Характеристика экономики Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:17, реферат

Описание работы

Германия состоит из 16 административных единиц. Берлин, Бремен и Гамбург - это города-регионы, представляющие собой самостоятельные административные единицы. Столица Германии - Берлин. Германия всегда была разделена на Федеративные Земли, хотя карта страны с течением времени часто менялась. Административные границы, установленные на сегодняшний день, были утверждены 3 октября 1990 года, после соединения Западной и Восточной Германии и образования единой Федеративной Республики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика экономики Германии……………………………….4
Экономическое развитие……………………………………...............5
Основные черты хозяйственного механизма………………………11
Экономика Германии в мирохозяйственных связях………………15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Реферат по мир экон.docx

— 60.13 Кб (Скачать файл)

Относительно низкий уровень  интенсификации производства связан с  социально-экономической структурой сельского хозяйства. Значительная часть сельскохозяйственных земель сдается в аренду. В полной собственности  производителей находится около 22% сельскохозяйственных угодий. В отличие от ряда других стран преобладающей формой аренды является парцельная аренда, когда берутся дополнительно к собственной земле отдельные участки (парцеллы). Субъектами подобной аренды выступают мелкие и средние производители. По уровню концентрации земельного фонда ФРГ уступает Британии, Люксембургу, Дании, Франции, Ирландии. Средний размер хозяйства составляет примерно 17 га. Свыше 54% хозяйств имеют площадь сельскохозяйственных угодий менее 10 га и только 5,5% - свыше 50 га. Причем мелкие и средние хозяйства, как правило, разбиты на несколько участков.

Внедрение научно - технических достижений в производство, которое в первую очередь происходит в крупных хозяйствах, ведет к росту производительности труда и вытеснению мелкого крестьянского хозяйства. Примерно половина хозяйств не обеспечивает своим предпринимателям необходимого дохода, основную часть его они получают в промышленности и в других отраслях экономики. По уровню доходности сельское хозяйство ФРГ уступает целому ряду стран ЕС.

Аграрная политика федерального правительства направлена на изменение социально-экономической структуры хозяйства. В ее рамках важное значение отводится мерам по устранению чересполосицы, на что выделяется до 1/5 части средств, ассигнованных на осуществление правительственных аграрных программ. Важную роль играют также меры социального характера и стимулирование капиталовложений. Государственная помощь в области инвестиций предоставляется конкурентоспособным хозяйствам.

Высоким уровнем развития, широтой охвата и многообразием  форм характеризуется сельскохозяйственная кооперация, которая распространяется практически на всех производителей. Через нее осуществляются кредитование хозяйств, снабжение их средствами производства, заготовка и переработка продукции. Наиболее высок удельный вес в сбыте молока (80%), зерна (50%), овощей (40%), вина (30%). Производственное кооперирование развито слабее. Государство оказывает финансовую помощь кооперативам.

Повышение агрокультуры, структурные  изменения способствовали росту  производства многих видов продукции (пшеницы, ячменя, кукурузы, сахарной свеклы, мяса птицы, молока). Отечественное  производство обеспечивает свыше 4/5 потребностей страны в продовольствии, в том числе более чем на 100% в пшенице, сахаре, говядине, сыре, сливочном масле.

Кредитные рынки. По величине финансовых рынков Германия значительно уступает США и другим ведущим странам. Значительная часть сделок с активами, выраженными в немецких марках, совершалась с Лондоне и Люксембурге. Отставание германского финансового центра Франкфурта от Нью-Йорка и Лондона вызывалось большей степенью регулирования, налогообложения ряда операций, меньшей ролью институциональных инвесторов. Создание экономического союза в Европе выдвигает задачу укрепления конкурентных позиций германских банков и рынков капитала.

 

1.2. Основные черты хозяйственного механизма

 

Концентрация  капитала. Многие отрасли германского хозяйства отличаются высоким уровнем централизации и концентрации капитала. В обрабатывающей промышленности 100 крупнейших фирм сосредоточивают 60% общего оборота и более 50% общего числа занятых. Крупнейшие германские объединения широко представлены среди 500 гигантов деловой активности в мире (1992 г. - 42). Среди 50 крупнейших по обороту компаний мира семь германских (1970 г. - две). Это больше количества подобных объединений в Британии и Франции. В шести отраслях мирового производства германские компании входят в десятку крупнейших (химическая промышленность, банковская сфера, автомобилестроение, электротехника, легкая промышленность, черная металлургия). Три концерна - «БАСФ», «Хехст», «Байер» входят в число крупнейших в химической промышленности. В отличие от предприятий многих западных стран германские компании характеризуются многопрофильным диверсифицированным производством.

