляции |
2000 |
25 |
20,10 |
2001 |
25 |
18,80 |
2002 |
23 |
15,06 |
2003 |
18 |
11,99 |
2004 |
13 |
11,74 |
2005 |
13 |
10,91 |
2006 |
11 |
9,00 |
2007 |
10 |
11,87 |
2008 |
13 |
13,28 |
2009 |
8,75 |
8,80 |
2010 |
8,25 |
8,78 |
2011 |
8,25 |
6,10 |
2012 |
8,25 |
6,58 |
С 2000 г. наметилась устойчивая тенденция к понижению ставки рефинансирования. За период с 2000 по 2013 г. данный показатель снизился в 2,5 раза (до 10 %). Однако для преодоления инфляционных процессов в начале 2008 г. Банк России начал проводить политику постепенного повышения ставки рефинансирования.
В частности, в феврале 2008 г. ставка была повышена на 0,25 %, затем повышалась еще 4 раза и к концу года составила 13 %.Следует подчеркнуть, что в это время практически во всех промышленных странах происходило сокращение учетных ставок.
Действия властей
С апреля 2009 года Банк России начал снижать ставку рефинансирования, доведя ее к концу года до 8,75 %.
Банк России второй раз
с начала 2010 года принял решение
снизить ставку рефинансирования. С
29 марта ставка была понижена на 0,25
процентного пункта до 8,25 процента,
говорится в официальном пресс-
Уровень ставки рефинансирования в России в очередной раз обновил исторический минимум. Предыдущий раз Центробанк снижал ставку 24 февраля 2010 - также на 0,25 процентного пункта. В период с 26 декабря 2011 г. по 13 сентября 2012 г ставка рефинансирования увеличилась на 0, 25 % и составила 8, 25 %
Обычно изменение ставок монетарными властями используется как инструмент влияния на экономику страны. Повышение ставок означает, что ЦБ активно борется с инфляцией, а снижение - что пытается повысить темпы экономического роста. За счет более низких ставок банки могут привлекать средства по более выгодным ценам и, следовательно, снижать ставки по кредитам населению и предприятиям.
Таким образом, в России ставка рефинансирования до сих пор скорее остается экономическим индикатором, чем регулятором уровня инфляции. При этом необходимо заметить, что когда Банк России увеличивал ставку рефинансирования в целях борьбы с инфляцией, рост цен непременно превышал ее.
Одним из наиболее действенных
инструментов антиинфляционной политики
является норма обязательного
В целом средние нормы обязательного резервирования в России в начале 2000-х годов значительно превышали аналогичные показатели ведущих индустриально развитых стран, что значительно снижало конкурентоспособность российских банков по сравнению с иностранными.
По настоятельному требованию коммерческих банков совет директоров Банка России принял решение о понижении с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР на 1 % по средствам юридических лиц и валютным вкладам, которая составила 9 %. В последующие годы эта тенденция продолжилась.
Однако уже в 2008 г. Банк России в целях борьбы с инфляцией трижды повышал нормы обязательного резервирования. В сентябре 2008 г. нормативы обязательных резервов по обязательствам банков перед физическими лицами в рублях повысились до 5,5 %, перед банками нерезидентами в рублях и иностранной валюте – до 8,5 %, по другим обязательствам в рублях и иностранной валюте – до 6 %.
В сентябре 2008 г. в разгар финансового кризиса Банк России вынужден был снизить ставки резервирования для российских коммерческих банков с 5,5 до 1,5 % по рублевым розничным депозитам, с 8,5 до 4,5 % по иностранным кредитам. Эта мера позволила увеличить денежные средства на балансах банков на 300 млрд. руб. (примерно 12 млрд. долл.) и смягчить проблему нехватки ликвидности в банковской системе. С 2004 г. одним из основных инструментов регулирования инфляции является Стабилизационный фонд Российской Федерации (образован 1 января 2004 г.). Целью создания Фонда является обеспечение сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс). Также одной из основных целей Фонда является изъятие поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену для предотвращения скопления излишней денежной массы на рынке страны.
С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
Резервный фонд фактически
заменил собой Стабилизационный
фонд Российской Федерации. В отличие
от Стабилизационного фонда
Информация о работе Характеристика антиинфляционной политики в России