Характеристика и тенденции развития российского рынка платежных карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:32, доклад

Описание работы

В 2009 году на российском рынке платежных карт сохранилась положительная динамика развития как в сфере эмиссии, так и в сфере эквайринга платежных карт. Наблюдался дальнейший рост безналичных операций, совершенных с использованием платежных карт. Так, с 2001 по 2009 год отношение объема безналичных операций, совершенных на территории России с использованием платежных карт, к ВВП увеличилось с 0,4% до 2,5%, также увеличилась и доля указанных операций в розничном товарообороте, обороте общественного питания и платных услуг населению с 0,9% до 3,8%.

Файлы: 1 файл

Обзор рынка.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

ХАРАКТЕРИСТИКА  И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОГО РЫНКА  ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

В 2009 году на российском рынке платежных карт сохранилась  положительная динамика развития как  в сфере эмиссии, так и в  сфере эквайринга платежных карт. Наблюдался дальнейший рост безналичных операций, совершенных с использованием платежных карт. Так, с 2001 по 2009 год отношение объема безналичных операций, совершенных на территории России с использованием платежных карт, к ВВП увеличилось с 0,4% до 2,5%, также увеличилась и доля указанных операций в розничном товарообороте, обороте общественного питания и платных услуг населению с 0,9% до 3,8%.

Вместе с  тем, в 2009 году, по сравнению с предыдущими  годами, под влиянием мирового финансового  кризиса произошло замедление темпов прироста

количества эмитированных платежных карт, а также количества и объема операций, совершенных с их использованием. В частности, прирост количества эмитированных платежных карт составил 5,7%, прирост количества и объема операций составил 17,3% и 7,3%, в то время как в 2008 году прирост данных показателей составил соответственно 15,2%, 29,5% и 43,5%.

Платежные карты

Структура российского  рынка платежных карт разнообразна и включает такие виды как расчетные (дебетовые), кредитные и предоплаченные карты.

В 2009 году наибольшую долю в структуре платежных карт составляли расчетные (дебетовые) карты (почти 91,6% или 115,4 млн. карт), что объясняется, в первую очередь, их развитием за счет широкой реализации «зарплатных» проектов.

Кредитные карты  стали более активно распространяться, преимущественно в связи с реализацией банками различных программ потребительского кредитования. Их доля в общем числе эмитированных карт составила лишь 6,8% или 8,6 млн. карт.

Сектор кредитных  карт наиболее существенно отреагировал на изменение экономической ситуации, сложившейся в стране в условиях мирового финансового 4

кризиса. Многие российские банки ужесточили требования к потенциальным держателям кредитных  карт, снизили кредитные лимиты (лимиты «овердрафта» для расчетных (дебетовых) карт с разрешенным «овердрафтом»), а также пересмотрели тарифную политику, что, в свою очередь, привело к сокращению темпов роста их эмиссии. В этой связи по сравнению с 2008 годом количество эмитированных в стране кредитных карт сократилось почти на 7,5%.

В целом, снижению показателей, характеризующих развитие сектора кредитных карт, способствовали и изменения в поведении их держателей, предпочитающих меньше пользоваться заемными средствами в условиях нестабильной ситуации в сфере занятости населения.

В 2009 году более чем в 3 раза увеличилось количество предоплаченных карт, однако их доля в структуре российского рынка платежных карт по прежнему остается незначительной (1,6% или 2,0 млн. карт). Предоплаченные карты дополняют собой традиционный набор розничных платежных инструментов и способствуют, в первую очередь, решению задач по обеспечению потребностей населения в оплате товаров и повседневных услуг (услуг мобильной связи, коммунальных платежей, др.) на небольшие суммы посредством сети Интернет и мобильных телефонов.

В 2009 году на российском рынке платежных карт стали реализовываться  новые виды услуг, в частности, по переводу денежных средств с одного банковского счета на другой банковский счет с использованием платежных  карт (переводы «с карты на карту»), взносы на благотворительные цели и пр. (24,5 млн. операций на сумму 185,9 млрд. рублей). При этом значительную долю операций среди данных видов услуг занимают переводы денежных средств «с карты на карту». Ее популярность в России во многом обусловлена доступностью, поскольку у физического лица - перевододателя отсутствует необходимость посещения почтового отделения или банка для осуществления перевода и выполнения связанных с ним соответствующих процедур.

Однако существует ряд факторов, препятствующих развитию переводов «с карты на карту»:

- наличие лимитов  на сумму перевода денежных  средств, как правило, с большими  ограничениями, чем у традиционных  систем переводов;

- наличие комиссионного  вознаграждения, взимаемого кредитными  организациями за осуществление  перевода денежных средств «с карты на карту».

Еще одним активно  развивающимся направлением, способствующим развитию новых услуг кредитных  организаций для держателей платежных  карт, является внедрение дистанционного банковского обслуживания («интернет-банкинг», «мобильный банк»), обеспечивающего доступ к их банковским счетам для совершения операций на основании кодов, паролей, сформированных на базе реквизитов платежных карт.

