Характеристика антиинфляционной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства как системы мер по предупреждению и преодолению инфляции.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность инфляции, причины ее возникновения, экономические и социальные последствия.
Изучить механизмы антиинфляционного регулирования и методы борьбы с инфляцией.
Провести анализ инфляции в России с целью определения причин данного явления и выявления особенностей борьбы с ней.
Раскрыть цели и инструменты антиинфляционной политики.

Содержание работы

Введение
5
1 Теоретические аспекты антиинфляционной политики государства
7
1.1 Понятие и необходимость антиинфляционной политики государства
7
1.2 Цели, задачи и направления антиинфляционной политики
12
1.3 Подходы к определению антиинфляционной политики
16
2 Характеристика антиинфляционной политики в России
22
2.1 Особенности и направления антиинфляционной политики
22
2.2 Методы и инструменты антиинфляционной политики
23
2.3 Проблемы осуществления политики
29
2.4 Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ
31
Заключение
33
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая.Макроэкономика (Восстановлен).docx

— 84.90 Кб (Скачать файл)

Экономические взгляды монетаристов легли в основу стандартного набора рекомендаций Международного валютного  фонда (МВФ) развивающимся и постсоциалистическим странам для стабилизации их экономик (так называемые меры ортодоксальной стабилизации). Практика показала, что  без задействования немонетаристских инструментов экономического регулирования (таких, как фиксация валютного курса, деиндексация контрактов, административные ограничения отдельных видов  цен, политика доходов и т.д.), результаты монетаристской политики оказываются  низкими: резкий экономический спад, высокая безработица, падение уровня жизни населения.

Структурализм

Ключевой элемент этой концепции - утверждение о наличии "инерционной инфляции", не связанной  с расширением денежной массы. Такая  инерция вызывается явлениями долгосрочной адаптации экономики к высокому уровню инфляции, в частности возникновением у экономических субъектов высоких  инфляционных ожиданий. Ими приводятся в действие различные адаптационные  механизмы (например, индексация контрактов под ожидаемый темп инфляции), что  само вызывает усиление инфляции, возникает  ситуация порочного круга, который, как показала практика латиноамериканских стран, практически невозможно разорвать  традиционными методами, не вызывая  тяжелых побочных последствий, таких, как резкий спад производства.

В рамках данной концепции  произошла определенная интеграция собственно структуралистских идей с концепциями поздних кейнсианцев. В первую очередь это касается концепции инфляции издержек, т.е. роста  цен, вызванного не расширением денежной массы, а в значительной степени  автономным от нее ростом издержек. Кроме того, была обнаружена возможность  инфляционного воздействия внешнего рынка на "открытые" экономики  развивающихся стран ("импорт инфляции").

 Это привело структуралистов  к мысли о принципиальной неэффективности  монетаристских "стабилизационных" мер и о необходимости прямого  административного ограничения  инфляции. Ими был сформирован  соответствующий инструментарий, например, "гетеродоксный шок" - одновременное  замораживание основных цен и  доходов с целью сбить уровень  инфляционных ожиданий, меры по  борьбе с инфляцией издержек  и т.п. Кроме того, по мнению  структуралистов, требования по  ограничению бюджетного дефицита, кредитной эмиссии и т.п. являются  чрезмерно строгими и могут  быть существенно смягчены. Практика  применения структуралистских антиинфляционных  мер в Аргентине и Бразилии  доказала возможность проведения экономической стабилизации в стране без значительного спада производства при удержании уровня инфляции в приемлемых рамках. Однако в случаях когда происходит резкое ослабление контроля приростом денежной массы, инфляция становится галопирующей.

 Итак, рыночная система  хозяйства не является идеальной,  рассмотренные "болезни" рыночной  экономики сдерживают развитие  человеческого общества и не  способствуют быстрому экономическому  росту. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________

10 Тарасевич Л.С., Гребенников П. Макроэкономика. М., 2010. 654с.

         2 ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ    В         РОССИИ

 

 

2.1 Особенности и направления  антиинфляционной политики

Инфляция в России имеет ряд особенностей. Например, монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в пределах 5-6 %), а удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой.11 Таким образом, антиинфляционная программа в России не сможет иметь успеха, пока не будет сформирована полноценная рыночная среда с высоким уровнем развития предпринимательства, пока не будут созданы институциональные и финансовые предпосылки для сокращения инфляционного потенциала.              Поэтому, антиинфляционная политика должна проводиться совместно с другими макроэкономическими и институциональными мерами по повышению эффективности сложившейся социально-экономической ситуации в стране. Затянувшаяся инфляция в России является следствием неэффективной экономической политики. Основой антиинфляционной программы в России должна быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее стабилизацию, подъем производства товаров и услуг на конкурентной основе.

Инфляция и  антиинфляционная политика в России12

Антиинфляционная политика России в 2013 году направлена на:

а) Совершенствование структуры отраслей промышленности (диверсификация экономики);

 

_______________

11Инфляция//SEMESTR.RU: интернет изд. 2013. 1янв. URL: http://www.semestr.ru/ks261?razdel=2&object=6 (дата обращения 10.03.2013)

12 Там.же.

б) Повышение эффективности естественных монополий (снижение предельных издержек);

в) Введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;

г) Стимулирование внедрение биржевых механизмов на рынке сельхозпродукции (сахар, зерно, молочные продукты, мясо). Первый этапе (в течение 2-3 лет) – внедрение инструментов двойных складских расписок, поставочных контрактов. Второй этап( через несколько лет) - использование фьючерсов и опционов на бирже.

в) Отмена транспортного налога (замена его на взимание через акцизы на бензин).

