Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:17, реферат
Германия состоит из 16 административных единиц. Берлин, Бремен и Гамбург - это города-регионы, представляющие собой самостоятельные административные единицы. Столица Германии - Берлин. Германия всегда была разделена на Федеративные Земли, хотя карта страны с течением времени часто менялась. Административные границы, установленные на сегодняшний день, были утверждены 3 октября 1990 года, после соединения Западной и Восточной Германии и образования единой Федеративной Республики.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика экономики Германии……………………………….4
Экономическое развитие……………………………………...............5
Основные черты хозяйственного механизма………………………11
Экономика Германии в мирохозяйственных связях………………15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………..22
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Характеристика экономики Германии……………………………….4
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..22
Введение
Германия состоит из 16 административных единиц. Берлин, Бремен и Гамбург - это города-регионы, представляющие собой самостоятельные административные единицы. Столица Германии - Берлин. Германия всегда была разделена на Федеративные Земли, хотя карта страны с течением времени часто менялась. Административные границы, установленные на сегодняшний день, были утверждены 3 октября 1990 года, после соединения Западной и Восточной Германии и образования единой Федеративной Республики.
Для современной Германии характерна достаточно сбалансированная партийно - политическая структура, которая обеспечивает стабильность и прогресс в развитии страны: все основные партии, представленные в бундестаге, группируются вокруг центра, создавая тем самым необходимую опору для консолидации общества. Социал-демократическая партия пользуется широкой поддержкой в больших городах и промышленно развитых регионах, где проблема безработицы особенно актуальна. Однако, несмотря на некоторые принятые законы, регулирующие вопросы иммиграции, проблема безработицы в Германии по - прежнему является одной из самых острых.
Сокращение социальных программ
и либерализации рынка труда -
сильный удар по самой идеологии
немецкого государства, гордившегося
своим высоким уровнем
Германия на сегодняшний день, одна из немногих стран Европы, которая притягивает к себе взгляды экономистов, политиков своими коренными изменениями, смелыми решениями в области экономики и политики1.
Глава 1. Характеристика экономики Германии
ФРГ - крупнейшая страна Западной Европы. По объему ВВП, промышленного производства, по уровню экономического развития она занимает от третьего до пятого места в мире. Ее доля в мировом ВВП в 1999 г. находилась на уровне 4,7% при подсчете на базе покупательной способности марки и 7,1% - на базе текущих валютных курсов. При 82 млн чел. населения ФРГ сосредоточивает примерно 1/4 часть ВВП и промышленной мощи региона. Валовой продукт Германии составляет 22% американского, 60% японского.
Возвышение ФРГ после Второй мировой войны связано со значительным расширением внутреннего рынка, массовым обновлением и ростом основного капитала. Росту производства способствовали финансовая и материальная помощь по «плану Маршалла», импорт иностранного капитала, небольшие военные расходы. Длительное время норма накопления приближалась к 25%, опережая большинство западно - европейских стран по этому показателю.
В первые послевоенные десятилетия экономическая политика проводилась под знаком социального рыночного хозяйства с целью соединить конкуренцию, частную инициативу с социальным прогрессом, обеспеченным производительностью экономики. Включение в состав ФРГ в 1990 г. ГДР и развал Советского Союза коренным образом изменили экономические и геополитические позиции Германии в Европе. Она стала крупнейшей экономической силой, претендующей на ведущие политические позиции в регионе. Весной 1999 г. вопреки конституции и международным обязательствам активно участвовала в военной агрессии ведущих стран НАТО против Югославии и оккупации части ее территории2.
1.1 Экономическое развитие
Экономическое развитие Германии в 90-е годы характеризовалось невысокими темпами роста. Среднегодовой прирост ВВП за 1991-1999 гг. составил 1,5%, что чуть ниже среднего показателя по ЕС, но выше, чем в Японии. В 1993 г. произошел циклический спад производства в стране - на 1,1% ВВП. Он в основном затронул обрабатывающую промышленность, которая затем практически не увеличила производство.