Высокий уровень централизации достигнут в кредитной сфере. Среди банков главенствуют «Алиянц», «Дойче банк», «Байерише хюповерейн банк», «Коммерц банк». Они входят в число 50 крупнейших банков мира (4 французских, 6 британских).

Несмотря на высокую степень  централизации капитала и производства, значительный удельный вес имеют  мелкие и средние компании. Мелкие компании с числом занятых до 50 человек сосредоточивают 31,3% производства. Во всем хозяйстве страны мелкие и средние фирмы с числом занятых до 249 человек создают почти 55% валового продукта.

Доминирующий голос в  германских фирмах имеет банк. Самофинансирование, банки и их кредитование играют более  важную роль, чем в англоговорящих странах. Перекрещивающиеся владения между промышленными компаниями, между банками и промышленными  компаниями выступают важной чертой германской системы взаимодействия капитала. Относительно низкая роль биржевых операций снижает значение риска.

Система управления компаниями. Доминирующей чертой германских компаний является «внутренний» характер систем их управления, при котором все участники - акционеры, управляющие, наемные работники, арендаторы, поставщики и потребители могут оказывать влияние на развитие компании, в том числе прямое влияние на принятие решений через такие органы, как наблюдательный и производственные советы. Германская система управления отличается от англосаксонской модели, в которой владельцы капитала имеют небольшое прямое влияние на управление, но могут проявлять силу, «голосуя ногами», продавая акции или перенося субконтракты.

В центре германской рыночной экономики находится система  так называемого соучастия в  решениях. На предприятиях действуют  производственные советы, которые избираются прямым голосованием. Они участвуют  в решении вопросов организации  рабочего места, производственного  процесса и общей обстановки, приема на работу.

На крупных предприятиях с численностью занятых свыше  2 тыс. человек учреждаются наблюдательные советы, состоящие из акционеров и работающих по найму, которых выдвигают производственные советы и профсоюзы. Члены советов получают возможность участвовать в управлении фирмой. По закону работники имеют половину мест в наблюдательных советах - высших руководящих органах, которые назначают и смещают старших управляющих. Это является частью системы, которая способствует тесным связям между рабочими и укрепляет особую форму управления корпорациями. Фирмы и банки владеют акциями друг друга и тем самым минимизируют дисперсию владения на фондовых рынках и среди акционеров. Это экономическое устройство базируется на сильной децентрализованной федеральной системе, которая дает большую власть 16 землям, и формах политики, построенных на согласии, при которых решения принимаются, насколько возможно, с молчаливого согласия главных партий - христианских демократов и социал-демократов.

Роль государства. В последние десятилетия роль государства изменилась. Сократились его предпринимательская функция, прямые формы регулирования. Государственное предпринимательство складывалось под влиянием государственного строительства или выкупа находившихся в тяжелом финансовом положении предприятий и фирм. В конце 80-х годов на предприятиях государственного сектора было занято 8,7% всех рабочих и служащих. Помимо промышленности государственные предприятия занимают видное место в инфраструктуре (атомная энергетика, пути сообщения, средства связи и информации, кредитные учреждения). В промышленности государство контролировало базовые и энергетические предприятия: производство цветных металлов (алюминия, свинца, цинка — примерно 2/3), добычу каменного угля.

Переход к неоконсервативной форме регулирования сопровождался сокращением государственного сектора путем продажи акций предприятий на кредитных рынках. Сокращение государственного сектора расширило сферу частного капитала, рыночных сил. В 90-е годы государственные капиталовложения установились на самом низком уровне - порядка 2% ВВП.

Государство играет важную роль в финансировании НИОКР. Федеральное  и земельные правительства обеспечивают свыше 37% (Федеральное правительство - 24%) расходов на эти цели. За счет государственных средств финансируется значительная часть фундаментальных исследований в области космической техники, ядерной энергетики. Государство выделяет существенные средства мелким и средним фирмам для ведения научно - технических разработок и оплаты исследовательского персонала (около 1,8% всех расходов на НИОКР).

