Характеристика антиинфляционной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства как системы мер по предупреждению и преодолению инфляции.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность инфляции, причины ее возникновения, экономические и социальные последствия.
Изучить механизмы антиинфляционного регулирования и методы борьбы с инфляцией.
Провести анализ инфляции в России с целью определения причин данного явления и выявления особенностей борьбы с ней.
Раскрыть цели и инструменты антиинфляционной политики.

Содержание работы

Введение
5
1 Теоретические аспекты антиинфляционной политики государства
7
1.1 Понятие и необходимость антиинфляционной политики государства
7
1.2 Цели, задачи и направления антиинфляционной политики
12
1.3 Подходы к определению антиинфляционной политики
16
2 Характеристика антиинфляционной политики в России
22
2.1 Особенности и направления антиинфляционной политики
22
2.2 Методы и инструменты антиинфляционной политики
23
2.3 Проблемы осуществления политики
29
2.4 Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ
31
Заключение
33
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая.Макроэкономика (Восстановлен).docx

— 84.90 Кб (Скачать файл)

В период 2000–2009 гг. в рамках антиинфляционной политики использовался такой метод, как регулирование цен.

Снижение темпов потребительской  инфляции в российских условиях за период с 2002 по 2006 г. (на 6,1 %) было достигнуто за счет государственного регулирования цен на продукты первой необходимости и сельскохозяйственную продукцию. Однако, искусственное регулирование цен дает эффект только в краткосрочной перспективе. Замораживание цен при увеличении себестоимости отрицательно влияет на рентабельность производства и может вызвать стагнацию в экономике страны, а уменьшение товарной массы при росте издержек в конечном итоге приведет к дополнительному повышению цен, провоцируя следующий виток инфляции.

Таким образом, антиинфляционная политика, проводимая в России, осуществляется на принципах монетаризма, в частности  на изъятии избыточной денежной массы  в условиях инфляции.

Начиная с 2000–2001 гг. Правительство позволяло рост денежной массы (далее денежный агрегат) в стране (рисунок 3). С 2001–2008 гг. денежный агрегат увеличился более, чем в 6 раз. При этом его минимальное увеличение произошло в 2008 г., который характерен увеличением темпа инфляции.

Рисунок 3-Динамика изменения денежной массы и инфляции в России14

В разгар кризиса – с  января по июль 2009 г. – происходило сжатие денежной массы с 13,5 трлн. руб. до 13,16 трлн. руб., и по итогам 2009 г. уровень инфляции снизился на 4,5 процентных пункта.

Однако данное уменьшение прежде всего связано с общемировой  экономической конъюнктурой, а не с эффективной антиинфляционной политикой правительства.

В декабре 2010 года рост денежной массы  составил 8,9 %; всего по итогам года денежная масса выросла на 28,5 % или на 4 476 млрд. руб. Для сравнения, номинальный объем ВВП в 2010 году вырос всего лишь на 14,7 % или на 5 694 млрд. руб. Рост денежной массы второй год подряд кардинально обгонял рост номинального ВВП, в результате монетизации экономики, составлявшая на конец 2008 года 33 %, подскочила за два года до 45 %.

 

_____________

13 Уровень Инфляции в Российской Федерации//INFLATIONINRUSSIA.COM:интернет ресурс.2013. URL: http://уровень-инфляции.рф(дата обращения 20.03.2013)

Важно подчеркнуть, что инфляция в современной России не носит  монетарного характера, т.е. на прямую не связана с увеличением денежной массы. Сравнительный анализ динамики изменения денежной массы и инфляции в России это подтверждает. В период с 2001 по 2009 гг. денежная масса в России увеличилась в 8,2 раза, а инфляция, в свою очередь, сократилась в 2,1 раза, т.е. данные показатели характеризуется противоположными тенденциями.

Таким образом, сжатие денежной массы не приводит к уменьшению уровня инфляции в российской экономике.

Прямым следствием проведения данной политики является демонетизации  экономики, т.е. уменьшение насыщенности экономики ликвидными активами, а, следовательно, и лишение экономики внутренних резервов роста.

2.3 Проблемы осуществления  политики

Многочисленные концепции  инфляции, разработанные за рубежом, можно с некоторой долей условности разделить на однофакторные и  многофакторные. В первом случае акцент делается на изучение того фактора, чье  влияние признается преобладающим: денежной массы, издержек на заработную плату, уровня налогов, предложения  мировых денег, валютного курса  и т.д.

Однофакторные теории инфляции полезны для объяснения воздействия  отдельных факторов на ситуацию в  России. Так, очевидно влияние неадекватных налоговых ставок. В России в больших масштабах, чем в развитых странах, неудачная система налогообложения привела к инфляционному перераспределению прибыли промышленных и других производственных корпораций в пользу теневого и финансово-банковского секторов. Если за рубежом велись длительные дискуссии по поводу оптимальной ставки налогообложения, то в нашей стране эта проблема решалась без необходимых профессиональных и политических обсуждений.

Из других факторов инфляции, хорошо изученных за рубежом, в России активно осуществляется «импорт» инфляции путем приближения внутренних цен к мировым, обесценивания рубля по отношению к мировым валютам, увеличения предложения иностранной валюты.

Многофакторные концепции  инфляции менее разработаны из-за своей сложности. Среди них приоритет  следует отдать цельной теории инфляции, созданной Дж. Кейнсом. Практическое использование теории инфляции затруднено из-за сложности измерения инфляции, установления ее эластичности от тех  или иных факторов, определения влияния  умеренной инфляции на экономическое  развитие и отделения последней  от подлинной инфляции.