Невысокие темпы роста валового продукта вызваны структурной перестройкой хозяйства восточных земель, сдвигами в условиях производства как в национальном хозяйстве, так и в мировой экономике. В общем плане причина этого явления кроется в недостаточной адаптации германских компаний к изменениям спроса на внутреннем и внешнем рынках.
Таблица 1. Показатели экономического развития Германии в 1991-2000 гг., %, ППС
|
|
Капиталовложения в основной капитал |
|
ВВП на душу населения |
Страны |
ВВП
|
Занятость
| ||
| ||||
|
|
|
| |
Германия |
1,9 |
1,7 |
0,5 |
1,6 |
Развитые страны |
2,4 |
3,2 |
0,7 |
1,8 |
Относительно низкой была динамика капиталовложений в оборудование. В хозяйстве отмечалось некоторое снижение нормы капиталовложений с 23,4% в 1991 г до 21,8% в 1998 г. По темпам прироста вложений в основной капитал ФРГ уступала всем странам ЕС и особенно США - в три раза.
Важную роль в поддержании экономического роста играет развитие НИОКР. Германия несколько отстает от США и Японии по доле этих расходов в ВВП, которая в 1997 г. составила 2,3%, а в США - 2,8%, в Японии - 2,9%. В абсолютном выражении ассигнования на НИОКР в Японии в два раза, а в США вчетверо превосходят германские. Около 70% всего объема НИОКР выполняется в крупнейших компаниях, обладающих мощным научно-исследовательским и финансовым потенциалом.
Германские фирмы ассигнуют на НИОКР большую долю своих средств, чем их конкуренты в ЕС (1,8% ВВП). Они владеют большим числом патентов, чем остальные страны ЕС и лишь незначительно уступают по этому показателю японским и американским компаниям. Однако в развитии научно-исследовательских работ германские фирмы с опозданием осознали важность разработки новейших базисных технологий. Большинство из них ориентировалось, скорее, на внедрение современных технологий, чем на освоение новых видов продукции. Эффективность ассигнований на науку и технику сдерживалась их концентрацией на аэрокосмической области, где германским компаниям трудно добиться осязаемых результатов в конкурентной борьбе с американскими гигантами.
Развитие производства, НИОКР обеспечивалось достаточно организованной и квалифицированной рабочей силой. Устойчиво рос удельный вес квалифицированных кадров в промышленности. Доля профессионально подготовленных работников составляет 60% (1982 г. - 54%). В 90-е годы уровень охвата подростков средним образованием снизился и находится на более низком уровне, чем в других ведущих странах - 87%.
ФРГ выделяется среди развитых стран уровнем развития «экономики знания». Это достигнуто в основном за счет секторов сферы услуг с высокой квалификацией рабочей силы, но по доле производства высокотехнологических отраслей она уступает всем ведущим странам, за исключением Италии.
Высокий уровень «экономики знания» обеспечивал высокие темпы роста производительности труда, которые превышали темпы ЕС и всех развитых стран в целом. ФРГ превосходит ряд ведущих промышленных стран в уровне производительности труда, за исключением США и Японии, уступая им примерно на 20 и 8% в обрабатывающей промышленности. Только в производстве химических товаров и металлов он равен американскому.
Экономическое развитие ФРГ
сдерживалось высоким уровнем безработицы.
Ее среднегодовой уровень
Основные направления экономической политики. Экономическая политика была направлена на решение ряда расходящихся целей — включение восточных земель в систему западного хозяйствования, подготовка к созданию валютного союза ЕС, обеспечение конкурентоспособности страны на международных рынках.
Проблемы первой задачи были недооценены. Социальная и техническая реконструкция восточно - германского хозяйства потребовала перевода крупных средств, которые в 1990—1995 гг. достигали 4—5% валового продукта западных земель. Она проходила при повышении уровня оплаты рабочей силы для предотвращения ее перемещения на запад, что привело к увеличению издержек производства. Это явилось одной из причин потери традиционных рынков в Восточной Европе.