2.2 Методы и инструменты антиинфляционной политики

Цель антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального  производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима  небольшая инфляция, если это увеличивает  платежеспособный спрос и тем  самым стимулирует экономический  рост.

Основными мерами, применяемыми в рамках антиинфляционной политики в России, являются:

а) Регулирование ставки рефинансирования,

б) Регулирование обязательных резервов,

в) Регулирование цен и тарифов.

Анализ изменения ставки рефинансирования в России в период с 2000 по 2013 гг. (таблица 2) свидетельствует о том, что реального воздействия на уровень инфляции этот инструмент пока не оказывает.13

_______________

13 Уровень Инфляции в Российской Федерации//INFLATIONINRUSSIA.COM:интернет ресурс.2013. URL: http://уровень-инфляции.рф(дата обращения 20.03.2013)

Таблица 2 - Динамика изменения ставки рефинансирования и инфляции в России

в процентах

Год

Ставка рефинансирования, на конец года

Уровень инфляции

2000

25

20,10

2001

25

18,80

2002

23

15,06

2003

18

11,99

2004

13

11,74

2005

13

10,91

2006

11

9,00

2007

10

11,87

2008

13

13,28

2009

8,75

8,80

2010

8,25

8,78

2011

8,25

6,10

2012

8,25

6,58


С 2000 г. наметилась устойчивая тенденция к понижению ставки рефинансирования. За период с 2000 по 2013 г. данный показатель снизился в 2,5 раза (до 10 %). Однако для преодоления инфляционных процессов в начале 2008 г. Банк России начал проводить политику постепенного повышения ставки рефинансирования.

В частности, в феврале 2008 г. ставка была повышена на 0,25 %, затем повышалась еще 4 раза и к концу года составила 13 %.Следует подчеркнуть, что в это время практически во всех промышленных странах происходило сокращение учетных ставок.

Действия властей мотивировались необходимостью остановить отток капитала за рубеж и аргументом о необходимости  следования принципу соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции. Однако по итогам года инфляция превысила 13 %, а повышение ставки сделали недоступными кредиты для реального сектора экономики, что способствовало усугублению кризисных явлений.

С апреля 2009 года Банк России начал снижать ставку рефинансирования, доведя ее к концу года до 8,75 %.

Банк России второй раз  с начала 2010 года принял решение  снизить ставку рефинансирования. С 29 марта ставка была понижена на 0,25 процентного пункта до 8,25 процента, говорится в официальном пресс-релизе ЦБ.

Уровень ставки рефинансирования в России в очередной раз обновил  исторический минимум. Предыдущий раз  Центробанк снижал ставку 24 февраля 2010 - также на 0,25 процентного пункта. В период с 26 декабря 2011 г. по 13 сентября 2012 г ставка рефинансирования увеличилась на 0, 25 % и составила 8, 25 %

Обычно изменение ставок монетарными властями используется как инструмент влияния на экономику  страны. Повышение ставок означает, что ЦБ активно борется с инфляцией, а снижение - что пытается повысить темпы экономического роста. За счет более низких ставок банки могут  привлекать средства по более выгодным ценам и, следовательно, снижать  ставки по кредитам населению и предприятиям.

Таким образом, в России ставка рефинансирования до сих пор скорее остается экономическим индикатором, чем регулятором уровня инфляции. При этом необходимо заметить, что  когда Банк России увеличивал ставку рефинансирования в целях борьбы с инфляцией, рост цен непременно превышал ее.

Одним из наиболее действенных  инструментов антиинфляционной политики является норма обязательного резервирования. В период с 2000 г. по начало 2004 г. ставка отчисления в Фонд обязательного резервирования (далее - ФОР) по рублевым вкладам населения составляла 7 %, а по средствам юридических лиц и валютным вкладам – 10 %. Общий объем средств ФОР в России в начале 2004 г. оценивался в 160 млрд. руб. (примерно 5,6 млрд. долл.).

В целом средние нормы  обязательного резервирования в  России в начале 2000-х годов значительно превышали аналогичные показатели ведущих индустриально развитых стран, что значительно снижало конкурентоспособность российских банков по сравнению с иностранными.

По настоятельному требованию коммерческих банков совет директоров Банка России принял решение о  понижении с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР на 1 % по средствам юридических лиц и валютным вкладам, которая составила 9 %. В последующие годы эта тенденция продолжилась.

Однако уже в 2008 г. Банк России в целях борьбы с инфляцией трижды повышал нормы обязательного резервирования. В сентябре 2008 г. нормативы обязательных резервов по обязательствам банков перед физическими лицами в рублях повысились до 5,5 %, перед банками нерезидентами в рублях и иностранной валюте – до 8,5 %, по другим обязательствам в рублях и иностранной валюте – до 6 %.

В сентябре 2008 г. в разгар финансового кризиса Банк России вынужден был снизить ставки резервирования для российских коммерческих банков с 5,5 до 1,5 % по рублевым розничным депозитам, с 8,5 до 4,5 % по иностранным кредитам. Эта мера позволила увеличить денежные средства на балансах банков на 300 млрд. руб. (примерно 12 млрд. долл.) и смягчить проблему нехватки ликвидности в банковской системе. С 2004 г. одним из основных инструментов регулирования инфляции является Стабилизационный фонд Российской Федерации (образован 1 января 2004 г.). Целью создания Фонда является обеспечение сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс). Также одной из основных целей Фонда является изъятие поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену для предотвращения скопления излишней денежной массы на рынке страны.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный  фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость  национальной экономики от колебаний  поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие  от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти  источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Информация о работе Характеристика антиинфляционной политики в России