В современных  условиях спектр услуг, предоставляемых  в рамках дистанционного банковского обслуживания, существенно расширился. Интерес кредитных организаций к развитию указанных услуг основывается на повышении к ним интереса держателей карт, а также сравнительной незначительностью затрат на их внедрение.

Кроме того, в 2009 году российские банки в большей степени стали ориентироваться на обслуживание привилегированных клиентов (VIP-клиентов) и развивать программы, стимулирующие активнее использовать карты премиальных категорий в торгово-сервисной сети.

В числе значимых тенденций развития российского карточного рынка следует отметить и активизацию банков в секторе социальных проектов, предусматривающих внедрение карт, предназначенных для получения пенсий, пособий, дотаций и иных выплат социального характера.

Одним из ярких  примеров реализации проектов по выпуску и обслуживанию социальных карт является успех проекта «Социальная карта Башкортостана». К концу 2009 года было реализовано 7 функциональных приложений социальной карты: социальное, медицинское, транспортное, налоговое, пенсионное, дисконтное, банковское. В разработке находились новые приложения, обеспечивающие оплату штрафов ГИБДД, оплату госпошлины за оформление/выдачу паспортов, учет использования бюджетных средств, выделяемых на питание учащихся, а также контроль посещаемости и успеваемости учащихся и пр.

16 декабря 2009 года на международном ежегодном  конкурсе инновационных банковских  продуктов OSCARDS 2009 в Париже, наряду  с банковскими продуктами из  США и Тайваня, проект «Социальная  карта Башкортостана» был номинирован  на премию «Лучший инновационный банковский продукт» в категории «Услуги», где стал первым среди российских разработок, победившим в данном конкурсе.

Кроме того, опыт Башкортостана был положительно оценен на совместном заседании Государственного Совета России и Совета при Президенте России по развитию информационного общества 23.12.2009.

Платежные системы

В структуре  российского рынка платежных  карт представлены российские и международные  платежные системы. Количество российских платежных систем на протяжении последних 10 лет остается примерно на одном уровне и на конец 2009 года составило около 60, большинство из которых - «одноэмитентные платежные системы»2. Наибольшую долю (по количеству платежных карт, объему и количеству операций и т.п.) занимают международные платежные системы, лидерами среди которых являются VISA и MasterCard. Однако в 2009 году доля «активных»3 карт в общем количестве карт международных платежных систем невелика, поскольку в среднем за квартал она составляла около 45%, в то время как аналогичный показатель по картам российских платежных систем был выше и соответствовал 65%.

Несмотря на лидирующие позиции  на российском рынке платежных карт международных платежных систем, держатели международных карт в  большей степени ориентированы  на получение наличных денежных средств, чем на операции по безналичной оплате товаров и услуг, о чем свидетельствует структура операций, совершенных с использованием карт международных платежных систем, в которой доля безналичных операции по оплате товаров и услуг составила 27,6% по количеству и 11,2% по объему операций. Аналогичные показатели по картам российских платежных систем были выше и составили 38,8% по количеству и 25,1% по объему операций

Среди российских платежных  систем наибольший удельный вес по количеству и объему операций, а также инфраструктуре обслуживания платежных карт приходился на такие системы, как «Объединенная Российская Платежная Система» («ОРПС»), «Золотая Корона», «Union Card/NCC» и «Таможенная карта». Следует отметить, что платежная система «Таможенная карта» ориентирована на использование платежных карт исключительно для безналичной оплаты таможенным органам таможенных и иных платежей.

Российские платежные  системы развивали свою деятельность и в международном аспекте. В  указанных целях операторами  российских платежных систем привлекались к сотрудничеству иностранные банки, выступающие как в качестве эмитентов, так и в качестве эквайреров российских платежных карт. Так, в 2009 году на территории России с использованием карт российских платежных систем, эмитированным за пределами России, было совершено 11,8 тыс. операций на сумму 53,6 млн. рублей. По картам российских платежных систем, эмитированным кредитными организациями на территории Российской Федерации, количество и объем операций, совершенным с их использованием за пределами России, за аналогичный период составили 7,5 тыс. операций на сумму 75,1 млн. рублей.

К развитию международного аспекта сотрудничества между российскими  и международными платежными системами можно отнести взаимную интеграцию российских платежных систем с белорусской платежной системой «БелКарт».

Во исполнение пункта VIII Протокола заседания Межбанковского валютного совета Банка России и  Национального банка Республики Беларусь от 20.06.2008 №28 ведется совместная работа в области интеграции розничных платежных систем, в том числе функционирующих с использованием платежных карт, в Российской Федерации и Республике Беларусь, позволяющая создать условия взаимного приема платежных карт российских и белорусских платежных систем на территории Российской Федерации и Республики Беларусь.

Другим примером развития интеграционных процессов, проводимых в рамках сотрудничества Банка России с Народным банком Китая, является взаимная интеграция российской платежной системы «Union Card/NCC» и китайской национальной платежной системы «China UnionPay», по итогам которой осуществлен выпуск совмещенных платежных карт указанных платежных систем. Платежные карты, выпускаемые в рамках данного проекта, позволяют их держателям совершать платежи как на территории Российской Федерации в инфраструктуре российской платёжной системы «Union Card/NCC», так и за рубежом - в инфраструктуре «China UnionPay».