Трудовые отношения. Немецкое законодательство разрешает организациям работодателей и наемных работников совместно определять уровень заработной платы и условия труда. Трудовые соглашения заключаются на национальном уровне между отраслевыми организациями предпринимателей и профсоюзов. Они могут связывать даже предпринимателей, не входящих в организации нанимателей, если это отвечает общественным интересам. Уровень заработной платы, устанавливаемой организациями предпринимателей и рабочих, мало отличается в различных секторах хозяйства и профессиональных группах. В условиях экономического роста заключение централизованных соглашений обеспечивает стабильность в отношениях предпринимателей и рабочих. Наряду с Японией германская промышленность практически не испытывает влияния забастовочного движения. Пожизненный найм в Германии был более реальным, чем в Японии.

Сотрудничество предпринимателей и профсоюзов распространяется на организацию  труда, включая групповые принципы производственной деятельности, повышение  квалификации персонала, ориентацию оплаты труда на производственные потребности  и достигнутые результаты.

Согласие между рабочей  силой и капиталом поддерживается системой социального обеспечения, которая базируется на трех основах - страховании здоровья, пенсиях и пособиях по безработице. Безработные в течение 32 месяцев получают 2/3 прежнего оклада, после чего пособие начинает снижаться. Пенсионные фонды самофинансируются и существуют на основе взносов. В 90-е годы в системе хозяйства произошли изменения в сторону большей свободы для предпринимателей, в частности, в вопросах найма рабочей силы.

 

1.3. Экономика Германии в мирохозяйственных связях

 

Германское хозяйство тесно вплетено в систему мирохозяйственных связей, оказывая большое воздействие на мировое хозяйство. Компании занимают ведущее место в мире в развитии практически всех видов внешнеэкономических связей.

Открытость экономики. Экономика ФРГ характеризуется высоким уровнем интернационализации производства. Ее экспортная квота составляет 27%, а импортная - 25% ВВП. По этому показателю германская экономика не достигла уровня 1913 г. Семь отраслей промышленности (общее машиностроение, автомобилестроение, точная механика и оптика, производство ЭВМ и конторского оборудования, производство музыкальных инструментов, текстильная и кожевенная промышленность) вывозят за границу более половины выпускаемой ими продукции. Многие из экспортных отраслей одновременно являются крупными импортерами. Доля импорта в поставках на внутренний рынок покрывает свыше половины спроса на ЭВМ и конторское оборудование, точную механику и оптику, цветную металлургию.

Внешнеторговые  связи. По объему экспорта ФРГ занимает второе место в мире после США (9,3%), по конкурентоспособности она уступает США, Швейцарии и ряду восточно - азиатских стран. Наиболее прочные позиции на мировом рынке германские компании занимают в экспорте традиционных товаров - разнообразных по номенклатуре промышленных товаров, главным образом инвестиционного назначения, которые имеют преимущества перед конкурентами, как правило, не в цене, а в качестве товара.

Свыше 55% экспорта приходится на четыре товарные группы: автомобилестроение, общее машиностроение, химические товары и электротехнические товары. Германским компаниям принадлежит первое место в экспорте готовых химических товаров (14-17%). Участие в международной торговле продукцией общего машиностроения отражает состояние конкурентоспособности продукции. По удельному весу в мировом экспорте страна занимает первое место в 22 из 43 подотраслей общего машиностроения, среди них горно - шахтное, полиграфическое оборудование, оборудование для резиновой промышленности и производства пластмасс, измерительные приборы, деревообрабатывающее, металлургическое оборудование и т.д. Германия занимает ведущее место в экспорте текстиля - около 9% мировых поставок и пятое место в мире в экспорте готовой одежды - 4%, но девятое место в экспорте телекоммуникационной техники.

Доля в мировой торговле товарами высокой технологии сократилась (14% экспорта обрабатывающей промышленной продукции). Страна стала их нетто -импортером. По этому показателю ФРГ значительно уступает всем ведущим развитым странам.

Страна занимает четвертое  место по экспорту сельскохозяйственной продукции после США, Франции  и Нидерландов, являясь одновременно крупнейшим ее импортером. Основу экспорта составляют молочные и мясные продукты.

Экспортная торговля в 90-е  годы развивалась более низкими  темпами, чем в предыдущем десятилетии, уступая как всем развитым странам, так и ведущим промышленным державам. В отличие от 80-х годов импорт увеличивался быстрее экспорта товаров  и услуг.

 

Таблица 2. Темпы прироста экспорта Германии, %

Страны

1981—1990

1991—2000

Германия

       5,1

        4,8

ЕС

       4,6

        5,4

Развитые страны

       5,3

        6,0

Информация о работе Характеристика экономики Германии