Для стимулирования экономического роста и увеличения капиталовложений были проведены изменения в налогообложении; снижены прямые налоги на компании, повышена граница личного подоходного налога. Большой разрыв между подоходным налогом и налогом на прибыли корпораций может увеличивать стремление компаний поддерживать уровень прибыльности и увеличить неприбыльные инвестиции.
Произошло сокращение предпринимательской функции государства, но оно не привело к значительному снижению доли правительственных расходов в ВВП (1987 г. - 47%, 1992 г. - 50,5%, 1998 г. - 46,9%). Приватизация в восточных районах осуществлялась на льготных условиях (налоговые скидки, государственные субсидии, низкопроцентные займы). Напряженность государственных финансов сопровождалось возрастанием давления на рынке капитала. В 90-е годы по уровню государственных расходов среди ведущих западных стран только Франция превосходила ФРГ. Рост государственных расходов сопровождается дефицитом бюджета, достигающим 3,5-4,0% ВВП. Инфляционные процессы находятся под контролем, а учетные ставки - на достаточно низком уровне, ниже, чем в ЕС в целом.
Одним из направлений экономической политики было сдерживание роста государственного долга. В связи с дефицитностью бюджета государственный долг вырос с 44% ВВП в 1990 г. до 61% в конце истекшего столетия, несколько превысив контрольный уровень ЕС. Это вызвало повышение выплат процентов, которые достигли 4% ВВП. Выплаты процентов стали третьей статьей правительственных расходов после социальных и военных. Уменьшение роста государственного долга достигалось сдерживанием социальных расходов, а также повышением доходов, в частности за счет приватизации ряда государственных компаний.
Кредитно - денежная политика была направлена на устранение растущей инфляции и поддержание экономического роста, но нередко в ущерб решению других проблем, например безработицы, которая в 1999 г. превышала 4 млн человек.
В последние годы одним из основных направлений экономической политики стало сдерживание расходов на рабочую силу и социальное обеспечение с целью уменьшения доли труда в единице готовой продукции. Международная конкурентоспособность германских товаров ослабла вследствие различий в темпах роста издержек на рабочую силу и производительность труда. По величине издержек на рабочую силу (почасовая оплата и дополнительные выплаты) ФРГ занимает первое место среди ведущих 15 государств мира.
Структурные изменения. Современный этап НТР, переход к новому типу воспроизводства привели к структурным изменениям. В воспроизводстве ВВП снизилась доля материального производства, и прежде всего сельского хозяйства и промышленности, и возросла доля услуг.
Значительные изменения
произошли в структуре
Машиностроение занимает ведущее положение в структуре промышленного производства. На него приходится около 50% занятых в сфере промышленного производства. В структуре выпуска центр тяжести стал перемещаться от производства традиционной продукции в область научно-технических производств. Ведущее место занимают автомобильная промышленность, общее машиностроение и электротехническая. Их положение во многом зависит от спроса на внешнем рынке. Германии по отдельным видам производства обрабатывающей промышленности принадлежат ведущие места в мире. По производству станков она занимает второе место. В основных группах отраслей она занимает третье место3. В отличие от промышленности сельскохозяйственное производство Германии по валовому объему уступает Франции и Италии. Германия занимает ведущее место по степени насыщенности парком основных сельскохозяйственных машин и одно из ведущих мест по использованию химикатов.
Субъектами подобной аренды выступают мелкие и средние производители. По уровню концентрации земельного фонда Германии уступает Британии, Люксембургу, Дании, Франции, Ирландии. Средний размер хозяйства составляет примерно 17 га. Свыше 54% хозяйств имеют площадь сельскохозяйственных угодий менее 10 га и только 5,5% - 1; свыше 50 га. Причем мелкие и средние хозяйства, как правило, разбиты на несколько участков4.
Сельское хозяйство. В отличие от промышленности сельскохозяйственное производство ФРГ по валовому объему уступает Франции и Италии. По интенсивности и продуктивности ее сельское хозяйство превышает средний уровень для стран ЕС, но уступает таким странам, как Нидерланды, Бельгия, Франция, Дания. Германия занимает ведущее место по степени насыщенности парком основных сельскохозяйственных машин и одно из ведущих мест по использованию химикатов.