Статистически инфляция измеряется индексом роста товарных цен. При  этом обесцениваются платежные средства покупателей, но процентные ставки, отражающие цену кредита, в некоторой степени, автономны от динамики товарных цен. Кроме того, процентные ставки различаются  в зависимости от назначения кредитов. Причем низкие ставки по долгосрочным кредитам являются одним из условий  развития экономики.

Попутно встает вопрос о  ценах на капитальные блага, приобретенные  в прошлые периоды. Возможно, их переоценки не нужно включать в индекс инфляции, но очевидно, что они должны учитываться  при анализе последствий инфляции. Если же стоимость капитальных благ выражена в ценных бумагах, то необходимо принимать во внимание динамику курса  подобных активов.

Фундаментальной проблемой является сопоставление динамики абсолютных и относительных цен для определения подлинной инфляции. Если экономика развивается, то рост цен может происходить в результате использования новых поколений машин, оборудования, потребительских товаров и т.п. применение более производительных средств труда и высококачественных предметов потребления означает переход на иной уровень производства и потребления. Связанный с этим рост цен не является инфляцией.

2.4 Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ

Пути совершенствования  антиинфляционной политики Российской Федерации следующие:

а) снижение ставок таможенных пошлин;

б) изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);

в) регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7 % стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1 % - 2 % сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;

г) ужесточение контроля над ценами;

д) дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;

е) создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом).;

ж) в планах принятие закона "о торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30 % в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);

 ужесточение антимонопольного  законодательства (введение уголовной  ответственности за сговоры, ограничивающие  конкуренцию, так называемые картели);

и) для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. Тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.

к) введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;

л) перераспределение большей части продовольственной продукции на внутренний рынок. Предлагается создание новой модели распределения продовольственной продукции:

1) насыщение внутреннего рынка;

2) создание резерва на предстоящий период;

  3) продажа на внешние рынки.

м) выделение дотаций мукомольным предприятиям в размере 2.2-2.5

н) млрд.руб.установление на один год нулевой ставки НДС для хлебопекарных и зерноперерабатывающих предприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

 

 В настоящее время  инфляция — один из самых  болезненных и опасных процессов,  негативно воздействующих на  финансовую, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция не  только означает снижение покупательной  способности денег, но и подрывает  возможности хозяйственного регулирования,  сводит на нет усилия по  проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По-своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики.

В отличие от Запада в  России инфляционный процесс с трудом поддается сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, растущая внешняя задолженность).

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и в целом экономической политики. При всей значимости сокращения государственных  расходов, постепенного сжатия денежной массы требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них — стабилизация и  стимулирование производства, совершенствование  налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности  предприятий за результаты хозяйственной  деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и  доходов.

Нормализация денежного  обращения и противодействие  инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно  проводимых в жизнь.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

1. Амосов, А.Д. Особенности инфляции и возможность противодействия ей/ Амосов, А.Д. // Экономист.- 2012 г.- №1. С. 67-75.

2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория/ Е.Ф Борисов.  – М.: Юрайт - Издат, 2011. – 399 с.

3. Булатов, А.С. Экономика/ А.С.  Булатов– М.: Юрист, 2010. – 896 с.

Голиченко, О.Н. Деньги, инфляция, производство: моделирование в условия  несовершенной конкуренции. - М., 2011. - 196 с.

4. Иванов, С.И. Основы экономической теории/ С.И. Иванов М.: "Вита-пресс",2011.-304 с.

5. Инфляция //GRANDARS.RU: интернет изд. 2013. URL:http:// www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/inflyaciyal

6.Инфляция//SEMESTR.RU: интернет изд.2013.1 янв. URL: http://www.semestr.ru/ks261?razdel=2&object=6

7. Красавина, Л. Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России/ Красавина Л. Н. // Деньги и кредит-2011. - № 9. С.14-15

8. Курс экономики / под ред. Б.А. Райзберга. -М.: Инфра-М, 2011. -725с.

9. Лубнев, Ю.П.Краткая энциклопедия по экономической теории и практики/ Ю.П. Лубнев, Н.И. Кравцова - Рост.гос.эконом.акад. Ростов н/Д., 2010. С.271

10. Макроэкономика/ под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.– 319 с.

11.Орлов, А.С. О социально-экономической природе современной инфляции / Орлов А.С// Общество и экономика. - 2010.- № 4. C.95-105.

12. Сажина, М.А. Экономическая теория/ М.А.Сажина, Г.Г.  Чибриков– М.: Издательство НОРМА, 2011. – 456 с.

13. Современная экономическая теория // MODERN-ECON.RU: интернет изд. на основе трудов В. П. Бардовского, О. В. Рудаковой и Е. М. Самородовой.2013. URL:http://modern-econ.ru/o-proekte.

14. Современный экономический словарь/ Б.А Райзберг [и др.].- М.: ИНФРА, 2011-324

15.Сошникова,Л.А.Моделирование и анализ инфляции в Российской Федерации // Л.А. Сошникова Ю.Ю. Гнездовский// Вопросы статистики. -2011. -№ 4. - C.31-33.

16.Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник/ Л.С Тарасевич., П. И. Гребенников.  - М.: Высшее образование, 2011.-654 с.

17.Уровень Инфляции в Российской Федерации//INFLATIONINRUSSIA.COM:интернет ресурс.2013. URL: http://уровень-инфляции.рф

19.Учебник по основам экономической теории/под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос,2010.-126 с.

20.Экономическая теория/под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 2011-324 с. 

 


Информация о работе Характеристика антиинфляционной политики в России