Инфраструктура

По итогам развития российского рынка платежных карт можно отметить, что в 2009 году сохранялась тенденция развития инфраструктуры, обеспечивающей проведение операций с использованием платежных карт, как по безналичной оплате товаров и услуг, так и по получению наличных денежных средств. Кроме того, темп прироста инфраструктуры за год значительно превышал темп прироста эмиссии платежных карт за аналогичный период (прирост эмиссии – 5,7%, инфраструктуры – 10,6%).

На конец 2009 года на территории России насчитывалось 597,2 тыс. устройств для осуществления операций, как с использованием, так и без использования платежных карт. Выдача наличных денежных средств по платежным картам кредитными организациями осуществлялась с использованием 75,9 тыс. электронных терминалов и 84,5 тыс. банкоматов, из которых 79,5 тыс. банкоматов оснащены функцией оплаты работ и услуг. Темп прироста за 2009 год по указанным устройствам составил 22,1%, 19,0% и 21,6% соответственно. Для совершения платежей с использованием платежных карт в организациях торговли и услуг кредитными организациями было установлено 354,4 тыс. электронных терминалов и 52,8 тыс. импринтеров (темп прироста 6,3% и 15,3% соответственно), а также 17,0 тыс. электронных терминалов удаленного доступа.

Также, в целях  оплаты услуг, использовались банкоматы  с функцией приема наличных денежных средств, которых на начало 2010 года насчитывалось 23,3 тыс. единиц.

На конец 2009 года 42% банкоматов, 69% электронных терминалов и 83% импринтеров, действующих на территории России, принадлежало 10 из 700 кредитных  организаций, обслуживающих платежные карты и эмитирующих банковские карты (рисунок 6). При этом доля трех крупнейших кредитных организаций (владельцев инфраструктуры) составляла 29% банкоматов, 49% электронных терминалов и 27% импринтеров.

 Доля крупнейших  кредитных организаций, обслуживающих платежные карты и эмитирующих банковские карты в 2009 году 205,0392,2Доля 10 крупнейших банков - 66%тыс. устройствтыс. Устройств. Доля остальных банков - 34%83,742,3млн. карт млн. картДоля 10 крупнейших банков эмитентов - 66%Доля остальных банков эмитентов - 34%

В России инфраструктура обслуживания платежных карт, в основном, сосредоточена в столицах регионов (более 60%) и в других крупных городах  регионов (около 30%).

Следует отметить, что карты международных платежных  систем VISA и MasterCard принимаются к обслуживанию подавляющим большинством (около 90%) банкоматов и устройств (электронных терминалов и импринтеров), установленных в пунктах выдачи наличных (ПВН)4 и предприятиях торговли и услуг.

Доступность инфраструктуры российских платежных систем ограничивается различием используемых в них стандартов и технологий, что приводит к несовместимости сходных по функциям платежных инструментов и, как следствие, к невозможности использования платежных карт, выданных банками-участниками одной платежной системы, в банкоматах и терминалах, принадлежащих банкам-участникам другой платежной системы.

Характеризуя  развитие инфраструктуры платежных  карт на территории Российской Федерации  в целом, можно отметить, что к  основным факторам, влияющим на ее развитие, относятся достаточно низкая эффективность функционирования и высокая ее стоимость, в частности, банкоматов. Указанная проблема особенно актуальна в условиях экономической ситуации, сложившейся в России, поскольку повышение качества и доступности банковских услуг требует денежных и трудовых ресурсов не только для формирования сети банкоматов, но и финансового (оплата услуг связи, аренды площади установки, инкассации и пр.) и технологического (профилактика, ремонт, обновление программного обеспечения и пр.) ее сопровождения. Однако децентрализованное развитие сети банкоматов (когда кредитная организация стремится развивать собственную сеть) на практике приводит к тому, что в непосредственной близости друг от друга установлены сразу несколько банкоматов разных банков, что в конечном итоге не способствует оптимальному использованию такой банкоматной сети и ведет к повышению стоимости услуг для потребителей. К негативным факторам также можно отнести высокие комиссии банков-эмитентов, которые они взимают со своих клиентов за  получение наличных денежных средств в банкоматах, установленных другими кредитными организациями (банками-эквайрерами). Это вынуждает клиентов использовать платежные карты преимущественно в инфраструктуре банков, выдавших платежные карты, что не только снижает доступность платежных услуг, но и приводит к дополнительной нагрузке данной инфраструктуры (при несоответствии масштаба эмиссии платежных карт количеству собственных банкоматов, обеспечивающих их обслуживание). Статистика свидетельствует о существовании диспропорций в загруженности сетей банкоматов отдельных кредитных организаций. В результате владельцы «простаивающих банкоматов» несут убытки, в то время как сеть банкоматов других кредитных организаций перегружена, что приводит к снижению эффективности инвестирования привлеченных денежных ресурсов и росту стоимости банковских услуг в целом.

Информация о работе Характеристика и тенденции развития российского рынка платежных карт